Особенности финансов транспортных организаций
Специфика организации финансов транспорта обоснована особенностями данной отрасли:
1. Транспортная деятельность не производит продукт, а только предоставляет услуги по перевозке.
2. Транспорт не создает ничего вещественного и не добавляет ничего вещественного.
3. Результатами транспортной деятельности нельзя запасать или накапливать, что ограничивает возможность их реализации. Возникает необходимость планирования и учета пропускной способности транспортных путей.
4. Транспортным компаниям не принадлежит предмет труда.
5. Цены на транспортные услуги складываются на основании тарифов на пассажирские и грузовые перевозки.
Выбор эффективного вида транспорта в условиях жесткой конкуренции производится на основе технико-эконмических расчетов с учетом особенностей рынка. При определении вида транспорта следует учитывать особенности каждого из них:
Железнодорожный транспорт.
1. Регулярность перевозок не зависит от климатических условий, времени года, времени суток.
2. Высокая пропускная и провозная способность.
3. Сравнительно невысокая себестоимость перевозок.
4. Более короткий путь и более высокая скорость доставки по сравнению с речным и морским транспортом.
Однако эффективность использования частного железнодорожного транспорта для получения прибыли ограничена, так как топливо, электроэнергия и другие материальные ресурсы приобретаются по рыночным ценам, а цена на оказываемые услуги устанавливается в рамках государственного регулирования тарифов.
Автомобильный транспорт.
1. Более высокая скорость доставки по сравнению с железнодорожным, морским и речным транспортом.
2. Высокая маневренность.
3. Регулярность перевозок.
4. Возможность доставки груза от склада отправителя до склада получателя без дополнительных перегрузочных операций.
5. Способность доставлять груз небольшими партиями от самого мелкого грузоотправителя.
6. Меньшие по сравнению с железнодорожным транспортом капитальные вложения при освоении пассажиро- и грузопотоков по различным направлениям.
Однако у автомобильного транспорта более высокая себестоимость перевозки. Поэтому этот вид транспорта используется для перевозки грузов на небольшие расстояния и перевозки скоропортящихся грузов на средние и большие расстояния.
Речной и морской транспорт.
Особенностями речного транспорта являются высокая пропускная и провозная способность, сравнительно невысокая себестоимость перевозок, особенно массовых грузов.
Морской транспорт имеет важное преимущество перед всеми остальными видами транспорта – он обеспечивает массовые межконтинентальные перевозки. Однако он зависим от природно-климатических условий.
Воздушный транспорт.
Обладает высокой скоростью перевозки, но имеет большую себестоимость. Наиболее эффективен для перевозки пассажиров, особо ценных и скоропортящихся товаров. Зависим от природно-климатических условий.
Трубопроводный транспорт.
Имеет самую низкую себестоимость, транспортируется нефть, газ. Требует наименьших капитальных вложений. Охватывает большие расстояния, включая и подводные.
В себестоимости перевозок наибольший удельный вес занимает оплата труда, затраты на топливо и электроэнергию, амортизация и ремонт. Снизить себестоимость перевозок можно в результате использования мощных и экономичных транспортных средств, автоматизации и механизации транспортных путей, механизации погрузочных работ, внедрение передовых методов организации транспорта.
В отдельных отраслях транспорта выделяют специфические затраты:
1. На морском и речном транспорте портовые расходы, и расходы на сезонную консервацию.
2. На воздушном транспорте – аэропортные расходы.
3. На автомобильном – дорожный налог.
4. На трубопроводном – норматив потери при перекачке.
Основную часть выручки транспортных компаний образует доход от перевозки. Также выручка может включать доход от погрузочно-разгрузочных операций, экспедиторских работ и т.д.
Объемы поступления выручки зависят от объема оказанных услуг, тарифов и договорных цен на их выполнение. В качестве основных транспортных тарифов используют фиксированные тарифы, регулируемые тарифы, договорные тарифы, свободные тарифы. Договорные цены за использование транспортных средств зависят от спроса и предложения на конкретный вид транспорта.
Прибыль от транспортных работ и услуг включает результаты эксплуатации транспорта, включая производственные, хозяйственные и прочие операцию прибыль определяется как разность доходов и соответствующих эксплуатационных расходов.
Налог на прибыль рассчитывается по НК РФ.
В распределении прибыли особенностей нет.
Оплата услуг может производиться в разных валютах. При исчислении прибыли в иностранной валюте необходимо учитывать курсовую разницу.