Система внутреннего контроля на предприятии
9.1. Классификация системы внутреннего контроля.
9.2. Планирование и организация системы внутреннего контроля.
9.3. Инвентаризация как основной прием экономического контроля.
9.1. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
Чтобы глубже донять сущность системы контроля как важной управленческой категории, раскрыть механизм функционирования выражаемых ею отношений, выявить особенности различных ее составляющи, необходимо ее классифицировать в соответствии с различными признаками.
Важнейший классификационный аспект внутреннего контроля - формальный. Выбор формы внутреннего контроля зависит от сложности организационной структуры, правовой формы, видов и масштабов деятельности, целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности, отношения руководства организации к контролю. Одна из наиболее развитых форм внутреннего контроля - внутренний аудит.
Организация внутреннего контроля в форме внутреннего аудита присуща крупным и некоторым средним организациям, для которых характерны усложненная оргструктура (дивизиональная, матричная или конгломератная структура организации); многочисленность филиалов, дочерних компаний; разнообразие видов деятельности и возможность их кооперирования; стремление органов управления получать достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления.
Кроме задач чисто контрольного характера внутренние аудиторы могут выполнять экономическую диагностику, разрабатывать финансовую стратегию, вести маркетинговые исследования, управленческое консультирование. К институтам внутреннего аудита относят и ревизионные комиссии (ревизоров), деятельность которых регламентирована действующим законодательством. Этот институт в основном распространен в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и производственных кооперативах.
Известны следующие типы внутреннего контроля:
- неавтоматизированный контроль - осуществляется непосредственно его субъектами без применения автоматических средств;
- не полностью автоматизированный контроль - осуществляется его субъектами с применением автоматических средств регистрации, обработки, измерения и т.п. (например, контроль качества работы производственного оборудования с помощью технологии штрихового кодирования обрабатываемых узлов и деталей);
- полностью автоматизированный контроль - осуществляется целиком в автоматическом режиме под управлением субъектов внутреннего контроля.
Внутренний контроль целесообразно классифицировать и по значимости субъектов внутреннего контроля:
- субъекты внутреннего контроля первого уровня - это участники (собственники) организации, осуществляющие контроль непосредственно или косвенно (с помощью независимых экспертов, в том числе внешних аудиторов);
- субъекты внутреннего контроля второго уровня - непосредственно в их функции не входит контроль, но в силу производственной необходимости они выполняют и контрольные функции (рабочий, контролирующий качество работы оборудования);
- субъекты внутреннего контроля третьего уровня - выполняют контрольные функции для реализации служебных обязанностей (функций), которые за ними закреплены непосредственно (работники планово-диспетчерского, планово-экономического отделов, отдела кадров);
- субъекты внутреннего контроля четвертого уровня - осуществляют контрольные и другие функции (административно-управленческий персонал; персонал, обслуживающий компьютерные системы; сотрудники отдела бухгалтерского учета, служб коммерческой и физической безопасности);
- субъекты внутреннего контроля пятого уровня - в их функции входит только осуществление контроля (сотрудники отдела внутреннего аудита и члены ревизионной комиссии, отделов входного и технического контроля и т.п.).
В зависимости от времени проведения внутреннего контроля различают:
- Предварительный контроль - осуществляется до начала совершения хозяйственных операций, подвергающихся контролю, с целью предупреждение их незаконности и нецелесообразности. Данный вид контроля целесообразно использовать непосредственно в процессе планирования, бюджетирования и до начала осуществления бизнес-планов.
- Текущий контроль - производится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций. Его цель - оперативное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта. Основное преимущество текущего контроля заключается в возможности своевременно выявить резервы дальнейшего роста производства, которые в ходе осуществления предварительного и последующего контроля могут быть не вскрыты либо не вовлечены в дело.
- Последующий контроль - осуществляется после совершения хозяйственных операций. Цель - установление достоверности отчетных данных, а также выявление недостатков или положительного опыта. Благодаря последующему контролю обеспечивается объективная оценка деятельности хозяйствующих субъектов и отдельных должностных лиц.
В зависимости от источников контрольных данных выделяют:
- Документальный контроль - контроль, осуществляемый по документальным данным. Источниками таких данных являются первичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, бизнес-планы и отчеты предприятия и др. Специфика источников документального контроля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверными, полными и неполными, что, безусловно, сказывается и на выборе технических приемов его осуществления, которые связаны главным образом с проверкой документов:
- Фактический контроль - контроль, осуществляемый поданным осмотра проверяемых объектов в натуре, то есть путем проведения инвентаризации фактического наличия и состояния хранения хозяйственных средств. Достоинство фактического контроля состоит в том, что он обеспечивает безусловную достоверность контрольных данных.
