Расчет времени опережения закупками продаж

Пример. Так как прогнозируется рост продаж компании "Pearson", логично предположить, что многие статьи издержек компании возрастут тем же темпом в 14%, а их соотношение останется таким же, как и в 1991 г. Сказанное определенно относится к закупкам. Чтобы рассчитать время, на которое закупки опережают продажи, следует рассмотреть, как в балансе отражают все прямые затраты на капитализированные продукты фирмы. Аналитик берет далее все прямые затраты из отчета о доходах, включая даже амортизацию, не связанную с выплатой наличности, и получает себестоимость проданных товаров, требующуюся для расчета оборачиваемости запасов.

Вычитая валовую прибыль из суммы продаж, легко получить себестоимость проданных товаров — 3850 тыс. долл. Делим себестоимость проданных товаров на запасы на конец года (средние запасы применительно к нашей растущей фирме были бы предпочтительнее), получаем 3,51 раза, или 104 дня. Вот пример того, как модель сметы наличности отклоняется от реальности: в то время как некоторые закупки происходят задолго до трех месяцев, другие производятся ближе к дате продажи. Тем не менее в смете наличности все прямые затраты усреднены и показаны по периодам — обычно в двух периодах; в нашем случае в третьем и четвертом месяцах, отражающих средний срок покупки вместо многих реальных сроков. Следовательно, можно предположить, что "Pearson" производит пополнение запасов за три-четыре месяца, причем некоторые запасы пополняются за три месяца до продаж, а другие — за четыре месяца. Проблема заключается в том, чтобы определить, как разделить заказы между третьим и четвертым месяцами. Чтобы рассчитать, насколько заблаговременно запасы приобретаются в среднем, возьмем самый продолжительный из двух возможных периодов, вычтем дни оборачиваемости, а результат разделим на 30 дней:

(120 -104)/30 = 53%

Результат показывает процент для умножения количества более короткого периода. На разность умножают количество более продолжительного периода.

Чтобы проверить правильность расчета, умножим 53% на 90 дней (три месяца — это более короткий период) и получим 48 дней; затем умножим 47% на 120 дней (четыре месяца — это более продолжительный период), что дает 56 дней; суммируем 48 и 56 дней и получаем итоговую оборачиваемость — 104 дня.

После того как правильность расчета получила подтверждение, исчислим количество заказа в январе путем умножения доли закупок в продажах на 53% и на ожидаемый объем продаж через три месяца:

40% х 53% х 485,1 тыс. долл. = 102,84 тыс. долл.

Остальная сумма, подлежащая закупке в январе, равна произведению 47% на объем продаж, ожидаемый через четыре месяца:

40% х 47% ^ 490,7 = 92,25 тыс.

Напоминаем, что при расчете объема закупок в более коротком периоде прибегают к процентам, исчисленным для более продолжительного периода. Иначе говоря, закупки в январе рассчитывают путем умножения 53% на апрельские продажи с последующим добавлением произведения 47% на майские продажи. В этом случае годовой темп прироста оборота в 14% обеспечивается ростом закупок запасов.

Оплата закупок

При составлении сметы необходимо также учитывать фактические сроки оплаты счетов поставщиков. Оборачиваемость счетов к оплате (опять-таки на основе расчетной себестоимости продаваемых товаров) в среднем составляет 5,9 раза, или 62 дня (1991 г.). Чтобы исчислить сумму, выплачиваемую в январе, возьмем больший из двух возможных периодов, т.е. 90 дней, вычтем дни оборачиваемости и разность разделим на 30:

(90 - 62)/30 = 93%

Затем закупки, произведенные два месяца назад (в ноябре), умножим на 93%, а закупки, сделанные три месяца назад (в октябре), — на 7%. Итак, в январе 1991 г. закупки предстоит оплатить в следующей сумме:

(0,93 х (0,53 х 474 + 0,47 х 479,5) х 4) + (0,7 х (0,53 х 468, 5 + + 0,47 х 474) х 0,4) = 173,13 + 12,98 = 190,5

Разумеется, если в смете представлены объемы закупок, расчет возможен путем умножения процентов закупок в каждом месяце на соответствующие закупки в месяце, что избавляет от необходимости учитывать продажи и доли закупок в продажах.

ИНВЕСТИЦИИ В ЗАПАСЫ

Инвестиции в запасы— это крупные активы большинства промышленных и торговых предприятий. Поэтому важно, чтобы запасами управляли эффективно и чтобы эти инвестиции не становились неоправданно большими. Фирма должна определять оптимальный уровень инвестиций в запасы, но при этом сталкивается с двумя противоречивыми требованиями. Первое: она должна обеспечивать наличие запасов, достаточных для производства и реализации продукции. Второе: она должна избегать излишних запасов, которые нужны, но увеличивают риск устаревания. Оптимальная величина запасов находится где-то между этими крайними точками. Нашей целью являются определение оптимального уровня запасов при известном спросе, а также рассмотрение альтернативных методов планирования потребностей в материалах и продукции.

Наши рекомендации