Углубленный анализ конкуренции
Критерииоценки | Конкуренты | ||||
Выявленные стратегии Программа снижения затрат Контроль качества Связи с государственными заказчиками Дизайн изделий Связи с поставщиками Оценки затрат по продуктам Дифференциация продуктов Загрузка мощностей |
ВЫВОДЫ
Графическое представление результатов анализа конкуренции следует почаще обсуждать Сначала необходимо разработать планы мероприятий по скорейшему устранению выявленных в ходе анализа слабых сторон При помощи анализа конкуренции руководство предприятия может инициировать совершенствование или модификацию выпускаемой продукции В долгосрочном плане можно обеспечить существование предприятия, только постоянно внедряя на рынок новые продукты
Результаты анализа конкуренции помогут руководству предприятия разработать более эффективные и комплексные стратегии, благодаря которым усилятся конкурентные позиции собственного предприятия
19. ЛОГИСТИКА
19.1. ЧТО ОТНОСИТСЯ К ЛОГИСТИКЕ?
Логистику все чаще упоминают, когда речь идет о практике предприятий. При этом в основном имеют в виду только такую ее область, как "производство точно вовремя" Стратегическое значение логистики часто не принимают во внимание или недооценивают. Установлено, что затраты на логистику на многих предприятиях еще слишком малы.
Логистика должна гарантировать, что необходимые материалы и продукты (готовые изделия и полуфабрикаты) будут предоставлены в распоряжение своевременно, в нужном месте, в требуемом количестве и желаемого качества. Таким образом, логистика выполняет на предприятии сервисную функцию.
Логистика изучает товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей, т.е. процессы перемещения и складирования товаров, она координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт.
Рис. 37. Перемещение товаров на предприятии
Логистика позволяет оптимизировать потоки товаров и информации внутри и вне предприятия и создает различные возможности рационализации производства с целью снижения затрат.
Логистика требует комплексного подхода в различных сферах предприятия. На первый план выходит оптимизация загрузки всех его мощностей. Проблемы логистики должны совместно решаться в сферах НИОКР, снабжения, производства и сбыта.
В логистике речь идет, таким образом, о внутрифирменной оптимизации связанных с производством и покупателями потоков материалов и товаров. Наряду с этим логистика занимается вопросами оптимального сокращения складских мощностей, запа-
сов сырья и материалов, а также уменьшения числа складов готовой продукции. Все большее значение приобретает и создание наилучших возможностей для утилизации отходов.
Для успешной оптимизации важен системный подход, который реализуется с применением интегрированной системы планирования, контроля и регулирования. Оптимизация потоков материалов и товаров зависит прежде всего от условий рынка, производства, складского и транспортного хозяйства на предприятии.
Творческое управление логистикой приобретает все большее значение. Создание внутреннего рынка ЕС заставляет предприятия думать над новыми концепциями логистики. Единая европейская логистическая сеть может способствовать ускорению материальных потоков.
Поставщики, склады сырья и материалов, производители деталей, узлов и конечной продукции, дистрибьюторские центры и региональные склады связываются в единую сеть. Логистические сети все в большей степени расширяются и интернационализируются. Это относится как к закупкам и производству, так и к сбыту. Национальные сети следует тщательно изучить и по большей части реструктурировать. Региональные склады нужно усовершенствовать или ликвидировать. Клиенты должны во все большей мере обслуживаться из одного центра. Точки усиления логистической сети выделены на рис. 38 в виде кружков с крестиками.
Немецкие предприятия все чаще обслуживают своих европейских клиентов напрямую из Германии. Однако эти задачи могут быть переданы и внешним специализированным фирмам. Системное логистическое мышление становится типичным.
Рис. 39. Управление логистикой
Задачи управления логистикой можно разделить, как показано на рис. 39. Мы видим, что логистика охватывает различные подразделения предприятия. Особое внимание уделяется связям между поставщиками и покупателями, тем самым высвобождается потенциал рационализации.
Результативность деятельности предприятия также можно повысить, реализуя концепцию логистики. Последовательное внедрение принципов логистики обеспечивает более высокую доступность товаров, лучшее обслуживание покупателей и более низкий уровень капиталовложений.