По охвату проверяемых объектов выделяют контроль:
- сплошной - проверка объектов (хозяйственных операций) в сплошном порядке и характеризуется большой трудоемкостью, в связи с чем он используется по отдельным участкам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
- выборочный - ограничивается проверкой выборочного круга проверяемых объектов (хозяйственных оперций) по существующим методам их отбора, на основании чего по выборочной совокупности формируются выводы по результатам проведенного контроля.
По периодичности проведения можно выделить:
- систематический (регулярный) контроль - производятся, как правило, с определенной периодичностью и характерен для государственного, внутреннего и аудиторского контроля;
- разовый (эпизодический) контроль - обусловлен в основном теми или иными общественными интересами (инициативами).
В зависимости от формы экономического контроля используются различные приемы и способы проверок (рис. 6).
Все перечисленные приемы и способы изучения предмета экономического контроля применяются не изолированно, а в сочетании, что позволяет достаточно полно, выявить положительные и отрицательные моменты в хозяйственной деятельности проверяемых организаций и отдельных должностных лиц в целях улучшения сохранности и более эффективного использования экономических ресурсов.
Рис. 6. Приемы и способы, используемые при проведении внутреннего контроля
9. 2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
Создание действенной системы внутреннего контроля (СВК) позволяет контролировать не только сохранность денежных средств и имущества, законность и целесообразность финансовых и хозяйственных операций, но и дисциплину персонала организации. Хотя бы минимальная СВК применяется почти во всех организациях, поскольку законодательство требует обязательного проведения инвентаризации при смене материально ответственных лиц, а также на конец года перед составлением годового баланса.
Руководство предприятия песет ответственность за разработку и фактическое функционирование СВК. Для этих целей в структуре организации может быть организован отдел «внутреннего аудита», которому передается часть функций по поддержанию СВК. Могут рассматриваться и другие варианты, в частности, назначение ревизора в соответствии с Правилами внутреннего распорядка или создание ревизионной комиссии.
В соответствии со стандартами аудиторской деятельности под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе, включает организованные внутри данного экономического субъекта его силами надзор и проверку соблюдения требований законодательства, точности и полноты документации бухгалтерского учета, своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности, предотвращения ошибок и искажений, исполнения приказов и распоряжений, обеспечения имущества организации.
Цель системы внутреннего контроля - своевременно предотвратить нерациональные или неправильные действия, а также ошибки при обработке информации.
Система внутрихозяйственного контроля должна включает в себя следующие блоки (рис. 7).
Рис. 7. Составляющие системы внутреннего контроля
Органы контроля:
- специализированные органы внутрихозяйственного контроля - различные отделы контроля, отдел внутреннего аудита, внутренний аудитор, организация внутреннего аудита по договору с аудиторской фирмой, ревизионная комиссия, ревизор, инвентаризационное бюро и др.;
- подразделения и сотрудники хозяйствующего субъекта, в чьи должностные обязанности входит осуществление контроля - руководство предприятия, руководители всех отделов, бухгалтерия, планово-экономический отдел, работники предприятия и т. д.
Объекты контроля:
- активы и обязательства - внеоборотные и оборотные активы, источники собственных и заемных средств;
- центры ответственности - центр ответственности по доходам, центр ответственности по расходам, центр ответственности по прибыли, центр ответственности по инвестициям и др.;
- виды хозяйственной деятельности - снабженческо-заготовительная деятельность, производственная деятельность, финансово-сбытовая деятельность, организационная деятельность, инвестиционная деятельность.
Средства контроля:
- материально-технические средства - техника и технологии (включая систему компьютерной обработки данных), помещения, измерительные приборы;
- финансовые средства - финансовые ресурсы, заработная плата, система штрафов и поощрений;
- процедуры и методы контроля - конкретные действия и мероприятия, установленные и осуществляемые организационными структурами внутрихозяйственного контроля с целью обеспечения эффективного и надежного управления хозяйствующим субъектом, к ним же относятся контрольные процедуры и методы бухгалтерского учета.
Информационно-коммуникативная инфраструктура:
- информационное обеспечение внутрихозяйственного контроля - статистическая, нормативно-справочная, оперативная, плановая и другая информация, информация системы бухгалтерского учета, унифицированные и специальные системы документации, системы баз данных, подразделения и отделы, обеспечивающие информацией и т.д.;
- системы коммуникаций внутрихозяйственного контроля - обязанности и практические действия органов внутрихозяйственного контроля по его осуществлению и организации, процедуры взаимодействия между органами внутрихозяйственного контроля, координация их деятельности, совместное решение рабочих вопросов, обмен информацией;
- информация, сгруппированная органами внутрихозяйственного контроля - справки, докладные записки, заключения, отчеты, сформированные органами, осуществляющими внутрихозяйственный контроль, акты ревизии, справки об экспертизе, отчеты о проделанном анализе и др.
