Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ

Налоговый кодекс РФ призван решать следующие задачи: 1) по-стРоение стабильной, единой для страны налоговой системы с право­вым механизмом взаимодействия всех ее элементов; 2) создание рацио­нальной налоговой системы, обеспечивающей баланс общегосударст-Венных и частных интересов и способствующей развитию предприни­мательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению атства граждан и государства; 3) формирование единой налоговой Равовой базы; 4) совершенствование системы ответственности пла-ельщИка за нарушение налогового законодательства, с одной стороны, п°следовательная защита прав налогоплательщиков через регламен-



Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание

глава 4. Налоговая система




Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru тацию процедуры налоговых проверок, повышение роли судов, упроще­ние механизма уплаты налогов, снижение размеров пени и штрафов ц. с другой; 5) развитие налогового федерализма, позволяющего обеспе­чить доходами федеральный, региональный и местный бюджеты закре­пленными за ними и гарантированными налоговыми источниками-6) снижение общего налогового бремени, введение исчерпывающего числа налогов; при этом субъекты РФ имеют право вводить или не вво­дить часть региональных и местных налогов.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ в налоговую систему входят: 1) федеральные налоги и сборы (налог на добавленную стои­мость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных иско­паемых, водный налог, сбор за право пользования объектами животного мира и за пользование водными биологическими ресурсами, государст­венная пошлина); 2) региональные налоги и сборы (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог); 3) мест­ные налоги и сборы (земельный налог, налог на имущество физических лиц). В системе предусмотрены специальные налоговые режимы: а) сис­тема налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводите­лей (единый сельскохозяйственный налог); б) упрощенная система на­логообложения; в) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; г) система нало­гообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Кратко охарактеризуем основные налоги, взимаемые в Российской Федерации.

Налог на добавленную стоимость (НДС).Этот налог представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях производства конечного продукта и взимаемой в ходе очередного акта купли-продажи в процессе товародвижения. Налог оп­ределяется как разница между стоимостью реализованных товаров, ра­бот, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС является косвенным налогом, влияю­щим на процесс ценообразования и структуру потребления.

Показатель «добавленная стоимость» использовался в статистиче­ских целях в США с 1870 г. Впервые идея использовать этот показатель в целях налогообложения была высказана в 1919 г. В. фон Симменсом. Однако практическая необходимость введения НДС возникла в связи с процессом экономической интеграции в Европе, формирования Евро­пейского экономического сообщества. Проблема состояла в том, что при использовании налога с оборота (или налога с продаж) доход реа­лизуется лишь на завершающих стадиях реализации товара. Приведем условный пример.

Предположим, что кузов автомобиля производится в ФРГ на заво­дах «Фольксваген», окончательная сборка осуществляется во Франции на «Рено», а продается автомобиль в Италии. Если используется налог

оборота, то львиную долю налоговых поступлений получит Италия, я ФРГ и Франции достанутся лишь крайне незначительные налоговые доходы. Такая система косвенного налогообложения тормозила инте­грационные процессы. Другими причинами введения НДС были необ­ходимость расширения налоговой базы существенные масштабы укло­нения от прямых налогов. Введение нового косвенного налога объясня­ется и психологическим фактором. Косвенные налоги входят в цену то­вара и скрыты в ней. При свободном ценообразовании и в условиях инфляции выделить, рассчитать величину косвенного налога в цене то­вара достаточно сложно. Прямые налоги, наоборот, наглядны и вызыва­ют психологическое отторжение. НДС изобрел французский экономист Морис Лоре, который в 1954 г. дал описание схемы действия нового на­лога, призванного заменить налог с оборота. НДС сначала прошел экс­периментальную проверку с 1955 г. в Республике Кот-д'Ивуар. Затем начал использоваться с 1958 г. во Франции и ФРГ.

