Методика проверки кассовых и банковских операций
Для проведения ревизий кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия. Во время ревизии производится полный полистный пересчет денежной наличности и проверка других ценностей, находящихся в кассе.
Основные задачи контроля денежных средств, кассовых операций состоят в том, чтобы выявить состояние сохранности денежных средств, правильность и законность их использования, подлинность и достоверность совершения денежных операций, отраженных в бухгалтерском учете, соблюдение кассовой дисциплины, полноты оприходования, целевого использования и условий хранения денежных средств.
Кассовые операции проверяются по кассовой книге, прошнурованной, пронумерованной, опечатанной и заверенной подписями. В ней фиксируются все факты поступления и выдачи наличных денег, по результатам которых на конец дня выводятся остатки денежных средств в кассе. Так как кассир ведет кассовую книгу в двух экземплярах под копирку (второй (отрывной) экземпляр служит отчетом кассира и сдается в бухгалтерию), то при проверке они должны совпадать. Кроме того, в кассовых документах должны отсутствовать малейшие подчистки, помарки, а в кассовых ордерах – и оговоренные исправления, которые здесь не допускаются.
Для контроля учета кассовых операций руководитель может сверить суммы поступающих и расходуемых денежных средств по каждому отчету кассира с суммами, зафиксированными в бухгалтерских регистрах. Как правило, каждому кассовому отчету соответствует одна строка журнала-ордера и ведомости по счету 50 «Касса», при этом в ведомости фиксируются поступления денежных средств (приходные кассовые ордера), в журнале-ордере – выдача денег (расходные кассовые ордера). Кроме того, может быть подвергнута проверке арифметика (полная или частичная) при подсчете оборотов. На конец отчетного периода сальдо является разницей суммы оборотов поступления и выдачи наличных денег и полученная сумма в кассе денежных средств, заносится в актив баланса по строке «Касса».
На небольших предприятиях часто главный бухгалтер выполняет обязанности кассира. При имеющемся свободном доступе к кассовым документам и бухгалтерским регистрам можно легко осуществить подтасовку и оформление несуществующих документов. Во избежание этого, а также для взаимного контроля рекомендуется поручить обязанности кассира другому лицу и не ставить печати и подписи на незаполненных бланках.
Кроме того, следует проверить работу бухгалтера на предмет правильного отнесения затрат по выплате средств из кассы на себестоимость. Наличие таких фактов влечет за собой обнаружение скрытой от налогообложения прибыли.
При этом следует помнить, что с кредита счета по учету средств в кассе на затраты производства не должны относиться суммы выплаченных премий, пособий по соцстраху и других выплат, производимых за счет специальных фондов, а также единовременных поощрений и пособий работникам за выполнение важных заданий, по поводу ухода на пенсию и другие, материальной помощи – данные затраты должны быть отнесены на уменьшение прибыли, оставленной в распоряжении предприятия после уплаты налогов.
Но эти факты на данном этапе могут быть выявлены лишь в исключительных случаях выплаты соответствующих средств без их начисления (в остальных случаях проверить соответствующие операции по счетам 70 «Расчеты по оплате труда», 73 «Расчеты по прочим операциям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а также по счетам учета затрат не производство).
Целью ревизии операций на расчетном счете в банке является формирование мнения о достоверности и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.
Ревизия осуществляется сплошным способом и начинается с проверки соблюдения порядка открытия счетов в банках и исследования выписок за весь период, который подлежит ревизии. Особое внимание ревизор обращает на правильность оприходования в кассу денег, полученных из банка по чекам. Вначале проверяют остатки денежных средств, отраженных в выписках банка по соответствующим счетам (51, 52, 55и др.), с остатками средств по данным учета. Остаток денежных средств на конец периода в предыдущей выписке банка по соответствующему счету должен равняться их остатку на начало периода в следующей выписке. Достоверность выписок определяют путем проверки всех их реквизитов.
Проверяются также правильность и обоснованность перечисления денег за приобретаемые материальные ценности. Для этого сверяются суммы, указанные в платежных документах, с данными выписки банка и проводками по счету 60 либо 76. Убедившись в правильности таких проводок, проверяют по приходным документам полноту и правильность оприходования ценностей. При возникших сомнениях в подлинности документов или достоверности операций проводят их встречную проверку у поставщиков продукции. Установленные при встречных проверках расхождения оформляются промежуточными актами.
Тщательно проверяется использование перечисляемых денежных средств по своему целевому назначению, т.е. не было ли случаев отражения в учете расходов как платежей за услуги (отопление, освещение и др.), а на самом деле деньги перечислялись за материальные ценности, которые не оприходованы, а присвоены.
Основной поток денежных средств и расчетов проходит через систему банков, которая является «местом» многих крупных злоупотреблений. К их числу принадлежат следующие операции:
1. Присвоение наличных денег, полученных с расчетного счета без их оприходования по кассе.
2. Перечисление средств с расчетного счета по другим (незаконным) направлениям: перевод подставным лицам под видом оплаты выполненных работ или погашения задолженности.
3. Присвоение денежных и материальных средств при покупке и продаже материалов: незаконное получение оплаченных через банк товарно-материальных ценностей; присвоение поступившей на расчетный счет выручки от реализации
4. Использование денежных средств в личных целях: оплата за счет предприятия услуг, работ и материальных ценностей, подлежавших оплате за личный счет должностных лиц; оплата штрафов и пени, подлежащих отнесению за счет их виновников.
5. Присвоение средств с аккредитивов и особых счетов: не оприходование оплаченных ценностей; списание наличных денег, полученных с особого счета, без представления отчетов и оправдательных документов.
Тщательно проверяются факты несоответствия дат получения и оприходования денег, несоблюдения порядковой нумерации ордеров, непогашения приложенных к ним документов специальным штампом. Выписка должна быть заверена штампом и печатью банка, подписями бухгалтера и контролера, а исправления в ней подписывает и скрепляет гербовой печатью главный бухгалтер или его заместитель. Если банковские операции не оправданы документами, следует установить причину этого, а у банка — основание операции.
Последовательность документальной ревизии операций по счетам в банках такая:
1. Сверяют данные выписки с данными первичных документов.
2. Проверяют соответствие выписок банка и журналов-ордеров №2 и вспомогательных ведомостей №2.
3. Осуществляют проверку тождественности между данными журналов-ордеров, Главной книги и баланса по счету 51 «Расчетный счет».