Механизм контроля представляет собой воздействие субъекта на объект с помощью средств контроля. А процесс взаимодействия субъекта и объекта контроля заключается в должном распределении обязанностей и практических действий органов внутрихозяйственного контроля по его осуществлению и организации.
Как часть системы управления система внутрихозяйственного контроля имеет два информационных потока: вход и выход. На входе субъект контроля выполняет работу с документацией хозяйствующего субъекта, в которой фиксируются показатели финансово-хозяйственной деятельности (в том числе и бухгалтерская отчетность) и критерии, как эту деятельность осуществлять. На выходе система внутрихозяйственного контроля группирует итоговую информацию о проделанной работе и представляет ее руководству хозяйствующего субъекта для повышения эффективности управления.
Применение и необходимость компонентов системы внутреннего контроля зависят от размера экономического субъекта, сложности методологии информационной обработки данных, характеристик руководства.
9. 3. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ПРИЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Одной из главных задач документирования хозяйственной деятельности организации является подтверждение наличия и состояния ее имущества и обязательств. Определяющее значение в этой сфере имеет проведение инвентаризаций, в ходе которых и формируются документы, содержащие оценку имущества и обязательств на момент инвентаризации, которые обеспечивают достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Инвентаризация - это определенная последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и правильность оценки.
Инвентаризация является не только важным общехозяйственным мероприятием, но и элементом учетной политики. Согласно п. 3 ст.6 Закона о бухгалтерском учете при формировании учетной политики помимо рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, правил документооборота, утверждается и порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.
Правила проведения инвентаризации определены в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 г. № 49.
Сущность инвентаризации состоит в том, что наличие тех или иных объектов устанавливается с помощью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета. При инвентаризации данные наличия хозяйственных средств фиксируются в инвентаризационных описях и в сличительных ведомостях, сводятся с данными бухгалтерского учета с целью установления (выявления) недостач или излишков средств. Инвентаризации подвергаются также дебиторские и кредиторские задолженности организации с целью уставовления их достоверности. При помощи инвентаризации устанавливают состояние и правильность оценки имущества в бухгалтерском учете и отчетности.
Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и материально ответственному лицу, на ответственном хранении у которого находится это имущество.
Налоговые органы вправе налагать административные штрафы на должностных лиц организации, виновных в ведении бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка проведения инвентаризаций.
В соответствии с п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств основными целями инвентаризации являются:
• выявление фактического наличия имущества (как собственного, так и не принадлежащего организации, но числящегося в бухгалтерском учете) в целях обеспечения его сохранности, а также неучтенных объектов;
• определение фактического количества материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства;
• сопоставление фактически полученных данных о наличии имущества в натуре с данными аналитического и синтетического учета (выявление излишков и недостач);
• проверка полноты и правильности отражения в учете оценки имущества и обязательств, а также возможность оценки товарно-материальных ресурсов с учетом их рыночной стоимости и фактического физического состояния;
• проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения товарно-материальных ценностей, ценных бумаг, денежных средств.
Количество, порядок и сроки проведения инвентаризаций определяет руководитель организации, кроме тех случаев, когда ее проведение обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
• при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
• при смене материально ответственного лица;
• при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
• при реорганизации или ликвидации организации;
• в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
В иных случаях инвентаризация может инициироваться руководителем, который и будет определять ее круг и сроки проведения.
В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.
Организация с учетом специфики своей деятельности и задач, которые необходимо решить в ходе инвентаризации, использует различные виды инвентаризации. По периодичности проведения в соответствии с учетной политикой организации различают плановую и внеплановую инвентаризацию.
Плановая инвентаризация проводится в соответствии с планом контрольно-ревизионных работ органа внутрихозяйственного контроля (ревизионной комиссии, внутреннего аудита) и учетной политики организации, а также тогда, когда проведение инвентаризации обязательно согласно законодательству. К плановым инвентаризациям относятся также и ежегодные инвентаризации, проводимые перед составлением годового отчета.
Внеплановые (внезапные) инвентаризации (проведение которых не предусмотрено в учетной политике и плане контрольно-ревизионных работ, а также их проведение не носит обязательный характер) проводятся внешними аудиторами при проведении аудита (обязательного или инициативного) в данной организации, внутренними ревизорами ревизионной комиссии, аудиторами аудиторской службы, инвентаризационной комиссией организации при выявлении фактов нарушений законности, по сигналам персонала, при обнаружении сомнительных хозяйственных операций и др.
В зависимости от полноты охвата имущества и обязательства организации различают полную и частичную инвентаризацию.
Полная инвентаризация - это проверка в натуре всего имущества организации и ее обязательств на определенную дату. Полная инвентаризация проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при реорганизации экономического субъекта и т.д.
Частичной (выборочной) инвентаризацией является каждая отдельная проверка в натуре объектов определенных видов. Например, инвентаризация материалов на складе, инвентаризация денежных средств в кассе и др.
