Рентабельность и методика расчета показателей рентабельности
Рентабельность отражает эффективность деятельности предприятия.
По сути , рентабельность отражает отдачу.
В общем случае выделяют три группы показателей рентабельности:
· показатели формируются на основе расчета рентабельности по показателям прибыли отражаемым в отчетах предприятия.
· формируются на основе расчета уровня рентабельности в зависимости от характера авансируемых средств.
· рассчитываются на основе потов денежных средств, в отличие от 1-ых двух учитывается чистый приток денежных средств.
Можно выделить следующие основные показатели:
а) рентабельность продукции (отдельных видов) (Rп) рассчитывается как отношение прибыли от реализации (Пр) к затратам на ее производство и реализацию (Зпр):
б) рентабельность основной деятельности (Rод) рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции(Пр.в.п) к затратам на производство реализованной продукции Зпр.в.п
в) рентабельность активов (Rа) рассчитывается как отношение балансовой прибыли(Пб) к итогу среднего баланса (Кср). Этот показатель характеризует, насколько эффективно используются основные и оборотные средства предприятия. Этот показатель представляет интерес для кредитных и финансовых учреждений; деловых партнеров и т.д.
г) рентабельность основного капитала (Rок) — отношение балансовой прибыли (Пб) к средней стоимости основного капитала (ОФс.г):
д) рентабельность собственного капитала (Rск) — это отношение чистой прибыли (Пч) к средней стоимости собственного капитала (Ксс):
Этот показатель характеризует, какую прибыль дает каждый рубль, инвестированный собственником капитала;
е) период окупаемости капитала (Т) — это отношение капитала (К) к чистой прибыли (Пч).
Показывает, через сколько лет окупятся вложенные в данное предприятие средства при неизменных условиях производственно-финансовой деятельности.
Организация планирования на предприятии.
Планирование – разработка и корректировка плана, включая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую отдаленную перспективу. На любом предприятии осуществляется планирование. Планированию на предприятиях откладывается работа людей и движение ресурсов.
Функции планирования:
· инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намеченных действий, проектов, сделок.
· прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния в процессе анализа и учета совокупности факторов.
· оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития фирмы в конкретной социально-экономической сфере.
· координация и интеграция
· безопасность управления
· контроль функций управления – отслеживание выполнения плана
· упорядочивание – организация общего порядка работы
· воспитание и обучение
· документирование – представление действий в документарной форме.
Принципы планирования:
· непрерывность •необходимость
· эластичность и гибкость – приспособление к изменяющимся условиям.
· единство и полнота или системность
· экономичность
· точность и детализация
· оптимальность
· участие
· сочетание координации и интеграции
Процесс планирования:
1. Определение целей – желаемое состояние фирмы, ее положение на рынке.
2. Анализ проблем – анализ фактического состояния на начало и конец планового периода.
3. Поиск альтернатив.
4. Определение потребности в ресурсах и способа их достижения.
5. Оценка и оформление плана в виде единого документа.
Системы планирования. Понятия и основные требования к разработке бизнес плана.
Системы планирования:
По временной ориентации
a. реактивные (анализ прошлого опыта)
b. инактивные (ориентация на настоящее)
c. креативные (с учетом будущих изменений)
d. интерактивные (проектирование будущего с учетом прошлого настоящего и будущего)
2. По методам обоснования:
a. централизованные – правительство устанавливает основные показатели предприятия
b. рыночные – на основе спроса и предложения
c. индикативные – смешанные.
3. По типу целей:
a. стратегические – обрисовываются общие направления, способы достижения цели.
b. оперативные – конкретизация оптимальных целей
c. календарные – детализация
По горизонту планирования.
a. долгосрочный – 10-30 лет
b. среднесрочный – 3-5 лет
c. краткосрочный -1 год
По уровню управления
a. общезаводские
b. цеховые
c. производственные
Бизнес план – документ определяющий стратегию развития фирмы. Он является постоянным и в него лишь вносятся коррективы.
Бизнес план включает:
· изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта.
· определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия
· предвидение рисков
· развитие перспективного взгляда на предприятие
Ключевые моменты бизнес планирования:
· возможность, необходимость и объем выпуска, потенциальные потребители, оценка конкуренсти продукта, оценка сегмента рынка