Тема. Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия

1. Кризис и антикризис – элементы механизма рыночной экономики.

2. Банкротство организации: виды, стадии и их классификация.

1. Кризис и антикризис – элементы механизма рыночной экономики.

Кризис (греч. решение, переломный момент) – это глубокое расстройство, резкий перелом, период обострения противоречия в процессе развития деятельности человека. Кризис можно разделить на экономический, социальный, политический.

Экономический кризис – это одна из фаз воспроизводственного цикла, включающая в себя последовательно кризис, депрессию, оживление и подъем.

Экономический кризис проявляется в перепроизводстве товарного капитала (рост не реализованной продукции), перенакопление производственного капитала (увеличение недогрузки производственной мощности, рост безработицы), перенакопление денежного капитала (увеличение количества денег, не вложенных в производство).

Общим результатом экономического кризиса первоначально является рост издержек производства, падение цен и прибыли, снижение заработной платы, понижение жизненного уровня широких слоев населения.

Типология специфичных экономических кризисов выглядит следующим образом:

1. денежный;

2. валютный;

3. кредитно-банковский;

4. спекулятивно-фондовый;

5. финансово-бюджетный;

6. внешнеэкономический;

7. кризис международных отношений;

8. ценовой (инфляционный);

9. технологический;

10. инвестиционный.

Экономические кризисы можно разделить на виды:

1. товарно-рыночный – представляет собой либо как кризис построения, либо как кризис тупик. Носит коррективный характер, то есть проявляются в корректировки экономики как системы. Соответствующее (адекватное) изменение товарно-рыночных изменений в экономике и является антикризисом, выходом из кризиса данного вида;

2. производственно-структурный – представляет собой либо тупик, либо патосостояние экономики. Требуется частичное или полное обновление всех или части производственных структур экономической системы, обновление самой структуры экономической системы;

3. системно-трансформационный – можно отнести к кризисам с летальным исходом.

Выделяются следующие типы экономических кризисов:

1. кризис ликвидности – означает реальную потерю платежеспособности. Необходимы срочные меры иначе предприятие будет вынуждено уйти с рынка;

2. кризис успеха – характеризуется явным негативным отклонением фактического состояния от запланированного, причинами возникновения могут ошибки в исследовании рынка, капиталовложения, кадровой политики;

3. кризис стратегии – является менее заметным и не столь непосредственным. Положение предприятия в данный момент (ситуация успеха) может казаться вполне удовлетворительным, его наступление необходимо диагностировать, если происходят сбои в развитии предприятия снижается потенциал успеха, ослабевают защитные возможности в конкурентной борьбе. Намечающийся разрыв между вероятными и желаемыми результатами может быть ликвидирован лишь путем изменения прежней или принятия новой ориентации. Как правило, такие изменения рассчитаны на многие годы.

Американский исследователь Грейнер считает, что в кривой роста бизнеса можно выделить 5 фаз, каждая из которых заканчивается организационным кризисом, а каждый из таких кризисов в свою очередь может быть преодолен только по средствам смены организационной структуры компании и формы управления. На каждом этапе развития компании требуется свой тип руководства и соответствующий тип организационной структур. Кризис в компании будет продолжаться до тех пор, пока не произойдут соответствующие изменения.

Можно сделать вывод, что определение положения на кривой жизненного цикла типа кризиса будет способствовать выбору направлений и методов преобразований наиболее соответствующих ситуаций, то есть определению адекватного комплекса мер, который в наиболее общем смысле характеризуется как антикризисное управление.

2. Банкротство организации: виды, стадии и их классификация.

По законодательству о банкротстве под должником понимается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо являющиеся коммерческой организацией (за исключением казенных предприятий, а также некоммерческая организация, действующая в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда).

Банкротство можно разделить на 3 вида в зависимости от того, что является его основной причиной:

1. банкротство бизнеса или банкротство, связанное с неэффективным управлением предприятием, маркетинговой стратегии, неэффективное использование имеющихся ресурсов. Термином бизнес в данном случае определяется «инициативная самостоятельная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела, а также продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг»;

2. банкротство собственника (где собственник это субъект собственности, физическое или юридическое лицо, обладающее правом собственности, выступающим в роли владельца, распорядителем, пользователем собственности) или банкротство, вызванное в первую очередь не достатком у собственника инвестиционных ресурсов – на осуществление расширенного, а иногда и просто воспроизводства – при наличии нормальных основных фондов и трудовых ресурсов, разумной маркетинговой политики и нужности выпускаемой продукции;

3. банкротство производства, когда под влиянием первых 2-х факторов или в силу устаревшего оборудования, или из-за жесткой конкуренции со стороны отечественных или зарубежных производителей предприятие производит неконкурентоспособную продукцию и это состояние практически не устранимо путем смены управляющего или инвестиционными вливаниями без частичного или полного перепрофилирования производства.