Выборочная инвентаризация наличия товарно-материальных ценностей может проводиться в случаях обнаружения нарушения порядка и сроков проведения инвентаризации, а также установления фактов списания материальных ценностей по незаконным операциям или неправильно оформленным документам.
Организация самостоятельно решает вопросы проведения полной или частичной инвентаризации и отражает это в приказе, но учетной политике исходя из требований действующего законодательства.
По обязательности проведения различают инвентаризацию обязательную и инициативную.
Обязательная инвентаризация проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством РФ, инициативная - по решению руководства организации.
По методу проведения выделяют натуральную и документальную инвентаризацию.
Натуральная инвентаризация состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера и т.д. Документальная инвентаризация заключается в проверке документального подтверждения наличия объектов.
Инвентаризации подлежат все виды имущества и финансовых обязательств. Инвентаризация имущества осуществляется по каждому его наименованию и в разрезе материально ответственных лиц.
Вся работа по проведению инвентаризации возлагается на ревизионную комиссию, рабочие или постоянно действующие комиссии.
Состав инвентаризационной комиссии утверждает руководитель предприятия с включением в него представителей администрации, бухгалтерии и других специалистов (технологов, экономистов), могут привлекаться и работники службы внутреннего аудита.
Суть работы инвентаризационной комиссии - сравнение фактического наличия ценностей в натуре с данными бухгалтерского учета. Результаты инвентаризации отражаются в сличительной ведомости, также в ней отражается порядок регулирования инвентаризационных разниц.
За правильное документальное оформление инвентаризации несет ответственность главный (старший) бухгалтер. Поэтому до начала инвентаризации необходима тщательная предварительная подготовительная работа:
- Инвентаризационная комиссия составляет календарный план проведения инвентаризации и распределяет работу между отдельными промежуточными группами (бригадами) комиссии.
- Каждая промежуточная группа (бригада) в зависимости от объекта проверки разрабатывает подробную программу проведения инвентаризации конкретных объектов и распределяет работу между членами труппы (бригады). В каждой группе назначается (выбирается) старший (бригадир), а для инвентаризационной комиссии в целом из ее членов избирается председатель комиссии.
- Руководитель организации и главный (старший) бухгалтер проводят инструктаж членам комиссии о целях, задачах и порядке проведения инвентаризации.
- Бухгалтерия организации подготавливает все необходимые бланки документов для проведения инвентаризации (инвентаризационные описи, сличительные ведомости, промежуточные акты и т.п.).
- К началу инвентаризации все записи и остатки по счетам в регистрах аналитического и синтетического учета должны быть тщательно выверены, а все данные документов записаны в регистры.
Проверка материально-производственных ценностей, денежных средств и внеоборотных активов производится по месту их хранения обязательно в присутствии лиц, на ответственности которых находятся проверяемые ценности.
Общий порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов определен Приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49, а Постановлениями Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 и от 27 марта 2000 г. № 26 утверждены унифицированные формы учета результатов инвентаризации.
Порядок проведения инвентаризации в организации оформляется в виде приложения к приказу об учетной политике, которое включает в себя:
* график проведения плановых и внеплановых инвентаризаций (в том числе обязательных) в отчетном году;
* даты проведения плановых инвентаризаций;
* перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации.
Перед проведением инвентаризации директор издает приказ о ее проведении (форма N ИНВ-22). Он регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-23).
Данный приказ готовят, как правило, не менее чем за 10 дней до наступления срока проведения инвентаризации. В приказе определяют, что конкретно будет учитываться в ходе инвентаризации, в каком порядке она должна проводиться, в какие сроки и кто входит в инвентаризационную комиссию.
После проверки фактического наличия материальных ценностей составляются акты инвентаризации и инвентаризационные описи.
Причем основной формой первичной документации для учета результатов вещественной инвентаризации является инвентаризационная опись, а для учета документальной инвентаризации - акт инвентаризации.
Формы инвентаризационных описей и актов инвентаризации утверждены постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. №88 (табл. 8).
Инвентаризационные описи можно заполнять как от руки, так и с использованием компьютера. Но в любом случае они должны быть заполнены четко и ясно, без помарок и подчисток. Ошибки, допущенные при заполнении инвентарных описей, исправляются во всех их экземплярах следующим образом: неправильные записи зачеркиваются одной линией и над ними проставляются правильные записи.
Исправления согласовываются со всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами и подписываются ими.
В инвентаризационных описях и актах инвентаризации недопустимо оставлять незаполненные строки, поэтому все оставшиеся незаполненными строки описи или акта должны быть прочеркнуты.
Инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию, где производится сравнение данных учета и данных инвентаризации.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально-ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т. п., где проводилась инвентаризация.
Таблица 8