Показатели рентабельности и их статистическое изучение

Прибыль представляет собой абсолютный показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятий и не всегда дает возможность объективной оценки результатов их деятельности и сравнительного анализа. Более успешно эти задачи решают показатели рентабельности.

Рентабельность, выступая показателем финансовой эффективности, находит широчайшее применение в аналитической практике.

Обширная система показателей рентабельности группируется на:

- показатели рентабельности капитала;

- показатели рентабельности ресурсов;

- показатели рентабельности продаж;

- показатели рентабельности продукции

и др.

В числителе формул определения рентабельности используются прибыль отчетного периода, прибыль от реализации продукции, работ, услуг, чистая прибыль. В знаменателе формул – различные показатели капитала (собственного, заемного, совокупного, оборотного, основного и т.д.), показатели потребленных ресурсов (амортизация, материальные затраты, заработная плата), показатели продаж (выручка, товарооборот), показатели себестоимости и др.

Сложившиеся традиции отечественной аналитической практики сохраняют в составе основных технико-экономических показателей рентабельность продукции, которая определяется как

Показатели рентабельности и их статистическое изучение - student2.ru . (11.18)

Изменение рентабельности продукции в процентных пунктах может быть оценено как

Показатели рентабельности и их статистическое изучение - student2.ru . (11.19)

В том числе за счет изменения:

- ассортимента или структуры продукции

Показатели рентабельности и их статистическое изучение - student2.ru ; (11.20)

- себестоимости

Показатели рентабельности и их статистическое изучение - student2.ru ; (11.21)

- цен

Показатели рентабельности и их статистическое изучение - student2.ru . (11.22)

Если продолжить пример, рассмотренный в предыдущем разделе 11.2, то общее изменение рентабельности составит

Показатели рентабельности и их статистическое изучение - student2.ru .

Влияние отдельных факторов на это изменение соответственно будет равно:

а) влияние изменения структуры продукции

Показатели рентабельности и их статистическое изучение - student2.ru ;

б) влияние изменения себестоимости продукции

Показатели рентабельности и их статистическое изучение - student2.ru ;

в) влияние изменения цен на продукцию

Показатели рентабельности и их статистическое изучение - student2.ru .

Сумма влияния всех факторов

2,39 п.п. + 0,57 п.п. – 0,12 п.п. = 2,84 п.п.

Факторный анализ позволил выявить, что рост рентабельности вызван в основном изменением структуры продукции: при общем росте рентабельности на 2,84 п.п. влияние фактора структуры составило 2,39 п.п.

В то время как фактор себестоимости дает положительное влияние на рост рентабельности на 0,57 п.п., наблюдается отрицательное воздействие фактора цен, вызывающее уменьшение показателя рентабельности на 0,12 п.п.

В статистическом анализе иных показателей рентабельности широкое распространение получили различные индексные модели:

а) отражающая взаимосвязь рентабельности капитала и факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости собственного капитала и доли собственного капитала во всем капитале

Показатели рентабельности и их статистическое изучение - student2.ruПоказатели рентабельности и их статистическое изучение - student2.ruПоказатели рентабельности и их статистическое изучение - student2.ru , (11.23)

где К – средняя за период стоимость всего капитала;

СК – средняя за период стоимость собственного капитала;

ВРП – выручка от реализации продукции;

б) отражающая влияние на рентабельность капитала доли прибыли от реализации в прибыли отчетного периода, рентабельности продаж, оборачиваемости оборотного капитала (ОК) и доли оборотного во всем капитале

Показатели рентабельности и их статистическое изучение - student2.ruПоказатели рентабельности и их статистическое изучение - student2.ruПоказатели рентабельности и их статистическое изучение - student2.ruПоказатели рентабельности и их статистическое изучение - student2.ru ; (11.24)

в) отражающая зависимость показателя рентабельности собственного капитала от рентабельности продаж (по чистой прибыли), оборачиваемости капитала и соотношения всего и собственного капитала

Показатели рентабельности и их статистическое изучение - student2.ruПоказатели рентабельности и их статистическое изучение - student2.ruПоказатели рентабельности и их статистическое изучение - student2.ru (11.25)

и многие другие.

Наши рекомендации