Строгое разделение внешних и внутренних причин банкротства является практически невозможным, но выявление и анализ прошлых ошибок может помочить в достижении наибольшей финансовой устойчивости при различных неблагоприятных внешних обстоятельствах. Поэтому целесообразно выделить следующие стадии банкротства предприятия:

1. скрытая стадия – характеризуется в первую очередь снижением цены предприятия. Ученые высшей школы предпринимательства и приватизации предлагают цену предприятия определять капитализацией прибыли по формуле:

V = P / K

V – ожидаемая цена предприятия;

P – ожидаемая прибыль до выплаты налогов, а также % по займам и дивидендов;

K – средневзвешенная стоимость пассивов (обязательств) фирмы (средний %, показывающий % и дивиденды которые необходимо будет выплачивать в соответствии со сложившимися на рынке условиями за заемный и акционерный капитал).

Таким образом, при снижении цены предприятия рассчитанный данным способом можно утверждать, что предприятие из стадии устойчивости (зрелости) переходит (или уже перешло) на стадию спада. Скрытая стадия свидетельствует о наступающем финансовом кризисе. Необходимы срочные меры по выведению предприятия из наступающего кризиса, так как именно на этапе этом этапе для этого понадобиться минимум усилий и средств;

2. финансовая устойчивость – характеризуется первыми трудностями с наличными деньгами, на этой стадии проявляются некоторые ранние признаки банкротства: резкие изменения в структуре баланса и отчета о финансовых результатах. Нежелательными являются резкие изменения любых статей баланса в любом направлении. Успешное и быстрое «лечение» предприятия еще возможно, однако это будет гораздо большими усилиями и средствами чем на стадии скрытого банкротства;

3. явное банкротство – характеризуется тем, что предприятие не может своевременно оплачивать долги, банкротство становится юридически очевидным. Банкротство проявляется как несогласованность денежных потоков (притока и оттока денег), то есть даже при видимых притоках денежных средств предприятие является не платежеспособным. Предприятие переходит из стадии спада кривой своего жизненного цикла на стадию вымирания. Своевременным становится вопрос о начале арбитражного процесса о несостоятельности (банкротстве).

Еще одну классификацию видов банкротства предлагает Т.Д. Аленичева:

1. экономическая несостоятельность – в экономическом смысле банкротство означает не способность предприятия покрывать свои затраты включая капитальные;

2. деловая несостоятельность – этот термин применяется к предприятиям, деятельность которых завершилась убытками для кредиторов;

3. формально юридическая несостоятельность – предприятие может быть признано формально несостоятельным, если оно не в состоянии погасить свои текущие обязательства в срок. Формальная несостоятельность указывает на недостаток ликвидности и может быть временной;

4. несостоятельность, переходящая в банкротство – предприятие становится хронически несостоятельным, когда стоимость обязательств превышает реальную стоимость активов. Это наиболее серьезный случай несостоятельности, который часто приводит к ликвидации предприятия;

5. предприятие является банкротом по закону и подлежит ликвидации или реорганизации.

Тема. Кризисы в управлении организацией (компанией, фирмой, предприятием)

1. Общие и специфические, внешние и внутренние факторы развития организации.

2. Возникновение кризисов в организации.

3. Тенденции циклического развития организации.

4. Опасность и вероятность кризисов в цикличных тенденциях развития организации.

1. Общие и специфические, внешние и внутренние факторы развития организации.

В современной литературе понятие организация рассматривается как некоторое обособленное структурное подразделение в общей системе общественного разделения труда. Критериями такого обособления является экономическая самостоятельность, организационная самостоятельность, наличие управляющей системы, общий результат работы.

В качестве организации может рассматриваться фирма, предприятие, акционерное общество, банк, компания, а также структурная единица системы государственного управления. Важный вопрос в проблематики современного управления это: возможно ли возникновение кризиса в деятельности отдельной организации

 
  Тема. Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия - student2.ru

Факторы рискованного развития

Практика показывает, что кризисы не только возможны – они отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организации, при этом они могут не совпадать с ритмами общего развития или развития других организаций. Каждая организация имеет собственный потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется закономерностям циклического развития социально-экономической системы.

