Показатели рентабельности и их статистическое изучение
Прибыль представляет собой абсолютный показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятий и не всегда дает возможность объективной оценки результатов их деятельности и сравнительного анализа. Более успешно эти задачи решают показатели рентабельности.
Рентабельность, выступая показателем финансовой эффективности, находит широчайшее применение в аналитической практике.
Обширная система показателей рентабельности группируется на:
- показатели рентабельности капитала;
- показатели рентабельности ресурсов;
- показатели рентабельности продаж;
- показатели рентабельности продукции
и др.
В числителе формул определения рентабельности используются прибыль отчетного периода, прибыль от реализации продукции, работ, услуг, чистая прибыль. В знаменателе формул – различные показатели капитала (собственного, заемного, совокупного, оборотного, основного и т.д.), показатели потребленных ресурсов (амортизация, материальные затраты, заработная плата), показатели продаж (выручка, товарооборот), показатели себестоимости и др.
Сложившиеся традиции отечественной аналитической практики сохраняют в составе основных технико-экономических показателей рентабельность продукции, которая определяется как
. (11.18)
Изменение рентабельности продукции в процентных пунктах может быть оценено как
. (11.19)
В том числе за счет изменения:
- ассортимента или структуры продукции
; (11.20)
- себестоимости
; (11.21)
- цен
. (11.22)
Если продолжить пример, рассмотренный в предыдущем разделе 11.2, то общее изменение рентабельности составит
.
Влияние отдельных факторов на это изменение соответственно будет равно:
а) влияние изменения структуры продукции
;
б) влияние изменения себестоимости продукции
;
в) влияние изменения цен на продукцию
.
Сумма влияния всех факторов
2,39 п.п. + 0,57 п.п. – 0,12 п.п. = 2,84 п.п.
Факторный анализ позволил выявить, что рост рентабельности вызван в основном изменением структуры продукции: при общем росте рентабельности на 2,84 п.п. влияние фактора структуры составило 2,39 п.п.
В то время как фактор себестоимости дает положительное влияние на рост рентабельности на 0,57 п.п., наблюдается отрицательное воздействие фактора цен, вызывающее уменьшение показателя рентабельности на 0,12 п.п.
В статистическом анализе иных показателей рентабельности широкое распространение получили различные индексные модели:
а) отражающая взаимосвязь рентабельности капитала и факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости собственного капитала и доли собственного капитала во всем капитале
∙ ∙ , (11.23)
где К – средняя за период стоимость всего капитала;
СК – средняя за период стоимость собственного капитала;
ВРП – выручка от реализации продукции;
б) отражающая влияние на рентабельность капитала доли прибыли от реализации в прибыли отчетного периода, рентабельности продаж, оборачиваемости оборотного капитала (ОК) и доли оборотного во всем капитале
∙ ∙ ∙ ; (11.24)
в) отражающая зависимость показателя рентабельности собственного капитала от рентабельности продаж (по чистой прибыли), оборачиваемости капитала и соотношения всего и собственного капитала
∙ ∙ (11.25)
и многие другие.