В России НДС был введен с 1 января 1992 г. одновременно с отме­ной взимания налога с оборота и налога с продаж (последний по ставке 5% был введен Указом Президента СССР М. С. Горбачева от 29 декабря 1990 г.). По сравнению с налогом с оборота НДС взимается многократ­но по мере приращения стоимости (иллюстративные примеры см. в ра­боте [Ковалев, 2007(6), с. 561—565]). Причем конечный результат (ок­лад налога) является одинаковым как в случае взимания налога с обо­рота, так и НДС по одной ставке. Однако налоговые платежи поступают более равномерно именно при взимании НДС.

Данное налоговое нововведение в нашей стране было обусловлено необходимостью решения таких задач, как ориентация на гармониза­цию налоговых систем Европы, обеспечение стабильного, надежного источника доходов в бюджетную систему, достижение баланса интере­сов субъектов РФ в получении налоговых поступлений. Однако в Рос­сии налог на добавленную стоимость вводился вопреки накопленному в этом отношении мировому опыту. Мировая практика показывает, что НДС целесообразно вводить в период роста потребительского рынка (экономического подъема), заменяя ряд прямых налогов и постепенно увеличивая ставку (от крайне низкого уровня, например в 5%). В Рос­сии НДС стал использоваться в условиях спада, в известном смысле вынужденно, причем сразу по весьма высокой ставке 28%. При этом вводились и дополнительные прямые налоги. Замена налога с оборота на НДС имела существенно негативное последствие — перемещение ос­новной массы налогового бремени предприятий из сферы обращения в сферу производства, что, в свою очередь, привело к вымыванию из по­следней значительной доли оборотного капитала.

Заметим, что НДС выполняет преимущественно фискальную функ­цию. Он нейтрален по отношению к результатам финансово-хозяйст­венной деятельности предприятия. Однако предоставление льгот повы­шает конкурентоспособность предприятия, так как позволяет снижать

176 Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание

Глава 4. Налоговая система




Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравне­нию с другими предприятиями, а при прочих равных условиях полу­чать дополнительную прибыль.

Налогу на добавленную стоимость посвящена глава 21 НК РФ (часть вторая). Плательщиками этого налога признаются: а) организа­ции, б) индивидуальные предприниматели и в) лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможен­ную границу РФ (перечень таких лиц определяется Таможенным ко­дексом РФ).

Носителем налога на добавленную стоимость является непосредст­венный покупатель товара или услуги. Объектом налогообложения признаются следующие операции: 1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ (к ней приравнена и передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвоз­мездной основе); 2) передача на территории России товаров (выполне­ние работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; 3) выполнение строи­тельно-монтажных работ для собственного потребления; 4) ввоз това­ров на таможенную территорию РФ. Статья 149 главы 21 НК РФ уста­навливает исчерпывающий перечень операций, не подлежащих обложе­нию НДС.

По общему правилу налоговая база определяется как стоимость реа­лизации товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цены товаров, работ или услуг, указанной сторонами сделки. При этом в цену реализо­ванных товаров включается сумма акцизов (для подакцизных товаров и сырья) и не включается собственно НДС. В Налоговом кодексе РФ предусмотрены следующие ставки НДС: нулевая ставка (используется при реализации товаров на экспорт, а также работ и услуг, непосредст­венно связанных с производством и реализацией этих товаров); 10% (по этой ставке облагаются отдельные продовольственные товары и товары для детей); 18% (это основная ставка, действующая во всех остальных случаях). При получении денежных средств, связанных с оплатой това­ров (работ, услуг), вводятся расчетные налоговые ставки 9,09 и 15,25%. Эти расчетные ставки исчисляются следующим образом. Для определе­ния доли налога в продажной цене товаров (работ, услуг), облагаемых соответственно по ставкам 18 и 10%, значения расчетной ставки исчис­ляется так: (18:118) X 100%= 15,25% и (10:110) х 100%= 9,09% .

