Общая характеристика валютного законодательства
Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, определяющих международные расчеты, принципы проведения операций с валютными ценностями, порядок осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства.
Валютное законодательство состоит из трех блоков. Первый — специальные законодательные и нормативные документы, посвященные валютному регулированию и контролю.
Во второй блок входят законодательные и нормативные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, деятельность институтов, выполняющих функции валютного регулирования и валютного контроля, а также институтов, осуществляющих операции с валютными ценностями. К данному блоку относятся законы РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О биржах», «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об иностранных инвестициях».
К третьему блоку валютного законодательства относятся законы всеобщего действия, такие, как КонституцияРФ, Гражданский кодексРФ.
Валютное законодательство служит правовой основой валютного регулирования и валютного контроля.
Под валютным регулированием понимается определение государством принципов осуществления операций с валютными ценностями. С помощью валютного регулирования государство стремится защитить национальную валюту, поддержать ее устойчивость, ограничить масштабы утечки капитала из страны, обеспечить необходимый уровень валютных резервов страны и равновесие платежного баланса. Перечислим основные направления валютного регулирования в Российской Федерации:
— формирование и развитие национального валютного рынка;
— регулирование сферы применения иностранной валюты в стране;
— регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;
— определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
— определение полномочий и функций органов валютного регулирования.
К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:
— требование проведения валютных операций через уполномоченные банки;
— лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;
— требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки;
— введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;
— ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке;
— требование предварительного депонирования импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте;
— установление лимитов открытой валютной позиции банков;
— введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов.
Валютный контроль — это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям:
— определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым операциям нерезидентов;
— надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;
— контроль экспортных операций;
— контроль импортных операций;
— контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности;
— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке;
— определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.
Валютный контроль осуществляется в России в трех основных формах:
1) путем документарного надзора, основанного на анализе бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности;
2) с помощью инспекционных проверок;
3) путем применения мер воздействия в случае нарушения валютного законодательства.
По Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»* валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для реализации функций Правительства РФ по валютному контролю была образована Федеральная служба Российской Федерации по валютному и экспортному контролю (ВЭК). В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 198) органом валютного контроля является также Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ).
* Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. № 3615-1 в ред. федеральных законов от 29 декабря 1998 г. № 192-ФЗ, от 5 июля 1999 г. № 128-ФЗ.
Агентами валютного контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку РФ (п. 4 ст. 11).
Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет функции органов и агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:
— осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля;
— проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации.
Указанный Закон устанавливает ответственность за нарушение валютного законодательства (ст. 14). Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:
— взыскания в доход государства полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам;
— взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.
Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты в случае отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам валютного контроля запрашиваемых ими документов и информации об осуществлении валютных операций несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данных случаях устанавливается Банком России.
При повторном нарушении вышеперечисленных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:
— взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ;
— приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
— других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.
Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, в судебном порядке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения о бесспорном порядке взыскания штрафов и иных санкций с юридических лиц без их согласия не применяются — п. 4 ст. 11.)
Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля. Они имеют право в пределах установленной компетенции:
— проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства;
— приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации;
— приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций.
Основные понятия валютного законодательства
В указанном выше Законе (ст. 1) определяются такие ключевые понятия валютного законодательства, как «валютные ценности», «уполномоченные банки», «валютные операции».
Валютные ценности согласно Закону состоят из четырех компонентов (п. 4 ст. 1). Первый — иностранная валюта. Под иностранной валютой понимаются денежные знаки иностранных государств в наличной форме (в виде банкнот, казначейских билетов и монет), в безналичной форме (в виде средств на счетах), а также средства на счетах в международных денежных единицах (т.е. СПЗ и евро)*.
* СПЗ (СДР) — специальные права заимствования, выпускаемые МВФ. