Особенности организации финансовых ресурсов органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Финансовые ресурсы органов государственной власти субъектов РФ концентрируется в региональных бюджетах и бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов.
1. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) — фонд денежных средств, находящийся в распоряжении органов государственной масти субъектов РФ и предназначенный для выполнения возложенных на них функций и задач.
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений и других доходов.
Помимо доходов в бюджеты субъектов РФ зачисляются поступления из источников финансирования дефицита бюджетом субъектов РФ.
Средства, зачисленные в бюджеты субъектов РФ, направляются на осуществление расходов по реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Помимо бюджетов субъектов РФ финансовые ресурсы, формируемые в распоряжении органов государственной власти субъектов РФ, сосредоточены в бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов.
2. Бюджет территориального государственного внебюджетного фонда — фонд денежных средств, образуемый вне бюджета субъекта РФ и предназначенный для реализации отдельных конституционных прав граждан (в частности, на охрану здоровья и медицинскую помощь).
Доходы бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов формируются за счет: налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений.
Основной объем расходов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов направляется на реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхования. Кроме того, за счет средств бюджетов данных фондов финансируются отдельные мероприятия в области здравоохранения, а также деятельность фондов.
Между бюджетами органов государственной власти и бюджетами государственных внебюджетных фондов существуют определенные взаимосвязи, среди которых можно выделить следующие:
• между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ
• между федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов
• между бюджетами субъектов и бюджетами государственных внебюджетных фондов.
• между бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ
• между бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ и бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов.
Также региональными финансами распоряжаются государственные органы власти субфедерального значения, которые определяют приоритетные направления расходования государственных финансов на уровне региона и производят контроль за целевым и эффективным использованием государственных финансов на региональном уровне.
42. Организация муниципальных финансовых ресурсов в Российской Федерации.
Основная задача организации муниципальных финансов — обеспечение органов местного самоуправления финансовыми ресурсами в объеме, достаточном для самостоятельного решения вопросов местного значения. Принадлежность финансовых ресурсов органам местного самоуправления — один из содержательных признаков муниципальных финансов.
Необходимость разделения государственных и муниципальных финансов продиктована обособленным положением органов местного самоуправления в системе органов власти. В своей деятельности органы местного самоуправления обеспечивают реализацию права граждан на самостоятельное и под свою ответственность решение всех вопросов местного значения, определенных федеральным законодательством.
Следуя Конституции РФ, неотъемлемым признаком местного самоуправления является самостоятельное формирование местных бюджетов.
1. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - фонд денежных средств находящийся в распоряжении органов местного самоуправления и обеспечивающий решение вопросов местного значения.
Местные бюджеты — центральное звено местных финансов, в котором мобилизуется основная часть финансовых ресурсов муниципальных образований и за счет средств которого финансируются основные потребности местного сообщества.
Местные бюджеты находятся в собственности муниципальных образований и утверждаются муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Формирование местных бюджетов осуществляется посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений, других доходов местных бюджетов.
Согласно основному назначению муниципальных финансов — финансовому обеспечению полномочий органов местного самоуправления, средства местных бюджетов направляются на осуществление расходов: по решению вопросов местного значения, находящихся в компетенции органов местного самоуправления данного муниципального образования; по реализации делегированных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий; по осуществлению полномочий, делегированных другими органами местного самоуправления.
Первая группа расходов — по удовлетворению основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципального образования
Вторая группа включает расходы по финансовому обеспечению полномочий, составляющих компетенцию органов государетвенной власти РФ и субъектов РФ и переданных ими органам местного самоуправления единовременно, на определенный срок либо бессрочно.
Выделение третьей группы расходов обусловлено правом органов местного самоуправления муниципальных районов на делегирование части своих полномочий органам местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав данного муниципального района, и напротив — передачей органами местного самоуправления поселений части своих полномочий в пользу муниципальных районов.
2. Наряду с местными бюджетами экономическую основу местного самоуправления могут составлять бюджеты муниципальных внебюджетных фондов
Бюджет муниципального внебюджетного фонда — фонд денежных средств, образуемый вне бюджета муниципального образования и предназначенный для реализации отдельных потребностей местного сообщества (обеспечение природоохранных мероприятий, охраны памятников истории и культуры и др.).