Статья 167 Кодекса регламентирует момент определения налоговой базы по НДС, которым является наиболее ранняя из следующих дат: 1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; 2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Налоговый кодекс РФ устанавливает право налогоплательщика уменьшить общую сумму исчисленного НДС на определенные налого­вые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налого­плательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имуще­ственных прав, приобретаемых: а) для осуществления операций, при­знаваемых объектами налогообложения НДС; б) для перепродажи. Так­же вычету подлежат суммы налога: уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров продавцу или отказа от них; предъявленные налогоплательщику при проведении ка­питального строительства, сборке (монтаже) основных средств; упла­ченные по расходам на командировки и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организа­ций, и в некоторых иных случаях.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вы­четов общая сумма налога. Превышение суммы налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде над общей суммой налога влечет воз­никновение права налогоплательщика на возмещение разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога в форме возврата или зачета.

Акциз.Акцизы являются старейшей формой косвенного налогооб­ложения, первое упоминание о которой относится к эпохе Древнего Ри­ма. С развитием рыночных отношений акцизная форма налогообложе­ния становится доминирующей, хотя в дальнейшем по мере развития прямого подоходно-поимущественного налогообложения акцизы не­сколько сдали свои позиции. Исторически сложилось так, что объекта­ми акцизного налогообложения являлись прежде всего предметы мас­сового спроса, что предопределяло высокую фискальную значимость этих налогов.

Знаменитый английский экономист У. Петти (1623—1687) в работе «Трактат о налогах и сборах» приводил следующие доводы в пользу ак­цизов: «1. Естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он потребляет. Вследствие этого такой налог вряд ли навязывается кому-либо насильственно и его чрезвычайно лег­ко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необхо­димости. 2. Этот налог располагает к бережливости, что является един­ственным способом обогащения народа ... 3. Никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть по­треблено более одного раза. 4. При этом способе обложения можно всег­да иметь достоверные сведения о богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент».

Вместе с тем исторический опыт свидетельствует об опасности чрезмерности в обложении акцизами. Один из примеров тому — «соля-Ной бунт». В 1646 г. при царе Алексее Михайловиче акциз на соль был Повышен с 5 до 20 коп. за пуд. Поскольку беднейшее население России



Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание

Глава 4. Налоговая система




Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru того времени кормилось дешевой просоленной рыбой, то четырехкрат­ное повышение акциза на соль сделало соленую рыбу чрезмерно доро­гой. Возник мор, а вместе с ним и массовое сопротивление властям, бунт. Для прекращения неповиновения царь был вынужден пойти на возврат соляного акциза на прежний уровень.

Акцизы — разновидность косвенных налогов, в то же время они на­делены рядом специфических черт: 1) акциз — индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров (в то время как НДС — универ­сальный косвенный налог); 2) объект обложения акциза — оборот по реализации только товаров, причем перечень подакцизных товаров ог­раничен всего несколькими наименованиями; 3) акцизы функциониру­ют только в производственной сфере (исключение составляют акцизы по товарам, импортируемым на территорию РФ; плательщики акцизов в этом случае — юридические и физические лица, закупившие подак­цизные товары в том числе для дальнейшей реализации).

В США акцизы называют «налогами на грехи» (они полагаются на товары, так или иначе приносящие вред личности, обществу, приро­де, — акцизами облагаются спиртные напитки, пиво, табак, бензин). Пе­речень подакцизных товаров примерно одинаков во всех странах.

Акцизам посвящена глава 22 НК РФ. Налогоплательщиками акциза признаются: организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определенные в соответствии с Тамо­женным кодексом РФ. В соответствии с российским законодательством подакцизными товарами признаются: спирт этиловый из всех видов сы­рья; спиртосодержащая, алкогольная продукция; пиво; табачные изде­лия; автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с); автомобильный бензин; дизельное топливо; мотор­ные масла.

Прежде чем перейти к рассмотрению налоговых ставок акцизов в Российской Федерации, охарактеризуем подробнее три типа ставок известных из теории и практики акцизного налогообложения: 1) адва­лорная ставка — ставка, при которой сумма налога исчисляется в про­центах от стоимости товара (облагается стоимость товара); 2) специфи­ческая ставка — ставка рассчитывается как фиксированная сумма нало­га на единицу товара (облагается количество потребляемого товара), 3) смешанная (комбинированная) ставка — объединяет в себе свойства адвалорной и специфической.

