Показатели рентабельности работы организаций.

Рентабельность и ее показатели.

Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но не позволяет проанализировать достаточность по­лученного эффекта. Для его оценки используются относи­тельные показатели прибыльности, характеризующие отда­чу произведенных затрат на производство и реализацию продукции или отдачу вложенного в производство капита­ла, называемые рентабельностью.

Рентабельность — показатель эффективности деятель­ности предприятия, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, ис­пользуемых в производстве.

Традиционно рентабельность измеряется двумя показа­телями:

• рентабельность продукции;

• рентабельность производства.

Рентабельность продукции (Рп) отражает соотношение прибыли от ее реализации (Пр) и текущих затрат на производство и реализацию продукции, выступающих в форме полной себестоимости (С). Исчисляется по формуле


Рпр : С х 100.

Данным показателем можно измерять как рентабель­ность всей продукции, так и рентабельность каждого вы­пускаемого изделия.

Рентабельность продаж (Рр) определяет процентное соотношение прибыли от реализации (Пр) и выручки от ре­ализации продукции (работ, услуг) в ценах без косвенных налогов (В):

Рр = Пр : В х100.

Рентабельность производства (Рп) определяется по всему его объему, отражает отдачу авансированных в него средств и исчисляется как процентное отношение прибыли (П) к сумме основного (Оф) и оборотного (Ос) капитала:


Рп = Пх100 :(Оф+ Ос).

Приведенные показатели рентабельности являются ба­зовыми. В зависимости от целей, стоящих перед анализом финансовых результатов, они могут модифицироваться в различные варианты, например, в рентабельность активов, рентабельность основного капитала, рентабельность соб­ственных или отдельно заемных оборотных средств, рента­бельность акционерного капитала и др.

Исчисление рентабельности позволяет сопоставлять плановые и фактические результаты деятельности, отсле­живать динамику их изменений за ряд периодов, выявлять складывающиеся тенденции, принимать обоснованные ре­шения по корректировке управленческих действий в целях максимизации прибыли.

Пороговая рентабельность и запас финансовой прочности.

Точка безубыточности. Характеризует критический объем производства в натуральном выражении, а порог рентабельности - в стоимостном. Расчет параметров основан на расчете валового дохода (см. формулу (3)):

  GI = S - VC - FC = Q х (P - v) - FC, (3)

где GI - валовой доход;

S - реализация в стоимостном выражении;

Р - цена продукции.

Точкой безубыточности (Qбез) называется такой объем выпуска, при котором валовой доход равен нулю. Из формулы (3) вытекает формула (4):

  Qбез = FC / (P - v). (4)

Порог рентабельности (Sr) - это объем выручки от реализации, который возмещает производственные затраты, но при этом прибыль равна нулю. Порог рентабельности рассчитывается по формуле (5):

  Sr = FC х S / (S - VC) = FC х P / (P - v) = Qбез х P. (5)

Запас финансовой прочности. Разница между выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности (ЗФП). Это величина, на которую объем производства и реализации отклоняется от критического объема. Запас финансовой прочности может характеризоваться относительным и абсолютным показателем.

В абсолютном выражении ЗФП равен (см. формулу (8)):

  ЗФП = S - Sr. (8)

В относительном выражении ЗФП равен (см. формулу (9)):

  ЗФП = (S - Sr) / S = (Q - Qбез) / Q. (9)

Запас финансовой прочности показывает, на сколько процентов можно изменить объем реализации и при этом не попасть в зону убытка. Чем больше запас финансовой прочности, тем меньше предпринимательский риск.

Методы планирования и прогнозирования прибыли от реализации продукции.

Важнейшая роль прибыли в предпринимательской деятельности предприятия предопределяет необходимость ее планирования. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Объектом планирования являются элементы прибыли до налогообложения. При этом особое значение имеет планирование прибыли от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.

На практике применяются различные методы планирования прибыли: метод прямого счета, метод ассортиментного планирования, аналитический метод, нормативный метод, метод экстраполяции, факторный метод, метод анализа лимита рентабельности, метод прогноза рентабельности, метод анализа перекрытия ликвидности предприятия.

Поскольку прибыль является главным финансовым ресурсом предприятия, за счет которого осуществляются затраты по расширению производства, материальному стимулированию персонала, то её реальное планирование имеет особо важное значение для финансирования указанных затрат.

Планирование прибыли является составной частью финансового планирования. В промышленности применяют 3 метода планирования прибыли:

1) Метод прямого счета, состоит в том, что прибыль исчисляется по каждому изделию или группе однородных изделий, как разница между ВР за минусом косвенных налогов и полной себестоимости, а затем результаты суммируются в целом по предприятию:

П = ВР-Нк-С

или

П = Он+Т+Ок

Он – это прибыль в остатках на начало периода

Т – это прибыль товарной продукции планового года

Ок – это прибыль в остатках на конец периода

Прибыль товарной продукции планируемого года определяется исходя из плана производства продукции по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций полной с/с, отпускных цен и сумм косвенных налогов в цене каждого изделия.

2) Аналитический метод, применяется в отраслях с широким ассортиментом продукции, является дополнительным к методу прямого счета. Прибыль с учетом затрат на 1 рубль продукции планируется:

П = Т(100-З)/100

Т – это товарная продукция в отпускных ценах

З – сумма затрат и косвенных налогов

Аналитический метод применяется при наличии стабильных условий хозяйствования. Более эффективным аналитическим методом расчета , является метод, основанный на показателе базовой рентабельности.

Базовая рентабельность – это отношение прибыли от выпуска товарной продукции за прошлый год, скорректированной на изменение отпускных цен, которые произойдут в плановом году к её полной с/с. на основе данного показателя исчисляется прибыль на планируемый год только по сравниваемой товарной продукции.

Расчет производится в следующей последовательности:

1) рассчитывается прибыль по сравниваемой товарной продукции на основе процента базовой рентабельности:

2) определяется влияние прибыли на снижение с/с сравниваемой товарной продукции:

3) определяется влияние на прибыль по сравниваемой товарной продукции изменений в ассортименте выпускаемых изделий;

4) рассчитывается влияние изменений качества выпускаемой продукции на прибыль планового года по сравниваемой товарной продукции;

5) товарную продукцию, на которую будут введены новые цены, умножают на процент их изменения;

6) прибыль в переходящих остатках готовой продукции можно исчислить, умножив их с/с на % рентабельности продукции 4 квартала соответственно отчетного и планового года;

7) прибыль по не сравниваемой продукции определяется прямым методом, как разница между отпускной ценой за вычетом косвенных налогов и полной с/с;

8) составляется сводный расчет прибыли по товарной продукции на плановый год путём суммирования полученных аналитическим путем результатов.

Наши рекомендации