Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности
Внешнеторговая деятельность представляет собой особую разновидность предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Следовательно, на участников внешнеторговой деятельности распространяют свое действие нормы, устанавливающие общий режим предпринимательской деятельности, в том числе и общий налоговый режим. Наряду с этим действуют и специальные нормы внешнеторгового законодательства, учитывающие специфику предпринимательской деятельности во внешнеторговой сфере.
В системе регулирования внешних экономических связей приоритетное место занимают средства экономического характера и в первую очередь таможенно-тарифные средства, на основе которых осуществляются экспортно-импортные операции. Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью налогообложения, государство-импортер создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность на внутреннем рынке. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз товаров, на которые не удовлетворен спрос внутри страны-экспортера или вывоз их нежелателен.
Различают два вида таможенной политики: а) протекционизм, характеризующийся высоким уровнем таможенной пошлины на ввозимые товары, и б) свободная торговля, основная особенность которой состоит в поощрении ввоза при минимальных таможенных пошлинах. Важным средством осуществления таможенной политики является таможенный тариф, представляющий собой систематизированный перечень пошлин на товары, облагаемые пошлинами, денежными сборами-Несмотря на достаточно глубокие теоретические обоснования целесо-
образности свободной торговли и ее реальные ценовые достоинства для конечных потребителей, сегодня нет ни одной страны, которая в той иЛи иной мере не проводила бы политику протекционизма в международной торговле. Уровень развития разных стран не может быть равным, и совершенной конкуренции в международной торговле не существует. В пользу политики протекционизма свидетельствуют следующие аргументы: а) временное введение мер, сдерживающих импорт, позволяет создать и развить молодые отрасли промышленности, оградив их от международной конкуренции; б) введение защитных мер выгодно местным производителям товаров, конкурирующих с импортом; в) протекционизм может увеличить уровень занятости и обеспечить развитие отраслей, поставляющих в «защищаемую» промышленность сырье и материалы; г) необходимо всегда заботиться о достижении национальной безопасности в широком смысле и военно-политической неуязвимости, которые обычно связываются с ликвидацией зависимости страны от поставок сырьевых товаров и продовольствия из-за границы, созданием собственной оборонной промышленности.
Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, в частности, непосредственно воздействующие на цену товара (таможенная пошлина, налоги, акцизы и прочие сборы и т. д.) либо ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара. Наиболее распространенными средствами являются таможенные пошлины (тарифы), целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях). Импортные таможенные пошлины существуют практически во всех государствах. Экспорт облагается пошлинами лишь в редких случаях. Применяемые ставки пошлин собраны в импортном и экспортном таможенных тарифах.
Влияние таможенных пошлин на экономику неоднозначно. В краткосрочном плане сдерживание импорта способствует развитию или сохранению национального производства. Вместе с тем ослабление конкуренции лишает производство долгосрочных стимулов к совершенствованию, технической модернизации. Отрасль, которой тарифная защита гарантирует сбыт на внутреннем рынке по приемлемым для нее Ценам, впадает в технический застой, постепенно утрачивая способность к конкурентной борьбе на внешних рынках. В результате замедляется также повышение общего технического уровня национальной экономики, так как потребители приобретают продукцию, устаревшую с точки зрения международного уровня качества. Кроме того, переплачивая за изделия данной отрасли, они включают эти затраты в издержки производства, что ведет к повышению общего уровня цен. Отмечен-"°е, казалось бы, свидетельствует в пользу скорейшей отмены импортного тарифа. Переговоры по вопросам снижения таможенных пошлин
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержания
5. Таможенные доходы
до недавнего времени были главным направлением деятельности ГАТТ/ВТО.
В принципе, вполне возможен полный отказ от импортных таможенных тарифов. Это обусловлено тем, что в международной торговле все большую роль начинают играть товары, конкурентоспособность которых определяется не столько ценой, сколько факторами качества, новизны, технологического уровня. В то же время большинство развитых стран стремится сохранить таможенную защиту для обеспечения возможности развития наименее конкурентоспособных отраслей как источник поступлений средств в государственный бюджет. К отказу от таможенной защиты не готовы и развивающиеся страны, рассматривающие ее как средство охраны своей экономики, неконкурентной по сравнению с национальными хозяйствами развитых стран. При этом существует обратно пропорциональная зависимость между уровнем развития экономики страны и уровнем таможенного обложения импорта. Чем более развита экономика, тем, как правило, ниже ставка тарифов. Это связано с тем, что конкурентоспособность страны достаточно высока и нет необходимости за редким исключением защищать национальный рынок от аналогичной иностранной продукции высокими таможенными пошлинами. Получая доход от импортного таможенного тарифа, государство имеет финансовые возможности для структурной перестройки экономики. Если в результате конкуренции импортных товаров отдельные отрасли прекратят существование, то на организацию новых производств, борьбу с безработицей потребуется гораздо больше средств. Чтобы получить необходимые средства, государству придется либо вводить дополнительные налоги, либо прибегать к государственным займам.
Импортный таможенный тариф должен быть гибким, предоставляя одним отраслям избирательную защиту, а другим открывая путь к международной конкуренции. В настоящее время в большинстве развитых стран минимальный импортный тариф установлен для сырья, более высокие тарифы установлены на полуфабрикаты, и самые высокие — на готовые изделия. Так, средние ставки импортных таможенных пошлин в США, странах ЕС и Японии составляют соответственно: а) на сырьевые товары 1,8; 1,6; 1,4%; б) на полуфабрикаты 6,1; 6,2; 6,3%; в) на готовые изделия 7,0; 7,0; 6,4%. Средний уровень ставок таможенных тарифов во многих развивающихся странах варьирует в пределах 38—40%.
Использование тарифной системы защиты приносит желаемые результаты в следующих случаях: 1) при действительном ограничении импорта и создании отечественным производителям условий для развития производства (производители выигрывают как за счет роста объемов продаж, так и благодаря установлению более низких цен по сравнению с импортным товаром); 2) при проведении тщательного анализа и избирательной политики установления высоких и низких тарифов;
3) когда страна-импортер обладает властью монопсонии1, в этом случае поставщики продукции, как правило, вынуждены идти на снижение пен, уменьшение или полную отмену своих пошлин; 4) если производство некоторой отечественной продукции является предметом национального престижа.