Существуют различные факторы, определяющие преимущества специфических ставок акцизного налогообложения перед адвалорным. Во-первых, наличие большого спектра марок или сортов одного и того же товара с большой разницей в цене приводит при адвалорном налого­обложении к тому, что суммы налога, уплачиваемого с дешевых низко­качественных сортов и марок, значительно ниже, чем с более дорогих, что может привести к изменению структуры потребления в сторону

низкокачественных товаров (в предположении того, что, как правило, в низшие ценовые категории входят товары более низкого качества). Во-вторых, суммы налога при применении адвалорной ставки могут быть занижены вследствие трансфертного ценообразования. В-третьих, учитывая тот факт, что одной из целей взимания акцизов может являть­ся ограничение потребления некоторых товаров (алкоголя или табака), то взимание специфического налога более эффективно, так как основы­вается на количестве потребляемого товара, а не на его стоимости. Вме­сте с тем недостатками специфических ставок является отсутствие сти­мулов для снижения качества и разнообразия продукции (ведь в случае с адвалорной ставкой налогоплательщик может снижать налоговые обязательства путем снижения качества товара и соответственно его це­ны). Адвалорная ставка нейтральна к изменениям в уровне цен и авто­матически увеличивает номинальные поступления в бюджет при ин­фляции. В отдельных случаях также определение единицы продукции, подлежащей налогообложению посредством специфической ставки, может быть затруднено, что может создавать условия для уклонения от налогов (см. [Проблемы налоговой системы России, т. 2, с. 12]).

При взимании акцизов в Российской Федерации для большинства подакцизных товаров применяются специфические ставки. Для устра­нения отмеченного выше недостатка специфических ставок (отсутствие учета инфляции и изменения цен) с момента вступления в силу гла­вы 22 Налогового кодекса РФ размер специфических ставок пересчи-тывается ежегодно. Для отдельных товаров применяются комбиниро­ванные ставки, например ставка акциза на сигареты с фильтром в 2009 г. — 150 руб. за 1000штук плюс 6% расчетной стоимости, исчис­ляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 177руб. за 1000 штук.

Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода (каждый календарный месяц) как умень­шенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога. Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченного: а) по подакцизным товарам, в дальнейшем использованным в качестве сырья для производства под­акцизных товаров; б) в случае возврата покупателем подакцизных това­ров (в том числе возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них; в) при приобретении акцизных марок, по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке; г) в других случаях, предусмот­ренных НК РФ.

Налог на прибыль организаций.Этот налог занимает весьма значи­мое место в современной налоговой системе России. Это — прямой на­лог, т. е. его величина находится в прямой зависимости от получаемой организацией прибыли. Плательщиками налога на прибыль, согласно главе 25 НК РФ, признаются российские организации, а также ино-странные организации, осуществляющие свою деятельность в России ЧеРез постоянные представительства и (или) получающие доходы от



Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание

Глава 4. Налоговая система




Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru источников в Российской Федерации. Объектом обложения признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расхо­дов. Доходы и расходы для расчета прибыли определяются в соответст­вии с положениями главы 25 НК РФ.

Доходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, подразделяются на: а) доходы от реализации товаров (ра­бот, услуг) и имущественных прав, т. е. доходы от реализации; б) вне­реализационные доходы. Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, под которыми подразумева­ются обоснованные (экономически оправданные затраты, оценка кото­рых выражена в денежной форме) и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы также под­разделяются на: а) расходы, связанные с производством и реализацией; б) внереализационные расходы.

В главе 25 НК РФ детализирован порядок определения налоговой базы и проведения налогового учета, под которым подразумевается сис­тема обобщения информации для определения налоговой базы по нало­гу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппирован­ных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Базовая ставка налога на прибыль установлена в размере 24%. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, за­числяется в федеральный бюджет; оставшаяся часть, т. е. 17,5%, зачис­ляется в бюджеты субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе снижать для отдельных категорий налого­плательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ (но при этом указанная ставка не может быть ниже 13,5%). Это является наглядным примером того, что статус феде­рального налога не означает, что он обязательно полностью зачисляется в федеральный бюджет. При подразделении налогов на федеральные, региональные и местные в первую очередь имеется в виду распределе­ние полномочий по урегулированию взимания налогов, а не распреде­ление поступлений по налогу.