Создание эффективной информационной системы необходимо для планирования, контроля и регулирования логистических процессов. Детальная информация и хорошие коммуникации являются, таким образом, предпосылками для экономичной и отвечающей рыночным требованиям логистики. Создание информационно-технических связей с поставщиками и покупателями повышает эффективность логистики.
Оптимальная структура товарных и информационных потоков базируется на связях рыночных партнеров, выходящих за пределы предприятия. На смену еще часто встречающемуся противоборству поставщиков и покупателей должно прийти кооперативное мышление, благодаря чему может повыситься в долгосрочном плане конкурентоспособность предприятия.
Интегрированная информационная система дает возможность пользователям получать одну и ту же информацию по всей цепочке перемещения товаров. Этим объясняется возрастание значения информации и коммуникации.
Только относительно небольшое число поставщиков осуществляют прямой обмен данными с основными покупателями. Поэтому у многих средних предприятий возникают проблемы с реализацией концепции логистики. Прямой доступ к данным позволит предприятиям уменьшить число уровней производства и снизить затраты. Обмен данными позволит также синхронизировать процессы производства и сбыта товаров на предприятиях
Резервы дальнейшей рационализации производства в значительной мере уже исчерпаны. Поставщики, особенно крупных предприятий, должны интенсивнее осваивать концепцию поставок "точно вовремя" Все более ценными становятся логистические ноу-хау, поскольку рынки будут меняться все быстрее. Наряду с крупными предприятиями средние и малые предприятия, а также предприятия торговли и сферы услуг должны соответствовать этим требованиям.
ВЫВОДЫ__________________________________________________
Предприниматели должны использовать логистику в качестве мощного стратегического инструмента, чтобы иметь возможность быстро реагировать на изменившиеся требования рынков Если некоторые предприниматели не осознают значение логистики, то им грозит опасность проигрыша в конкурентной борьбе
19.2. НАСКОЛЬКО ВЕЛИКИ ЗАТРАТЫ НА ЛОГИСТИКУ?
Затраты на логистику намного больше, чем думают некоторые менеджеры. Доля логистических издержек в обороте составляет в среднем около 20-30%.
Только немногие предприниматели делают расчеты затрат на логистику. Многие планируют вести точный учет таких затрат в будущем, поскольку они думают, что успех предприятия со временем будет во многом определяться логистикой.
Путем производства и поставок "точно вовремя" можно сократить материальные запасы почти на 80%, уменьшить складские площади почти на 60% и снизить затраты на оборудование (приспособления) почти на 50%. С ростом производительности логистических систем можно, таким образом, существенно повысить прибыльность предприятия.
Затраты на логистику необходимо систематически учитывать и оценивать. Речь идет о затратах, связанных с процессами закупки, размещения, складирования, транспортировки и распределения. Количество логистических операций также должно планироваться и контролироваться.
В учете затрат и результатов руководство предприятия может использовать показатели, ориентированные на логистику.
1. Снабжение.
1.1. Число заказов поставщикам.
1.2. Снабженческие затраты по заказам.
1.3. Численность поставщиков.
2. Размещение заказов.
2.1. Число договоров с клиентами.
2.2. Затраты на одно размещение.
2.3. Операции по размещению на одного уполномоченного.
3. Складирование.
3.1. Число складских перемещений.
3.2. Затраты на каждое складское перемещение.
3.3. Число складских перемещений на одного сотрудника.
4. Транспортировка.
4.1. Число транспортных средств.
4.2. Затраты на одну транспортную операцию.
4.3. Затраты на километр перевозки.
5. Распределение.
5.1. Число договоров.
5.2. Затраты на одну договорную позицию.
5.3. Затраты на одного сотрудника.
