Тема 8. Особенности анализа
Сегментарной отчетности
Информация по сегментам,
Раскрываемая в финансовой отчетности
Понятие сегмента
Организации, составляющие сводную бухгалтерскую отчетность должны привести в пояснительной записке данные в соответствии с требованиями ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» [1].
Сегмент – это часть деятельности организации, связанная с необычным для этой организации риском и получением прибыли. Принимаются во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность организации. Вместе с тем численная оценка рисков не требуется.
Сегменты подразделяют на два вида:
1) операционный, связанный с производством определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг. Несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу при условии сходства по большинству из следующих факторов: назначению товаров, работ, услуг; процессу производства товаров, выполнения работ, оказанию услуг; потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг; методам продажи товаров и распространения работ, услуг; системам управления деятельностью организации (если применимо);
2) географический, связанный с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в определенном географическом регионе. При выделении информации по географическим сегментам следует исходить:
а) из сходства условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации;
б) из наличия устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах;
в) из сходства деятельности;
г) из рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе;
д) из общности правил валютного контроля;
е) из валютного риска, связанного с деятельностью организации в определенном географическом регионе.
Формирование информации по географическому сегменту может осуществляться по определенному государству или нескольким государствам, региону или регионам.
Информация по географическому сегменту может выделяться по местам расположения активов (деятельности организации) или по местам расположения рынков сбыта (покупателей) товаров, работ, услуг).
Отчетным сегментом называется операционный или географический сегмент, информация по которому подлежит обязательному раскрытию в отчетности.
Операционный или географический сегмент считается отчетным, если значительная величина его выручки, получена от продажи внешним покупателям и выполняется одно из следующих условий (правило десяти процентов) (ПБУ 12/2000, пункт 9):
1) выручка сегмента составляет не менее 10% общей выручки всех сегментов;
2) финансовый результат сегмента (прибыль, убыток) составляет не менее 10% прибыли или убытка всех сегментов;
3) активы сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.
Перечень отчетных сегментов устанавливается организацией самостоятельно. На отчетные сегменты должно приходиться не менее 75% выручки. Если на выделенные сегменты приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты, независимо от того, удовлетворяют ли они условию десяти процентов (ПБУ 12/2000, пункт 10).
Отчетный сегмент, выделенный в периоде, предшествовавшем отчетному, должен выделяться и в отчетном периоде независимо от того, удовлетворяет ли он в отчетном периоде критериям выделения отчетного сегмента. В противном случае будет утеряна сопоставимость данных бухгалтерской отчетности.
Информация по сегментам
В финансовой отчетности выделяется первичная и вторичная информация по сегментам. Первичная и вторичная информация может представляться либо по операционным, либо по географическим сегментам (рис. 8.1).
Состав первичной и вторичной информации по сегментам представлен на рис. 8.2 (согласно ПБУ 12/2000, пункты 21 – 23).
Если первичной информацией по сегментам признается информация по географическим сегментам, и место расположения активов отличается от места расположения рынков сбыта, то в отчетности приводится дополнительная информация, состав которой представлен на рис. 8.3. (согласно пункту 23 ПБУ 12/2000).
При определении доходов, расходов, активов и обязательств отчетного сегмента в расчет принимаются только те данные, которые непосредственно относятся к отчетному сегменту либо которые могут быть отнесены к нему путем обоснованного распределения (ПБУ 12/2000, пункт 13).
Рис. 8.1. Определение отчетных сегментов, по которым будет представляться
первичная и вторичная информация
|