К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде ди­видендов, применяются следующие ставки: по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями и физическими лица­ми — налоговыми резидентами РФ, — 9%; по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организа­циями, — 15%.

Налог на доходы физических лиц.Этот налог также является пря­мым налогом. Его налогоплательщиками выступают физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также не являющиеся на­логовыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в РФ. Налоговыми резидентами признаются физические лица, факти-

чески находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (также предусмотрены отдельные случаи, когда выезд за пределы Российской Федерации не прерывает период нахождения на территории России для определения налогового резидентства и категории граждан РФ, которые являются налоговыми резидентами без учета соблюдения указанного выше кри­терия). Объектами налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: а) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за ее пределами — для физических лиц, являю­щихся налоговыми резидентами РФ; б) от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми рези­дентами РФ. В налоговую базу включаются все полученные налогопла­тельщиком доходы как в денежной, так и в натуральной формах, а так­же доходы в виде материальной выгоды. При этом никакие удержания из дохода налогоплательщика (например, средства на содержание не­трудоспособных членов семьи, удерживаемые из заработной платы ли­ца по его распоряжению или по исполнительному листу) не подлежат исключению из налоговой базы.

Для большинства доходов физических лиц введена единая ставка налога — 13%. При расчете налоговой базы для обложения по данной ставке применяются налоговые вычеты, сгруппированные следующим образом: а) стандартные налоговые вычеты (призваны играть роль не­облагаемого минимума — представляются ежемесячно каждому налого­плательщику до тех пор, пока его доход нарастающим итогом не превы­шает установленную величину (для отдельных льготных категорий гра­ждан предусмотрены повышенные стандартные налоговые вычеты), а также предоставляются ежемесячно на каждого ребенка при соблюде­нии определенных условий); б) социальные налоговые вычеты (воз­можность вычесть из налоговой базы расходы на образование, лечение и благотворительность в пределах установленных лимитов); в) имуще­ственные налоговые вычеты (предоставляются на доходы, полученные от реализации имущества (на всю сумму доходов или ее часть) и на рас­ходы на приобретение недвижимости); г) профессиональные налоговые вычеты (логика предоставления этих вычетов чрезвычайно близка к ло­гике расчета налога на прибыль — они предоставляются физическим лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями, получаю­щим доходы по договорам гражданско-правового характера, получаю­щие авторские вознаграждения и т. п., на расходы, обусловившие полу­чение доходов этими категориями граждан).

Для отдельных видов доходов (в частности, по банковским вкладам, Договорам страхования, выигрышам и подаркам свыше определенной сУммы) установлена ставка в размере 35%. Дивиденды, полученные на­логовыми резидентами РФ, облагаются по ставке 9%. Дивиденды, полу-енные физическими лицами, не являющимися налоговыми резидента­ми рф^ облагаются по ставке 15%.



Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание

Глава 4. Налоговая система




Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Единый социальный налог (ЕСН).Несмотря на вероятные ассо­циации со словом «единый», этот налог подлежит зачислению в феде­ральный бюджет и государственные внебюджетные фонды: Фонд соци­ального страхования РФ, федеральный и территориальные фонды обя­зательного медицинского страхования РФ. В связи с тем, что сумма ЕСН, перечисляемая в федеральный бюджет, уменьшается на взносы на обязательное пенсионное страхование, имеющие сходную с ЕСН базу начисления, можно с некоторой долей условности признать, что ЕСН зачисляется также в Пенсионный фонд РФ. Единый социальный налог един с точки зрения единой налоговой базы, единого порядка расчета и уплаты налога. ЕСН заменил несколько отдельных взносов во вне­бюджетные фонды, вследствие чего были сокращены расходы на уплату данных взносов для плательщиков и расходы на администрирование взносов у государства. Взимание единого социального налога регулиру­ется главой 24 НК РФ.

