Экономическая роль бюджета
В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.
Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.
Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением – с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.
С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения возложенных на них функций. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.
4. Факторы, влияющие на формирование и использование бюджета:
1) Политические – отображают политическую ситуацию в стране, политическую стабильность. Административная и региональная структуры управления
2) Экономические – связанные с макроэкономическими процессами: уровень инфляции, объем ВВП, уровень безработицы.
3) Социальные – обусловленные социальными и демографическими обстоятельствами: уровень социального обеспечения населения, прожиточный минимум, размер минимальной зарплаты и пенсии.
Экономические факторы в значительной степени связаны с макроэкономическими процессами,происходящими в сфере общественного производства. Сюда относятся совокупный, общественный продукт, валовый внутренний продукт, нацинальный доход, экономический рост (спад) производства, инфляция, безработица, структурные изменения в производстве, производительность общественного труда, соотношение в развитиии предприятий группы А группы Б, задания по развитию важнейших отраслей науки и техники, налоговая политика (виды и структура налогов,ставки налогов, налоговые льготы). Формирование бюджета Украины происходит на фоне снижения валового внутреннего продукта, значительных инфляционных процессов, роста количества безработных. К числу экономических факторов бюджетного планирования относятся также инвестиционные затраты на развитие народного хозяйства, соотношение средств, идущих на потребление и накопление. Основная часть национального дохода в Украине используется на потребление( хотя и наблюдается тенденция к снижению удельног веса средств, идущих на эти цели)
Социальные факторы формирования и использования бюджета в значительной степени обусловлены особенностями воспроизводства рабочей силы и населения страны в целом. Сюда следует отнести финансовые средства, идущие на просвещение, здравоохранение, социально-культурные мероприятия, социальную защиту населения, а также величину общественного фонда потребления; объем и уровень заработной платы различных категорий работающих (особенно непроизводственной сферы); размер потребительской корзинки; товарооборот государственной и коммерческой торговли; сеть дошкольных, школьных и профессионально-технических заведений, вузов; контингент учащихся и лиц, получающих первоначальную профессионально-техническую подготовку; сеть больниц и поликлиник и т.д. Объем прибыли, и фонд оплаты труда имеют тенденцию к снижению, что сдерживает развитие социальных факторов, влияющих на формирование бюджета и его использование.
Политические факторы непосредственно связаны с обеспечением обороноспособности страны и поддержанием внутреннего правопорядка, рациональной организацией управления страной, укреплением законодательной и исполнительной власти, иными словами, осуществлением регулирующих функций демократического государства.
Важнейшее предназначение бюджета ¾ создание материальной основы для реализации демократическим государством своих регулирующих функций.
Функции бюджета
Существует 2 вида классификации функций государственного бюджета.
Согласно 1-ой функции делятся на:
Распределительная (перераспределительная). Государство, концентрируя в своих руках, денежные средства выполняет присущие ему функции. В отношении с бюджетом вступают все участники общественного производства, поэтому сфера действия данной функции очень велика.( выполняет казначейство)
Контрольная функция, бюджет объективно отражает экономические процессы, происходящие в экономики. Основой данной функции является движение бюджетных ресурсов. Бюджетный контроль связан с движением бюджетных средств, который отображается в соответствующих бюджетных показателях. (Ее осуществляют налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.)
Согласно 2-ой классификации функции подразделяются на:
Сущность бюджета как экономической категории реализуется через функцию экономического регулирования, перераспределительную, контрольную и фискальную функции.
экономического регулирования бюджета характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия функции экономического регулирования определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Содержание этой функции реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы, имея приоритетное значение для экономики страны, посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан перераспределяются как в сферу материального производства, так и в сферу нематериального производства, находящуюся на содержании бюджета.
Перераспределительная функция бюджета связана с выравниванием доходов между группами и слоями общества (уменьшение социального неравенства, поддержка попавших в зону социального риска, обеспечение нетрудоспособных и т.д.), а также перераспределением ресурсов между регионами страны.
Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств государства отражает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может “сигнализировать” о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей, достаточно ли эффективно “работают” в экономике прямые государственные инвестиции и т.д. В бюджетном процессе “высвечиваются” слабые места, “болевые точки” в экономике страны. Поэтому правительство имеет возможность посредством корректировки направления движения централизованных финансовых ресурсов воздействовать на активизацию деятельности тех или иных производств и сфер экономики. Следовательно, контрольная функция бюджета не носит ни запретительного, ни ограничительного характера, она позволяет лишь контролировать степень и формы разумного косвенного воздействия государства на воспроизводственный процесс.
Фискальная функция бюджета предполагает, обеспечение финансовыми ресурсами выполнения государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач перед населением, т. е. реализацию тех государственных функций, которые на него возложены обществом. Фискальная функция бюджета не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных услуг недостаточно только наращивать их объемы, необходимо также создать условия для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддерживать определенный уровень экономической активности. Поэтому фискальная функция непосредственно связана с функцией экономического регулирования бюджета. Однако она имеет свои специфические формы реализации, поскольку фискальная политика государства – это политика сокращения бюджетного дефицита до уровня, соответствующего таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества. Это в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и соответственно увеличение объема предоставляемых государством услуг.
Бюджетное устройство
Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями. Бюджетное устройство основано на экономических отношениях и юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по осуществлению бюджетного процесса, по взаимоотношениям между различными видами бюджетов и т.п.
Бюджетное устройство находится в непосредственной зависимости от государственного устройства (федеративное или унитарное государство). В унитарных государствах (Япония, Италия, Франция, Англия, Украина, Польша), как правило, имеются два уровня бюджетов: государственный и местные. В федеративных государствах (Россия, США, Германия, Канада и др.) – три звена: федеративный бюджет, членов федерации (штатов, кантонов, республик) и местные бюджеты. Разнообразием отмечается и система местных бюджетов, отвечающая административно-территориальному делению соответствующей страны.
Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства.
Правовые основы бюджетной системы Украины устанавливают Конституция Украины и изданный на ее основе Закон «О бюджетной системе Украины», другие законодательные акты. Экономической основой бюджетной системы Украины выступает народнохозяйственный комплекс.
Составными элементами бюджетной системы являются ее структура, принципы построения и организация функционирования. Структура бюджетной системы является бюджетным устройством, которое в свою очередь, основывается на административно-государственном устройстве Украины. Бюджетная система Украины состоит из государственного бюджета Украины, республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов. Совокупность всех бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы Украины, является сводным бюджетом Украины. Он используется для анализа и определения основ государственного регулирования экономического и социального развития Украины. Бюджет Республики Крым объединяет республиканский бюджет и бюджеты районов и городов республиканского подчинения Автономной Республики Крым. К местным бюджетам относятся областные, городские, районные, районные в городах, поселковые и сельские бюджеты. Бюджет области включает областной бюджет, бюджеты районов и городов областного подчинения. Бюджет района включает в себя районный бюджет, бюджеты городов районного подчинения, поселковые и сельские бюджеты. Последние создаются в соответствии с решениями районных, городских Советов народных депутатов при наличии необходимой финансовой базы. Районные и городские Советы определяют доходы соответствующих поселковых и сельских бюджетов. Бюджет города, имеющего разделение по районам, объединяет городской бюджет и бюджеты районов, которые входят в его состав.
Бюджетное устройство основывается на принципах единства, полноты, достоверности, гласности, наглядности и самостоятельности всех бюджетов, которые входят в бюджетную систему Украины.