Путем реорганизации производственных площадей можно сократить затраты на внутризаводские материальные потоки. Оптимизация складского хозяйства также позволяет снизить затраты. Занимающее мало места складское оборудование может повысить производительность складских работ. Создание центральных складов ведет к дальнейшей экономии затрат. Автоматизированное складское оборудование существенно сокращает вре-
мя доступа к производственным материалам. Поскольку необходимость в промежуточном буфере при складировании в будущем отпадет, станет возможным сократить время от поставки деталей до отпуска готовой продукции на срок до 10 дней. Это, в свою очередь, позволит снизить затраты на складское хранение на 20%. Предприятия смогут более гибко реагировать на рыночные изменения и быстрее выполнять специфические пожелания покупателей.
Такая точка зрения находит все большее распространение во многих отраслях. Предприятия, действующие на узких сегментах рынков против большого числа конкурентов, вынуждены постоянно использовать потенциал логистики, что дает им конкурентные преимущества.
С точки зрения расчета затрат и результатов необходимо также внимательно отнестись к решению проблемы собственного производства или поставок со стороны. Руководству предприятия следует решить, должно ли предприятие самостоятельно проводить все работы в области логистики или их выполнение поручить сторонней фирме.
Услуги в области, где предприятие взаимодействует с рынком, можно частично или полностью приобретать на стороне. Специализированные фирмы, оказывающие логистические услуги, берут на себя, например, работы по складированию, транспортировке и сбыту продукции. Руководство предприятия должно предварительно проверить, не выгоднее ли для предприятия самостоятельно выполнять работы по логистике или приобрести для этого логистические ноу-хау. Каждое решение "делать самому или купить на стороне" дает возможность в существенной мере сократить постоянные затраты.
Логистика предназначена не только для крупных предприятий. Средние предприятия благодаря своей гибкости также могут, последовательно используя структуры логистики, вскрыть значительные резервы рационализации.
ВЫВОДЫ__________________________________________________
Предприятия должны вести систематический учет и текущий контроль затрат, связанных с логистикой Там, где возникают подобные затраты, нужно образовывать места возникновения затрат, что позволит вести учет в соответствии с принципом причинности Затраты на логистику следует распределять по тем местам возникновения затрат или продуктовым группам, которым были оказаны логистические услуги
19.3. КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ
ОБРАЗОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА ЕС?
Создание в 1993 г. внутреннего рынка ЕС подтверждает, что предприятия должны более интенсивно заниматься логистикой. Огромный европейский рынок окажет влияние прежде всего на логистику закупок и сбыта. Многочисленные требования внутреннего рынка ЕС заставляют предприятия лучше планировать, точнее контролировать и оперативнее регулировать свою логистику.
Внутренний рынок ЕС создал новый регион без внутренних границ, в котором без ограничений могут обмениваться продукты, услуги, капитал и трудовые ресурсы. Новое образование, однако, не ведет к однородности рынков и покупателей. Многообразие потребностей увеличивается. То же самое относится и к конкуренции, которая становится еще более агрессивной и будет проникать в другие области.
Логистика приобретет в будущем еще большее значение, поскольку изменятся и структуры, обеспечивающие распределение товаров. Таким образом, внутренний рынок ЕС ставит перед логистикой новые требования.
Причинами этого являются:
а) гармонизация норм и стандартов,которая способствует
концентрации производства, а возникающий при этом синергичес-
кий эффект делает возможным снижение затрат на производство
продукции и оказание услуг;
б) либерализация условий перемещения услуг и капита
ла,обусловливающая усиление конкуренции на рынке транспорт-
но-экспедиторских услуг, что ведет к снижению затрат на тран
спортировку товаров и расширению спектра услуг, предоставляе
мых транспортно-экспедиторскими фирмами;
в) прекращение пограничного контроля,которое ведет к эко
номии времени на выполнение таможенных формальностей, что
существенно ускоряет перемещение товаров и сокращает время
ожидания.
Создание внутреннего рынка ЕС ускорит развитие логистики и
приведет к более быстрому осуществлению запланированных
логистических мероприятий.
ВЫВОДЫ__________________________________________________
Логистика является стратегическим инструментом поддержания конкурентоспособности предприятия на рынках с сильной конкуренцией Логистика прежде всего важна для операций на внутреннем рынке ЕС При помощи логистики предприятия получают возможность снизить затраты, улучшить сервис при поставках и организовать производство на принципах "точно вовремя"