Налогоплательщиками ЕСН признаются лица, производящие вы­платы физическим лицам, а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Объектом на­логообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляе­мые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является вы­полнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Нало­говый кодекс РФ содержит также перечень выплат в пользу физиче­ских лиц, которые не являются объектом налогообложения единым со­циальным налогом и категорий налогоплательщиков, освобожденных от уплаты ЕСН. Налоговой базой является сумма выплат и иных возна­граждений, начисленных налогоплательщиками в пользу физических лиц за налоговый период (календарный год).

Налоговая ставка ЕСН регрессивна и взимается по сложной регрес­сии: в случае если доход физического лица с начала налогового периода не превышает 280 тыс. руб., ставка налога составляет 26%. Для дохода свыше 280 тыс. руб., но до 600 тыс. руб. налог рассчитывается как 72,8 тыс. руб. (налог по ставке 26%, рассчитанный для 280 тыс. руб.) + + 10% с суммы превышения дохода над 280 тыс. руб. Если доход нарас­тающим итогом с начала налогового периода превышает 600 тыс. руб. — единый социальный налог уплачивается в размере 104 800 руб. (ЕСН для дохода 600 тыс. руб.) + 2% с суммы превышения дохода над 600 тыс. руб. Таким образом, чем больше доход физического лица, тем меньше уплачиваемый единый социальный налог.

Налог на добычу полезных ископаемых.Налогоплательщиками данного налога считаются организации и индивидуальные предприни­матели, признаваемые пользователями недр. Объектом налога являют­ся: а) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на уча­стке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование; б) по­лезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего

Производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензиро­ванию; в) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами терри­тории России, если эта добыча осуществляется на территориях, находя­щихся иод юрисдикцией Российской Федерации. Видами добытого по­лезного ископаемого являются: товарный уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы; торф; углеводородное сырье; товарные руды; полез­ные компоненты многокомпонентной комплексной руды; горно-хими­ческое неметаллическое сырье; сырье редких металлов (рассеянных элементов) и т. д. Адвалорные налоговые ставки по конкретным видам полезных ископаемых предусмотрены в ст. 342 главы 26 НКРФ.

Водный налог.Плата за пользование водными объектами введена в целях рационального использования водных ресурсов. Налогопла­тельщиками являются юридические лица, которые непосредственно осуществляют пользование водными объектами с применением соору­жений, технических средств или устройств, подлежащих лицензирова­нию. Плата взимается при заборе воды из поверхностных водных объ­ектов, территориального моря и внутренних морских вод и при сбросе сточных вод, попадающих в водные объекты без изъятия воды и сброса сточных вод.

Налог на имущество организаций.Этот налог входит в подсистему региональных налогов и сборов. Однако доля данного налога в системе бюджетных доходов пока невелика. Налог пришел на смену платы за фонды, действовавшей в СССР с 1965 по 1991 г. Значительно расширен объект налогообложения. Цель введения налога на имущество осталась прежней — стимулирование эффективного, рационального использова­ния имущества, сокращение излишних запасов сырья и материалов. Преимущество имущественных налогов заключается в высокой ста­бильности налогооблагаемой базы: такие налоги менее всего подверже­ны колебаниям в течение налогооблагаемого периода и не зависят от ре­зультатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что позволяет рассматривать их в качестве стабильных доходных источни­ков бюджетов соответствующих уровней.

Плательщиками налога являются: предприятия, организации и уч­реждения, включая предприятия с иностранными инвестициями (юри­дические лица РФ); иностранные юридические лица, международные объединения, владеющие имуществом на территории РФ. Объект обло­жения — находящиеся на балансе налогоплательщика основные средст­ва и нематериальные активы, которые учитываются по остаточной стоимости, а также запасы и затраты. Налоговой базой по налогу на имущество организаций является среднегодовая стоимость имущества, Которая рассчитывается как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (по Данным бухгалтерского учета) на 1-е число каждого месяца отчетного (налогового) периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным (на-



Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание

Глава 4. Налоговая система




Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru логовым) периодом, на количество месяцев в отчетном (налоговом) пе­риоде, увеличенное на единицу.

