Анализ распределения прибыли
Для оценки оптимальности распределения прибыли определяют и изучают коэффициент чистой прибыли как отношение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, к балансовой прибыли. Рост указанного коэффициента обычно свидетельствует о снижении налогового бремени, и наоборот. Анализ коэффициента чистой прибыли обычно проводится в динамике за ряд лет. Необходимо также определить и изучить коэффициент налогообложения прибыли как отношение суммы налогов и других обязательных платежей, уплаченных за счет прибыли, к сумме балансовой прибыли. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, расходуется на формирование резервного фонда, других резервов, совершенствование торгово-производственных и иных технологических процессов, на финансирование социального развития коллектива и на другие цели.Часть прибыли расходуется на премирование работников, на социальное развитие и социальную защищенность коллектива работников предприятия. Для оценки эффективности использования чистой прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия, исчисляют и изучают показатели стимулирования:
• торговой деятельности (отношением оборота розничной торговли к сумме израсходованной на экономическое и социальное развитие предприятия прибыли);
• трудовой деятельности (отношением производительности труда торговых работников к сумме использованной чистой прибыли на экономическое и социальное развитие);
• финансово-хозяйственной деятельности предприятия (отношением общей суммы прибыли к чистой прибыли, израсходованной на экономическое и социальное развитие).
Интегральный показатель оценки эффективности использования чистой прибыли в целом по предприятию рассчитывается как корень в третьей степени из произведения предыдущих трех показателей.
24. Анализ рентабельности предприятия.Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить и несколько групп;
1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения прибыли от продажи (Пп) или чистой прибыли от основной деятельности (Пч) к сумме затрат по реализованной продукции (3). Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли пли самофинансируемого дохода с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, и может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Рпд = Пп / З
Рентабельность деятельности – отражает доходность всех операций предприятия: Рд = Пн / В Пн – прибыль до налогообл, В – выручка от продаж.
Рентабельность продаж (основной деятельности) – отражает прибыль на 1 рубль выручки: Рп = Пп / В
Рентабельность активов (авансированного капит) показывает доходность использования всего имущества организации: Ра = Пн / А, или Ра = Пп / А
А – средние активы = средний итог баланса-нетто, Пп – прибыль от продаж.
Рентабельность собственного капитала характеризует прибыльность использования собственных средств предприятия и показывает степень его привлекательности для инвесторов и кредиторов:
Рск = Пч / СК Пч – чистая прибыль, СК – средние остатки собственного капитала предприятия.
Маржинальный анализ
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу.
В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.
Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:
• безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
• зоны безопасности (безубыточности) предприятия;
• необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
• критич уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
• критической цены реализации при заданном объеме продажи уровне переменных и постоянных затрат.
С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимента продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.
Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.
Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: затраты - объем продаж - прибыль. Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы.
Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.
Для вывода формул используем следующие обозначения: Т - точка безубыточного объема реализации продукции (порог рентабельности, точка равновесия, критический объем продаж); Дм - маржинальный доход (общая сумма); Д - удельный вес маржинального дохода в выручке от продажи продукции; Дс - ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции; П - сумма прибыли; Ц - цена единицы продукции; Н - непропорциональные (постоянные) затраты; Рп - пропорциональные (переменные) затраты; В - выручка от продажи продукции; К - количество проданной продукции в натуральных единицах; V - удельные переменные затраты.
Маржинальный доход определяется как разность между выручкой от продажи продукции и переменными затратами: Дм= В - Рп.
Можно записать такую пропорцию: Т/Н = В/Дм. Отсюда выводится формула для расчета точки безубыточного объема продаж в денежном измерении: Т = В Н / Дм,
или Т=Н/(ДМ/В) =Н/Ду. Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула Т = Н/Дм * 100 %,
В торговлемаржинальный доход представляет собой разность между выручкой от продажи и переменными затратами:
Точка безубыточного объема реализации продукции (порог рентабельности, точка равновесия, критический объем продаж, порог рентабельности) – это объем продаж, при котором торговое предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков (т.е. при котором финансовый результат равен нулю); определяется по формуле: .
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – зона безопасности (зона прибыли, финансовой прочности), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Она показывает, насколько процентов предприятие может снизить объем продаж без риска стать убыточным и рассчитывается по формуле:
Таким образом, деление затрат на постоянные и переменные и использование маржинального дохода позволит более правильно проанализировать разные варианты управленческих решений для выбора наиболее оптимального из них.
26. Методы финансового анализа.Практика анализа финансового состояния выработала следующие его методы:
1) горизонтальный (временной) анализ – используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемого показателя от базового;
2) вертикальный (структурный) анализ – предусматривает определение структуры показателей (удельного веса частей в общем целом);
3) трендовый анализ – применяется при сравнении величин с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя (с помощью тренда прогнозируют возможные значения показателя в будущем);
4) анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) – расчет числовых значений;
5) сравнительный анализ, который делится на:
а) внутрихозяйственный – предусматривает сравнение основных показателей отчетности предприятия и его подразделений;
б) межхозяйственный – сравнение показателей исследуемого предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми.
Пользователей информации анализа финансового состояния можно разделить на две группы:
1) внутренние пользователи – управленческий персонал предприятия, бухгалтеры, экономисты. Для них результаты анализа являются необходимой основой для принятия управленческих решений;
2) внешние пользователи – государственные контролирующие органы, кредиторы, внешние аудиторы. Кредиторы (банки) используют информацию анализа финансового состояния для определения уровня кредитоспособности предприятия, достаточности денежных средств для финансирования текущей деятельности, определения рыночной стоимости предприятия, которая может служить залогом при предоставлении кредита, а также для прогнозирования банкротства.
Содержание финансового анализа.
Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов : финансово-го анализа и производственного управленческого анализа. Финансовая отчетность является информационной основой для финансового анализа и принятия управленческих решений. Становление финансового анализа как научной дисциплины имеет свою историю и тесно увязано с процессом становления и развития бухгалтерского учета. Финансовый анализ — это метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Финансовый анализ - это совокупность аналитических процедур, основывающихся, как правило, на общедоступной информации финансового характера и предназначенных для оценки состояния и эффективности использования экономического потенциала фирмы, а также принятия управленческих решений в отношении оптимизации ее деятельности или участия в ней .Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, которые анализируются с использованием шести основных методов: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; трендовый анализ; метод финансовых коэффициентов; сравнительный анализ; факторный анализ.