Тема 9. Государственные социальные внебюджетные фонды
Назначение и состав государственных социальных внебюджетных фондов. Механизм функционирования Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования РФ. Размеры взносов в социальные внебюджетные фонды в очередном финансовом году.
Пенсионный фонд
Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и может выполнять отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.
ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. ПФР обеспечивает:
· целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;
· организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
· капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
· контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
· организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;
· межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
· изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
· проведение научно - исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
· разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Средства ПФР формируются за счет:
· страховых взносов работодателей;
· страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
· страховых взносов иных категорий работающих граждан;
· ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
· средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
· средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
· добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
Средства ПФР направляются на:
· выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации, в соответствии с ФЗ «О государственных пенсиях в РФ»;
· выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
· оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
· финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;
· другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.
Руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией. ПФР является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием. Местонахождение ПФР - город Москва.
Наряду с имеющимся государственным пенсионным обеспечением, реализуемым через функционирование ПФР, следует отметить такие перспективные направления развития российской системы пенсионного обеспечения как накопительные пенсионные системы и институты коллективных инвестиций.
Накопительные пенсионные системы и институты коллективных инвестиций, играющие значимую роль на мировом финансовом рынке, в России находятся лишь в самом начале своего развития. Требуется принять меры для повышения роли этих институтов на российском финансовом рынке, как для расширения спектра доступных механизмов, так и для совершенствования механизмов инвестирования, включая обязательное и добровольное пенсионное страхование.
Признавая наличие определенной специфики привлечения финансовых ресурсов инвестиционными институтами различных форм (управляющими компаниями, негосударственными пенсионными фондами, страховыми компаниями), необходимо исходить из того, что принципиальной разницы между деятельностью этих институтов в области размещения активов не существует. В то же время требования к размещению средств, аккумулированных этими институтами, закрепленные законодательно на уровне подзаконных, а также ведомственных актов, существенно различаются.
Для преодоления неоднородности норм, регулирующих деятельность инвестиционных институтов различных форм, важнейшей стратегической задачей в сфере регулирования финансовых рынков должно стать внедрение единых требований и стандартов инвестирования применительно для всех форм инвестиционных институтов. Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», устанавливающий единые стандарты управления инвестициями коллективных инвесторов, создал платформу для распространения этих стандартов в отношении других организационных форм институциональных инвесторов. Принятие Федеральных законов «Об инвестирования для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», «О накопительной ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», а также новой редакции Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» закрепило действие этих стандартов в отношении деятельности, связанной с аккумулированием средств и их размещением на фондовом рынке.
В то же время инвестиционная деятельность по инвестированию страховых резервов, а также деятельность по инвестированию средств объединенных фондов банковского управления регулируются на основе других стандартов. Поэтому окончательная унификация требований, касающихся всех форм инвестиционных институтов, станет возможной только после принятия нормативных правовых актов, устанавливающих стандарты управления, предусмотренные для инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, в отношении деятельности этих институтов.
Развитие системы добровольного пенсионного обеспечения должно идти как по пути расширения спектра механизмов пенсионного обеспечения, так и совершенствования действующих механизмов.
Основным законодательно определенным механизмом добровольного пенсионного обеспечения в России является негосударственный пенсионный фонд. В то же время в развитых странах функционируют пенсионные схемы с более широким кругом субъектов: негосударственными пенсионными фондами, страховыми организациями, кредитными организациями либо непосредственно работодателями. Более широкий спектр механизмов пенсионного обеспечения стимулирует их конкуренцию, что приводит к снижению издержек и в конечном итоге повышению эффективности пенсионного обеспечения.
Необходимо стимулировать развитие частных пенсионных схем, в том числе корпоративных. При этом необходимо решить вопросы, связанные с налогообложением и финансовой устойчивостью частных пенсионных схем, соблюдением прав бенефициаров при банкротстве работодателя, сохранности накоплений при переходе физического лица в другую пенсионную схему, прозрачности пенсионных схем, а также с установлением единых требований в отношении инвестирования пенсионных резервов и контроля их инвестирования.
Вторым направлением развития негосударственного пенсионного обеспечения должно стать совершенствование регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов. Относительно низкий уровень развития отрасли добровольного пенсионного обеспечения посредством негосударственных пенсионных фондов в значительной степени обусловлен отсутствием требований к стандартизации пенсионных продуктов, направленных на обеспечение их понятности для потребителей, а также недостаточной информационной прозрачностью фондов.
Необходимо установить унифицированные требования к пенсионным продуктам негосударственных пенсионных фондов, обеспечивающие их понятность для потребителей.
Представляется необходимым законодательно обеспечить раскрытие информации, как о структуре вложений негосударственных пенсионных фондов, так и о структуре обязательств, структуре владения и бенефициарах. Отсутствие такого регулирования зачастую используется сегодня для сокрытия реальных собственников акций и получения контроля над компаниями.
Федеральным законом от 10.12.2010 N 355-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" утверждены основные характеристики бюджета Пенсионного фонда на трехлетний период. На 2011 год общий объем доходов Фонда прогнозируется в сумме 5 137 380 785,6 тыс. рублей, общий объем расходов - в сумме 4 822 389 403,0 тыс. рублей. Таким образом, бюджет Фонда на 2011 год предусматривает превышение доходов над расходами (профицит бюджета) в общей сумме 314 991 382,6 тыс. рублей.
На плановый период 2012 - 2013 годов планируется увеличение поступлений в доходную часть бюджета до 5 654 847 702,6 тыс. рублей в 2012 году и 6 245 345 455,9 тыс. рублей в 2013 году.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета составят: в 2011 году 2 341 728 700,4 тыс. рублей (45,6 процента от общей суммы прогнозируемых доходов); в 2012 году - 2 561 355 718,6 тыс. рублей, в 2013 году - 2 803 343 452,0 тыс. рублей (от общей суммы доходов 45,3 и 44,9 процента соответственно).