МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. 10.3. Осуществление прямых контактов с потенциальным зрителем Перми и области (директ-мейл, факс, e-mail

10.3. Осуществление прямых контактов с потенциальным зрителем Перми и области (директ-мейл, факс, e-mail, телефон) с предложением билетов на спек­такль или празднование памятных дат.

10.4. Организация автобусного чартера в область. 11. Реклама

11.1.Разработка единого рекламного стиля, создание единого ТВ-ролика (на­пример, 3 ролика, показываемые на всех телеканалах).

11.2. Размещение текущего репертуара на рекламных щитах

11.3. Рекламки с текущим репертуаром на самолетах PAL и поезде «Кама»

11.4. Реклама предстоящего спектакля за 3 дня на ТВ, радио, в газетах.

11.5. Реклама в утренних программах «Рифея», «ВЕТТЫ», бегущие строки.

11.6. Афиши с текущим репертуаром в холлах всех гостиниц, в том числе ведомственных.

11.7. Афиши с текущим репертуаром на автозаправках города.

Немаловажным обстоятельством является сам стиль поведения, чувство собственного достоинства. Поэтому главное — профессиональное самоопределение: отношение к себе, своему делу. Фандрейзер не просит денег на куль­туру, а предлагает взаимовыгодное сотрудничество и го­тов разъяснить потенциальному донору, в чем он видит эту общность интересов, включая и возможные выгоды самого донора.

В фандрейзинге срабатывает старое маркетинговое пра­вило: «не рассказывайте клиенту о своих семенах — рас­скажите ему лучше о его газоне, который он, может быть, и засеет вашими семенами». Поэтому необходимо исхо­дить не столько из собственных интересов и проблем, сколько разъяснять донорам, чем и как мы сможем по­мочь в решении их проблем. Общность интересов важнее разговоров о дружбе.

Только после продуманной и внятной работы над соб­ственным имиджем можно приступать к решению соб­ственно организационных проблем.

Организационное обеспечение складывается из созда­ния ряда условий, необходимых для успешного фандрей-зинга. Прежде всего, необходим счет, на котором будут аккумулироваться средства. В случае разовой фандрейзин-говой кампании это может быть счет уже существующей организации — кампания сбора средств под любой проект может быть реализована какими угодно структурами. В слу­чае систематически осуществляемого фандрейзинга, или масштабного длительного проекта, создаются специальные некоммерческие организации — классическим примером таких фирм являются упоминавшиеся фонды.

* ■ ПРИВЛЕЧЕНИЕ И АККУМУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ 209

8-2111

Для фандрейзинга может использоваться и счет одно­го из доноров, обеспечивающего бухгалтерское обслужи­вание проекта. К сожалению, некоторые руководители государственных учреждений стремятся аккумулировать все средства на своих счетах, что нередко порождает мас­су проблем. Например, эти средства должны поступать через казначейство, что отнюдь не устраивает спонсоров и благотворителей, да и сами учреждения культуры —; поди потом достань эти средства в казначействе! Кроме того, инстанции, распределяющие бюджетные средства, могут выделять их за вычетом средств, привлеченных или заработанных самим учреждением.

Не случайно после череды подобных скандалов Государственным Эрмита­жем было создано несколько Клубов друзей Эрмитажа: в Санкт-Петербурге, а Амстердаме, Нью-Йорке и Лас-Вегасе. Думается, что именно создание подоб­ных братских некоммерческих организаций (клубов друзей или фондов поддер­жки и развития) наилучшим образом решает проблему счетов. По уставу их средства могут расходоваться только на деятельность соответствующей орга­низации или учреждения культуры, а последнее получает свободу финансового маневра.

Счет, однако, является чисто техническим условием осуществления фандрейзинга. В начале и в течение всей фандрейзинговой кампании у потенциальных доноров час­то возникает вполне естественное желание ознакомиться с уставом организации, осуществляющей фандрейзинг, на счет которой будут перечислены средства. Поэтому органи­заторы фандрейзинговой кампании должны быть готовы к такой ситуации и запастись необходимым количеством эк­земпляров собственного устава, оформленных в соответ­ствии с существующими нормами, для того чтобы их мож­но было демонстрировать партнерам и донорам.

Многое в конечном успехе дела зависит не только и не столько от учредительных документов, сколько от извест­ности и репутации организаторов фандрейзинга. Поскольку зачастую речь идет о сборе средств в поддержку проектов и программ социально и культурно значимых, постольку для потенциальных доноров важно иметь гарантии того, что проект, предлагаемый их вниманию, действительно социально значим, в его реализации принимают участие известные авторитетные люди и организации. Очень часто знакомство с потенциальным донором начинается с озна­комления его с составом учредителей, правления, коми­тета поддержки и т. п., включая рекомендательные ма-

Наши рекомендации