Тема № 15. Особенности анализа драматического произведения.

1. Свойства драмы как рода литературы.

2. Особенности раскрытия образа-характера в драме: речь, жест, внутренний монолог, взаимохарактеристика, поступок, поведение, монолог, диалог.

3. Опосредованное выражение авторской позиции в пьесе.

4. Организация пространства и времени в драматическом произведении. Мера условности и правдоподобия.

5. Сюжетно-композиционное построение пьесы.

6. Роль внесценических персонажей.

7. Элементы эпоса и лирики в драматическом произведении.

8. Изучите известные Вам учебники по чтению и литературе, а также хрестоматии для чтения детей младшего школьного возраста и найдите в них драматические произведения или отрывки из них.

9. Предложите пути и средства формирования у детей младшего школьного возраста представления о драме как роде литературы. Какую роль в этом могут сыграть инсценировки детей и знакомство с театром.

Литература:

1. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Собр. соч.: В 9 т. — Т.3. М., 1982.

2. Анализ драматического произведения. Л., 1988.

3. Владимиров.С.В. Действие в драме. Л., 1972. С: 64—82.

4. Карякин А.А. Драма как эстетическая проблема. М., 1971. С. 129—

154.

5. Костелянц В. Лекции по теории драмы. Драма и действие: Учеб.пособие. Л., 1976. С. 61—64, 123—126.

6. Хализев В.Е.Драма как явление искусства: поэтика, генезис, функционирование. М., 1978. С. 55—61, 97—104.

7. Хализев В.Е. Драма как род литературы. М., 1986.

Примерные вопросы к экзамену по дисциплине «Основы теории литературы».

1. Литературоведение как наука о художественной литературе. Общая характеристика основных литературоведческих дисциплин: теория литературы, история литературы, литературная критика. Литературоведение и другие гуманитарные и естественные науки.

2. Литература как вид искусства. Сфера и предмет художественной литературы.

3. Функции художественной литературы.

4. Художественный образ: понятие, типология.

5. Художественная типизация и её формы.

6. Форма и содержание литературно-художественного текста.

7. Тема и идея художественного произведения.

8. Сюжет и фабула. Элементы сюжета. Сюжет в эпическом, лирическом и драматическом произведениях. Понятие конфликта.

9. Композиция и её виды (сюжета, образов, пространственно-временная). Понятие архитектоники.

10. Язык поэтический и литературный язык. Общеупотребительная лексика и иные виды лексики (архаизмы, неологизмы, диалектизмы, варваризмы и пр.).

11. Использование переноса значения слова. Тропы, их виды.

12. Синтаксис поэтической речи. Поэтические фигуры. Примеры.

13. Эвфония, виды звуковых повторов. Звукопись. Примеры.

14. Эпитеты, их виды, идейно-художественная роль. Примеры.

15. Сравнения, их виды, идейно-художественная роль. Примеры.

16. Метафора, её виды, художественные функции. Приёмы реализации метафоры. Примеры.

17. Метонимия, её виды, художественные функции. Примеры.

18. Перифраз, его виды, художественные функции. Примеры.

19. Гипербола и литота, художественные функции. Примеры.

20. Литературные роды и жанры.

21. Специфические особенности лирики как рода литературы. Основные лирические жанры.

22. Специфические особенности эпоса как рода литературы. Основные эпические жанры.

23. Специфические особенности драмы как рода литературы. Основные драматические жанры.

24. Понятие о ритме. Отличие стихотворной речи от прозаической.

25. Тоническая система стихосложения. Дольник как переход от силлабо-тонической системы стихосложения к тонической. Тонический народный стих. Примеры.

26. Силлабо-тоническая система стихосложения. Стопа и ее виды.

27. Разностопные стихи. Примеры.

28. Рифма, её значение. Виды рифм. Примеры.

29. Строфа, её виды. Способы рифмовки. Примеры.

30. Понятие о литературном процессе.

31. Понятие художественного стиля. Язык и стиль.

32. Классицизм и его художественный метод. Авторы-классицисты.

33. Сущность сентиментализма и его представители.

34. Романтизм и его художественный метод. Самые известные поэты и писатели - романтики.

35. Реализм, его разновидности, художественный метод.

36. Модернизм в русской литературе ХХ в.

37. Постмодернизм и современная литература.

38. Формирование представления о лирике в начальной школе.

39. Формирование представление об эпосе в начальной школе.

40. Формирование представления о драме в начальной школе.

Список литературы для самостоятельной работы..

Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова (любое издание).

Введение в литературоведение / Под ред. П.А. Николаева. М., 1987 и др. изд.

Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа, 1999.

Волков И.Ф. Теория литературы: Уч. пос. для студентов и преп. М., 1995.

Гуляев Н.А. Теория литературы: Уч. пос. для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов. М., 1997.

Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб., 1996.

Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. М., 1999.

Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1976.

Томашевский Б.В. Теория литературы: Поэтика. М., 1996.

Федотов О.И. Введение в литературоведение. М., 1998.

Федотов О.И. Основы теории литературы: В 2 ч. –

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.

Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб.пособие: В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2003.

Краткая литературная энциклопедия. Т. 1-9. М.: Советская энциклопедия, 1962-1978.

Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. 750 с.

Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М.: Просвещение, 1974. 509 с.

Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. В 3-х томах. М.: изд-во АН СССР, 1962-1965.

Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.: Педагогика, 1988. 414 с.

Поэтический строй русской лирики / Отв. ред. Г.М. Фридлендер. Л.: Наука, 1973. 352 с.

Ревякин А.И. Проблемы изучения и преподавания литературы. М.: Педагогика, 1988. 414 с.

Наши рекомендации