Существуют факторы, влияющие на кризисное развитие – внешние и внутренние, общие и специфические. Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку в которой функционирует организация и от которой не могут не зависеть. Если экономика находится в состоянии общего кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельной организации. Но в каждой организации влияние общего кризиса различно – все зависит от характера организации и области ее деятельности (государственная, частная, крупная, малая, коммерческая, производственная и т.д.), а также от ее внутреннего состояния (экономический потенциал, профессионализм управления, персона, социальная атмосфера). Организация может успешно противодействовать внешним кризисным явлениям или реагировать ухудшением собственного состояния.

Для каждой организации существует свое соотношение внешних и внутренних факторов кризиса и это в практике управления должно быть предметом специального анализа.

При возникновении общего кризиса в России наблюдалась весьма заметная дифференциация различных организаций по степени проявления собственного кризиса: одни мгновенно оказались на грани разрушения и исчезновения, другие долгое время сопротивляются кризисным явлениям, третьи находят возможности использовать положение для собственного блага, процветать вызванными общими кризисными явлениями. Это объясняется многими причинами: антикризисный потенциал, профессиональное управление, стечение обстоятельств, повышенная экономическая активность, удачный иск – все это внутренние факторы кризиса, которые противостоят внешним, и используется для их нейтрализации. Возможно, что организация входит в глубокий кризис даже при весьма благоприятной внешней экономической обстановке. Причиной этого также могут быть внутренние факторы развития: деловы и социально-психологические конфликты, не эффективная организация работ, низкий профессионализм персонала, устаревшая технология, просчеты в экономической стратегии, ошибки в принятии экономических решений, неудачный маркетинг и т.д.

2. Возникновение кризисов в организации.

Причины возникновения кризисов в организации могут быть различны, но очень важно распознавать симптомы кризисного развития, чтобы своевременно использовать программы антикризисного управления. Необходимо различать факторы, симптомы и причины возникновения кризиса.

Факторы
Тема. Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия - student2.ru

Факторы – это настораживающие события.

Симптомы – это проявление кризисных явлений.

Причины – это источники возникновения кризиса.

Распознавание - это обнаружение симптомов, причин и факторов, определения его содержания, свойств и характера.

Средства распознавания кризиса – интуиция, опыт, специальные знания, анализ, исследования, диагностика.

Симптомы проявляются в показателях и в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Анализ показателей фондоотдачи, производительности, эффективности энерговооруженности можно выявить предрасположенностью производственной организации к наступлению кризиса. Большую роль играют анализ финансово-экономических и социально-экономических показателей. Симптом кризиса – это и состояние показателя и тенденции его изменения. При этом показатели могут оцениваться как по отношению к установленному нормативу величины, так и по отношению друг к другу. Симптомы кризисного развития могут быть либо несоответствующие показателям к закономерными соотношениям, либо временным параметрам. Например, темп роста производительности труда должен опережать темп роста заработной платы. Если этого не происходит, то опасность кризиса увеличивается. Симптомы не всегда отражают причины кризиса, поэтому необходимо различать симптомы и причины, чтобы уметь по симптомам находить истинные причины кризиса и учитывать возможность ложных симптомов.

Симптом – это первоначальное внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить. Оценивать кризисы нужно не только по симптомам, но и по причинам, реальным факторам.

Причина кризиса – это события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.

Фактор кризиса – это событие или зафиксированное состояние или установленная тенденция, свидетельствующая о наступлении кризиса. Например, инфляция является фактором кризиса, причиной инфляции может быть увеличение массы денег в связи с большим государственным долгом и не возможностью его погашения в определенный период времени. Симптомами кризиса могут быть, например, использование долларов в расчетных операциях, неоправданный и неумеренный рост качества продукции, нарушение технологической дисциплины, старение технических средств, большая задолженность по кредитам.

Причинами могут быть финансово-экономические просчеты, общее положение экономики низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования.

Симптомы кризисы – это проявление первых признаков отрицательных признаков, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем.

3. Тенденции циклического развития организации.

В развитии социально-экономической системы (организации) существует много циклов, которые переплетаются друг с другом, накладываются друг на друга или расходятся. Поэтому исследования функционирования социально-экономической систем и тенденций их развития составляют определенные трудности. Существуют различные методы выделения циклов развития социально-экономической систем. Один из наиболее рациональных это 5-этапный цикл развития.

Возникновение
Тема. Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия - student2.ru

Варианты цикла.

