Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности

Внешнеторговая деятельность представляет собой особую разно­видность предпринимательской деятельности в области международно­го обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Следовательно, на участников внеш­неторговой деятельности распространяют свое действие нормы, уста­навливающие общий режим предпринимательской деятельности, в том числе и общий налоговый режим. Наряду с этим действуют и специаль­ные нормы внешнеторгового законодательства, учитывающие специфи­ку предпринимательской деятельности во внешнеторговой сфере.

В системе регулирования внешних экономических связей приори­тетное место занимают средства экономического характера и в первую очередь таможенно-тарифные средства, на основе которых осуществля­ются экспортно-импортные операции. Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью налогообложения, государ­ство-импортер создает предпосылки для роста цен на иностранные то­вары, снижая тем самым их конкурентоспособность на внутреннем рынке. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государст­во сдерживает вывоз товаров, на которые не удовлетворен спрос внутри страны-экспортера или вывоз их нежелателен.

Различают два вида таможенной политики: а) протекционизм, ха­рактеризующийся высоким уровнем таможенной пошлины на ввози­мые товары, и б) свободная торговля, основная особенность которой со­стоит в поощрении ввоза при минимальных таможенных пошлинах. Важным средством осуществления таможенной политики является та­моженный тариф, представляющий собой систематизированный пере­чень пошлин на товары, облагаемые пошлинами, денежными сборами-Несмотря на достаточно глубокие теоретические обоснования целесо-

образности свободной торговли и ее реальные ценовые достоинства для конечных потребителей, сегодня нет ни одной страны, которая в той иЛи иной мере не проводила бы политику протекционизма в междуна­родной торговле. Уровень развития разных стран не может быть рав­ным, и совершенной конкуренции в международной торговле не суще­ствует. В пользу политики протекционизма свидетельствуют следую­щие аргументы: а) временное введение мер, сдерживающих импорт, по­зволяет создать и развить молодые отрасли промышленности, оградив их от международной конкуренции; б) введение защитных мер выгодно местным производителям товаров, конкурирующих с импортом; в) про­текционизм может увеличить уровень занятости и обеспечить развитие отраслей, поставляющих в «защищаемую» промышленность сырье и материалы; г) необходимо всегда заботиться о достижении нацио­нальной безопасности в широком смысле и военно-политической не­уязвимости, которые обычно связываются с ликвидацией зависимости страны от поставок сырьевых товаров и продовольствия из-за границы, созданием собственной оборонной промышленности.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать раз­личные формы, в частности, непосредственно воздействующие на цену товара (таможенная пошлина, налоги, акцизы и прочие сборы и т. д.) либо ограничивающие стоимостные объемы или количество поступаю­щего товара. Наиболее распространенными средствами являются тамо­женные пошлины (тарифы), целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для раз­вивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более ти­пично для развитых государств) или защита национальных производи­телей (главным образом в трудоемких отраслях). Импортные таможен­ные пошлины существуют практически во всех государствах. Экспорт облагается пошлинами лишь в редких случаях. Применяемые ставки пошлин собраны в импортном и экспортном таможенных тарифах.

Влияние таможенных пошлин на экономику неоднозначно. В крат­косрочном плане сдерживание импорта способствует развитию или со­хранению национального производства. Вместе с тем ослабление кон­куренции лишает производство долгосрочных стимулов к совершенст­вованию, технической модернизации. Отрасль, которой тарифная за­щита гарантирует сбыт на внутреннем рынке по приемлемым для нее Ценам, впадает в технический застой, постепенно утрачивая способ­ность к конкурентной борьбе на внешних рынках. В результате замед­ляется также повышение общего технического уровня национальной экономики, так как потребители приобретают продукцию, устаревшую с точки зрения международного уровня качества. Кроме того, перепла­чивая за изделия данной отрасли, они включают эти затраты в издерж­ки производства, что ведет к повышению общего уровня цен. Отмечен-"°е, казалось бы, свидетельствует в пользу скорейшей отмены импорт­ного тарифа. Переговоры по вопросам снижения таможенных пошлин



Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержания

5. Таможенные доходы




Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности - student2.ru Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности - student2.ru Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности - student2.ru Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности - student2.ru Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности - student2.ru Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности - student2.ru Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности - student2.ru Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности - student2.ru Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности - student2.ru Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности - student2.ru Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности - student2.ru Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности - student2.ru Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности - student2.ru Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности - student2.ru до недавнего времени были главным направлением деятельности ГАТТ/ВТО.

В принципе, вполне возможен полный отказ от импортных тамо­женных тарифов. Это обусловлено тем, что в международной торговле все большую роль начинают играть товары, конкурентоспособность ко­торых определяется не столько ценой, сколько факторами качества, но­визны, технологического уровня. В то же время большинство развитых стран стремится сохранить таможенную защиту для обеспечения воз­можности развития наименее конкурентоспособных отраслей как ис­точник поступлений средств в государственный бюджет. К отказу от та­моженной защиты не готовы и развивающиеся страны, рассматриваю­щие ее как средство охраны своей экономики, неконкурентной по срав­нению с национальными хозяйствами развитых стран. При этом существует обратно пропорциональная зависимость между уровнем развития экономики страны и уровнем таможенного обложения импор­та. Чем более развита экономика, тем, как правило, ниже ставка тари­фов. Это связано с тем, что конкурентоспособность страны достаточно высока и нет необходимости за редким исключением защищать нацио­нальный рынок от аналогичной иностранной продукции высокими та­моженными пошлинами. Получая доход от импортного таможенного тарифа, государство имеет финансовые возможности для структурной перестройки экономики. Если в результате конкуренции импортных товаров отдельные отрасли прекратят существование, то на организа­цию новых производств, борьбу с безработицей потребуется гораздо больше средств. Чтобы получить необходимые средства, государству придется либо вводить дополнительные налоги, либо прибегать к госу­дарственным займам.

Импортный таможенный тариф должен быть гибким, предостав­ляя одним отраслям избирательную защиту, а другим открывая путь к международной конкуренции. В настоящее время в большинстве развитых стран минимальный импортный тариф установлен для сы­рья, более высокие тарифы установлены на полуфабрикаты, и самые высокие — на готовые изделия. Так, средние ставки импортных тамо­женных пошлин в США, странах ЕС и Японии составляют соответст­венно: а) на сырьевые товары 1,8; 1,6; 1,4%; б) на полуфабрикаты 6,1; 6,2; 6,3%; в) на готовые изделия 7,0; 7,0; 6,4%. Средний уровень ставок таможенных тарифов во многих развивающихся странах варьирует в пределах 38—40%.

Использование тарифной системы защиты приносит желаемые ре­зультаты в следующих случаях: 1) при действительном ограничении импорта и создании отечественным производителям условий для раз­вития производства (производители выигрывают как за счет роста объ­емов продаж, так и благодаря установлению более низких цен по срав­нению с импортным товаром); 2) при проведении тщательного анализа и избирательной политики установления высоких и низких тарифов;

3) когда страна-импортер обладает властью монопсонии1, в этом случае поставщики продукции, как правило, вынуждены идти на снижение пен, уменьшение или полную отмену своих пошлин; 4) если производ­ство некоторой отечественной продукции является предметом нацио­нального престижа.

Наши рекомендации