Рентабельность и методика расчета показателей рентабельности

Рентабельность отражает эффективность деятельности предприятия.

По сути , рентабельность отражает отдачу.

В общем случае выделяют три группы показателей рентабельности:

· показатели формируются на основе расчета рентабельности по показателям прибыли отражаемым в отчетах предприятия.

· формируются на основе расчета уровня рентабельности в зависимости от характера авансируемых средств.

· рассчитываются на основе потов денежных средств, в отличие от 1-ых двух учитывается чистый приток денежных средств.

Можно выделить следующие основные показатели:

а) рентабельность продукции (отдельных видов) (Rп) рассчитывается как отношение прибыли от реализации (Пр) к затратам на ее производство и реализацию (Зпр):

б) рентабельность основной деятельности (Rод) рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции(Пр.в.п) к затратам на производство реализованной продукции Зпр.в.п

в) рентабельность активов (Rа) рассчитывается как отношение балансовой прибыли(Пб) к итогу среднего баланса (Кср). Этот показатель характеризует, насколько эффективно используются основные и оборотные средства предприятия. Этот показатель представляет интерес для кредитных и финансовых учреждений; деловых партнеров и т.д.

г) рентабельность основного капитала (Rок) — отношение балансовой прибыли (Пб) к средней стоимости основного капитала (ОФс.г):

д) рентабельность собственного капитала (Rск) — это отношение чистой прибыли (Пч) к средней стоимости собственного капитала (Ксс):

Этот показатель характеризует, какую прибыль дает каждый рубль, инвестированный собственником капитала;

е) период окупаемости капитала (Т) — это отношение капитала (К) к чистой прибыли (Пч).

Показывает, через сколько лет окупятся вложенные в данное предприятие средства при неизменных условиях производственно-финансовой деятельности.

Организация планирования на предприятии.

Планирование – разработка и корректировка плана, включая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую отдаленную перспективу. На любом предприятии осуществляется планирование. Планированию на предприятиях откладывается работа людей и движение ресурсов.

Функции планирования:

· инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намеченных действий, проектов, сделок.

· прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния в процессе анализа и учета совокупности факторов.

· оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития фирмы в конкретной социально-экономической сфере.

· координация и интеграция

· безопасность управления

· контроль функций управления – отслеживание выполнения плана

· упорядочивание – организация общего порядка работы

· воспитание и обучение

· документирование – представление действий в документарной форме.

Принципы планирования:

· непрерывность •необходимость

· эластичность и гибкость – приспособление к изменяющимся условиям.

· единство и полнота или системность

· экономичность

· точность и детализация

· оптимальность

· участие

· сочетание координации и интеграции

Процесс планирования:

1. Определение целей – желаемое состояние фирмы, ее положение на рынке.

2. Анализ проблем – анализ фактического состояния на начало и конец планового периода.

3. Поиск альтернатив.

4. Определение потребности в ресурсах и способа их достижения.

5. Оценка и оформление плана в виде единого документа.

Системы планирования. Понятия и основные требования к разработке бизнес плана.

Системы планирования:

По временной ориентации

a. реактивные (анализ прошлого опыта)

b. инактивные (ориентация на настоящее)

c. креативные (с учетом будущих изменений)

d. интерактивные (проектирование будущего с учетом прошлого настоящего и будущего)

2. По методам обоснования:

a. централизованные – правительство устанавливает основные показатели предприятия

b. рыночные – на основе спроса и предложения

c. индикативные – смешанные.

3. По типу целей:

a. стратегические – обрисовываются общие направления, способы достижения цели.

b. оперативные – конкретизация оптимальных целей

c. календарные – детализация

По горизонту планирования.

a. долгосрочный – 10-30 лет

b. среднесрочный – 3-5 лет

c. краткосрочный -1 год

По уровню управления

a. общезаводские

b. цеховые

c. производственные

Бизнес план – документ определяющий стратегию развития фирмы. Он является постоянным и в него лишь вносятся коррективы.

Бизнес план включает:

· изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта.

· определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия

· предвидение рисков

· развитие перспективного взгляда на предприятие

Ключевые моменты бизнес планирования:

· возможность, необходимость и объем выпуска, потенциальные потребители, оценка конкуренсти продукта, оценка сегмента рынка

Наши рекомендации