                   
  Тема. Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия - student2.ru   Тема. Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия - student2.ru   Тема. Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия - student2.ru
 
    Тема. Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия - student2.ru   Тема. Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия - student2.ru

Жизненный цикл организации – зоны промежуточного и заключительного рисков.

Каждому из этапов соответствуют определенные особенности состояния социально-экономической системы. Эти особенности характеризуют и тип фирмы.

I этап – эксплерентный – зарождение фирмы в рыночной экономической среде, формирование ее первоначальной среды. Это этап скрытого формирования будущей целостности. Еще не сформировались признаки полной внешней дифференциации и внутренней интеграции фирмы, но уже появились ее некоторые черты, посылки, потенциальные характеристики. Фирма не оформилась окончательно, но уже поставляет на рынок экспериментальные образцы, новые идеи или услуги, зондирует рынок на предмет спроса. Это, как правило, рискованная деятельность, поэтому здесь существует опасность кризиса, который заключается в том, что фирма может исчезнуть уже на этапе ее возникновения. Кризис может быть быстротечным и сравнительно легким. К нему готовы, поэтому имеется прикрытие: фирма пока находится в структуре другой фирмы более крупной и устойчивой.

Такие организации называемые эксплерентными – уже некие организации, но не фирмы в полном смысле этого слова Коллектив такой организации это весьма инициативные люди. Лидером является человек способный увлечь людей, пользующийся авторитетом, имеющий сильный и волевой характер. Это человек способный в силу своей предприимчивости начинать новое дело ощутить экономическую его перспективность. Начинать дело трудно и опасно – здесь необходимы решительность и воля, доверие и уважение, активность и настойчивость.

Характеристика фирмы эксплерента.

Факторы развития Условия создания Причины кризиса
Фанатизм лидера возглавляющего коллектив Сплоченность коллектива вокруг лидера Мобильность и гибкость перехода к радикальным новациям Минимальный управленческий аппарат Простые организационные связи Высокая мобильность кадров к освоению новых видов деятельности Высокая взаимозаменяемость специалистов Четкая специализация научной направленности Творческая атмосфера в коллективе Интеллектуальный продукт имеет большую значимость Наличие оригинальной идеи проверенной на предмет практической необходимости Наличие специалистов (инноваторов) заинтересованных в реализации идеи Наличие необходимых инвестиций Перспектива производства и сбыта продукции полученной на основе данной идеи Чрезмерный фанатизм лидера и не умение идти на компромисс Попадание в коллектив другого лидера или интригана Ограниченность ресурсов (финансовые, материальные, трудовые) Большая зависимость от рыночной конъюнктуры, заключается в частности в подготовленности рынка к новым продуктам Слабые кредитные возможности Перегрузки Условия труда и социальная обеспеченность хуже, чем на крупных предприятиях Удельная заработная плата ниже, чем на крупных предприятиях Сложности превращения интеллектуального продукта в интеллектуальную собственность
Ключевые лозунги организации Лучшая организация – отсутствие всякой организации У нас полный разгул демократии – будете делать только так, что и как я скажу

II этап – патиентный – при удачном развитии событий организация продолжает расти и увеличивается и вступает в новый этап

Характеристика фирмы патиента.

Факторы развития Условия создания Причины кризиса
Наличие группы лидеров (энтузиастов) работающих в одном направлении и делящие все трудности одинаково Сплоченность коллектива вокруг группы энтузиастов Мобильность и гибкость перехода к новациям в особенности вначале существования фирмы Неусложненные организационные связи в особенности вначале существования фирмы Небольшой управленческий аппарат Значительная взаимозаменяемость специалистов Изменение научной направленности в ходе жизнедеятельности фирмы Творческая атмосфера в коллективе Интеллектуальные продукты значительны Умение формировать потребности рынка исходя из своих потребностей Наличие новых изделий, товаров или услуг, проверенных рынком Наличие специалистов заинтересованных в завоевании рынка Наличие необходимых инвестиций Перспектива производства и сбыта продукции   Появление значительных разногласий в коллективе Организация в коллективе другой инициативной группы Ограниченность ресурсов и прежде всего трудовых, способных перестраиваться в ходе жизнедеятельности фирмы Зависимость от рыночной конъюнктуры Не умение формировать потребности рынка исходя из своих возможностей Имеющиеся перегрузки в работе Условия труда и неподготовленность производства Удельная заработная плата ниже, чем в виолентах Проблемы превращения интеллектуального продукта в интеллектуальную собственность Недостаточная техническая оснащенность Недостаточные производственные мощности
Ключевые лозунги организации Выживает только сильнейший Хорошо только то, что плохо конкуренту Демократия хороша там, где она нужна