Льготы по налогу на имущество организаций подразделяются на две группы. В первую группу входят льготы, связанные с полным ос­вобождением определенных организаций от данного налога (напри­мер, бюджетных организаций, религиозных объединений и организа­ций, специализированных протезно-ортопедических предприятий, ор­ганизаций образования и культуры и др.). Ко второй группе относятся льготы, связанные с освобождением от налога отдельных видов иму­щества, принадлежащего предприятию. В частности, для целей нало­гообложения стоимость имущества уменьшается на балансовую стои­мость (за вычетом суммы взноса по соответствующим объектам) объ­ектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы; объ­ектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны; магистральных трубопрово­дов; железнодорожных путей сообщения и др. В целях правильного применения льгот предприятия обязаны обеспечить раздельный учет имущества. Законодательные (представительные) органы субъек­тов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать для от­дельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. В 2009 г. пре­дельный размер ставки налога на имущество организаций в целом по России составлял 2,2%.

Налог на игорный бизнес.Плательщики налога — организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринима­тельскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Налогом облагаются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букме­керских контор. Налоговые ставки устанавливаются законами субъек­тов РФ в следующих пределах: за один игровой стол — от 25 000 до 125 000 руб.; за один игровой автомат — от 1500 до 7500 руб.; за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — от 25 000 до 125 000 руб.

Транспортный налог. Налогоплательщиками этого налога являют­ся лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегист­рированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообло­жения. Таким образом, эте налог на особый вид имущества — транс­портные средства, взимаемый с юридических и физических лиц. До вве­дения данного налога транспортные средства облагались в рамках налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц. Объектами обложения признаются автомобили, мотоциклы, мото­роллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пнев­матическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидро' циклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздуШ' ные транспортные средства. По конкретным видам объектов налогооо-

л0ясения введены различные ставки налога, рассчитываемые исходя из мощности двигателя. Таким образом, ставки транспортного налога являются специфическими. С точки зрения способа взимания транс­портный налог является кадастровым для физических лиц и деклараци­онным для юридических лиц. Налогоплательщики, являющиеся орга­низациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по на­логу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогопла­тельщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную ре­гистрацию транспортных средств на территории РФ.

Местные налоги представлены в налоговой системе России земель­ным налогом и налогом на имущество физических лиц.

Земельный налог.Этот налог уплачивается организациями и физи­ческими лицами, обладающими земельными участками на праве собст­венности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве по­жизненного наследуемого владения. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Полномочия по установле­нию налога, определению порядка и сроков уплаты налога, налоговых льгот и налоговых ставок в пределах, установленных НК РФ, предос­тавлены органам власти муниципальных образований. В Налоговом ко­дексе РФ предусмотрены следующие пределы ставок земельного нало­га в зависимости от характера использования земельных участков: 0,3% для земельных участников, используемых для сельскохозяйственного производства, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, используемые для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; и 1,5% для прочих земель­ных участков. Допускается установление дифференцированных нало­говых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Кратко охарактеризованы основные элементы налогов, взимаемых в Российской Федерации. Безусловно, с позиции наполнения бюджета значимость налогов ощутимо варьирует. С момента становления совре­менной налоговой системы России на протяжении долгих лет приори­тет в обеспечении доходов федерального и консолидированного бюдже­тов был за налогом на добавленную стоимость, поступления по которо­му составляли порядка 20% налоговых доходов консолидированного бюджета. Однако с 2006 г. поступления в консолидированный бюд­жет Рф налога на прибыль превышают поступления НДС, делая налог на прибыль важнейшим для налоговых доходов бюджета России. Поми­мо налога на прибыль и НДС весьма значительны для консолидирован­ного бюджета поступления по налогу на добычу полезных ископаемых и иных платежей за пользование природными ресурсами. Налог на до-Ходы физических лиц не стал основным для пополнения бюджета, его

Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru 186 Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание

Глава 4. Налоговая система 187



Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ - student2.ru доля в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ составля­ет 10%.

Наши рекомендации