В связи с тенденциями роста требуется перестройка структуры дифференциация функций управления, повышение эффективности деятельности. Это этап завоевания какого-либо сегмента рынка, уточнения рыночной позиций, выработки конкурентной стратегии, повышение роли маркетинга в управлении фирмой. Чаще всего он рассматривается, как этап количественного роста и все перестройки в управлении фирмой связаны с количественными изменениями. На этом этапе также существует опасность кризиса, но она незаметна на фоне устойчивых тенденций внутреннего развития. Кризис здесь в основном вызывается внешними причинами и внешними циклами развития экономики, политическими причинами. На этом этапе фирма может вырасти до несколько тысяч человек и этот рост оказывается оправданными, вызывается потребностями развития.

III этап – виолентный – организация достигает зрелого состояния, устойчивого положения на рыке, конкурентоспособность ее высока, чувствует себя уверенно. Фирмы виоленты это фирмы силовой стратегии, которые, как правило, работают в области большого бизнеса, характеризуются высоким уровнем освоения технологии, массовым выпуском продукции.

Характеристика фирмы виолента.

Факторы развития Условия создания Причины кризиса
Наличие коллектива, работающего над имиджем фирмы Высокое качество кадрового става Финансовая устойчивость Низкие уровни затраты (в том числе накладные расходы) Высокая техническая оснащенность Сформированная и стабильная номенклатура продукции Единство научных и производственных процессов Большие производственные мощности Возможность значительных прибылей конкурентоспособность продукции Высокая социальная обеспеченность кадров Освоение определенного сегмента рынка с полным его насыщением Наличие специалистов заинтересованных в совершенствовании производства и быта Стабильность в деятельности фирмы Возможности получения прибылей   Появление значительных разногласий в коллективе Организация в коллективе оппозиции Ограниченность ресурсов Зависимость от рыночной конъюнктуры Организационная инертность структуры Консерватизм в нововведениях Сложные коммуникационные связи Большая численность управленческого персонала Слабая приспособленность и реакций на новую продукцию Малодинамичные научные структуры
Ключевые лозунги организации Цель – все, движение к ней – ничто Хорошо живет тот, кт умеет хорошо жить

Фирмы виоленты могут быть 3 видов:

1. национальные;

2. интернациональные;

3. деструктивные.

Национальные виоленты почти всегда организуют венчурные фирмы, связанные с разработкой нового продукта или дизайна новыми организационными структурами продажи и производства. По оценкам специалистов общее количество национальных виолентов в промышленной сфере не должно превышать 20% иначе ослабнет подпитка развития новых идеями, продукция или услуги можно быстро устаревать морально. По достижению определенного предела фирма принимает решение о дальнейшем развитии в виде освоения новых рынков сбыта, организации нового производства, стратегических разработок технологии и т.д. Жизнедеятельность фирмы на стадии национального виолента хорошо описана швейцарским ученым Фризенвинкелем. Некоторые группы развитых национальных виолентов, несмотря на свои размеры, не утрачивают способности к быстрому росту. Они динамичны и являются наиболее ярким примерами агрессивной конкуренции в верхнем эшелоне. Особенности их позиции на рынке часто обусловлены технологическими и организационными преимуществами в конкретной области производства и экономической деятельности. Стремление полностью использовать выгоды часто заставляют эти фирмы выступать как возмутители спокойствия, делают их минимально заинтересованными в сотрудничестве с другими гигантами. Эти компании «слоны» не редко утрачивают былой динамизм, обретая взамен повышенную стабильность. Последнее обеспечивается преимущественно тремя факторами:

1. большие размеры;

2. диверсификация;

3. наличие широкой сети филиалов.

В условиях жесткой конкуренции трудно постоянно быть первым в создании новшеств, но широкий в ассортиментном и географическом охвате рынка позволяет менее зависеть от конкурентной гонки. Ни одно новшество, реализованное соперниками, не затронет всех сегментов рынка, следовательно, всегда остаются возможности догнать конкурентов. Часто «слоны» вполне сознательно избегают соперничество, поскольку риск первопроходства всегда велик. Они пускают в ход свои гигантские способности только в том случае, когда успех уже наметился, и при этом оттесняют новаторов.

Интернациональный виолент возникает как продолжение развития национального по средствам открытия филиалов за рубежом, освоения других национальных рынков сбыта и вынужден действовать по правилам мирового рынка.

Характеристика интернационального виолента.

Факторы развития Условия создания Причины кризиса
Наличие сплоченного работоспособного коллектива Умение работать с клиентом независимо от его национальности Богатый опыт работы на национальном рынке Финансовая устойчивость Сформированная и стабильная номенклатура продукции Высокая техническая оснащенность Единство научного и производственного прочесов Большие производственные мощности Возможность сверхприбыли Конкурентоспособность продукции Образования первого филиала за рубежом Наличие специалистов желающие осваивать другие национальные рынки Наличие зарубежных рынков имеющих потребность в данных товарах Наличие возможностей улучшить эффективность работы фирмы   Появление значительных разногласий в коллективе Незнание специфики зарубежного опыта Организация в коллективе оппозиции Высокие удельные затраты Организационная инерционность Зависимость от рыночной конъюнктуры Очень сложные коммуникационные связи Большая численность управленческого аппарата Слабая приспособленность и реакция на принципиально новую продукцию
Ключевые лозунги организации Что хорошо Дженерал Моторос, то хорошо Америке

Специфическая проблема России, которая не решена до настоящего времени это стремлении более развитых в экономическом отношении стран привести в Россию экологически грязное производство, что, в конечном счете, ставит ее национальную безопасность.

Деструктивный виолент связан с состоянием «неповоротливого бегемота». Сохраняя гигантский оборот, фирма утрачивает способность добиваться соразмерной прибыли, то и начинает приносить убытки. Причины может быть:

1. распыление активность по слишком широкому кругу направлений;

2. усложнение организационной структуры;

3. омертвление значительной части капитала в утративших в перспективу производства.

Выход из такой ситуации безинвестиции безжалостное избавление от убыточных производств и снижение издержек на сохраняемых предприятиях. Уменьшив свои размеры, фирма получает возможность финансового оздоровления, при этом, возможно, что попавшая в полосу кризисного развития фирма утрачивает самостоятельность или медленно переходит на второстепенные роли в экономическом развитии.

IV этап – коммутантный – период упадка, старения фирмы когда наиболее значимые параметры ее жизнедеятельности заметно ухудшаются, а развитие понимаемое как дальнейшее совершенство заходит в тупик. Структура имеет тенденцию к ухудшению, свертыванию, а окрепшие конкуренты занимают большее жизненное пространство и более эффективны. Так появляются фирмы коммутанты, осуществляющие средний и малый бизнес, ориентированный на удовлетворение конкретных региональных потребностей, индивидуализированный подход к клиентам, использование достижения фирмы виолента.

Характеристика фирмы коммутанта.

Факторы развития Условия создания Причины кризиса
Наличие лидера хорошо понимающего специфику национального рынка Умение удержать своего покупателя Конкурентоспособность продукции Не требовательность кадров к социальной их обеспеченности Высокая техническая оснащенность Распад интернациональной компании на ряд национальных фирм Наличие желания у специалистов сохранить свой коллектив, несмотря на его старение Отсутствие у конкурентов желания поглотить фирму   Сужение рынка Большие недогруженные мощности Стабильная номенклатура продукции Организация в коллективе оппозиции Высокие удельные затраты Зависимость от рыночной конъюнктуры Организационная инертность Усложнение маркетинговых исследований Большая численность управленческого аппарата, доставшаяся в наследство от виолента Невозможность вносить значительные усовершенствования в продукцию Малодинамичные научные структуры
Ключевые лозунги организации Есть еще порох в пороховнице Если бы молодость знала, если бы старость могла


Коммутанты работают на этапе цикла падения выпуска продукции. Это фирмы отжившие свой век и выпускающие продукцию или оказывающие услуги либо частично устаревшие, либо имеющие ограниченный спрос (в рамках только национального или регионального рынка). Это могут быть как крупные и средние, так и малые фирмы. Их научно-техническая политика требует принятия решения о своевременной постановки продукции на производство, о степени технологической освоенности изделия выпускаемых виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно требованиям специфических потребителей.

V этап – леталентный – диструкторизация фирмы, прекращение ее существования в прежнем виде. На этом этапе появляются фирмы леталенты, то есть фирмы распадаются в связи с невозможностью их эффективного функционирования или фирмы, на которых происходит полная диверсификация с полным изменением профиля деятельности и полной или частичной заменой технологических процессов, а также сменной персонала. Такие глубокие изменения могут породить осложнения различного характера, в том числе и ухудшение рыночной позиции.

Наши рекомендации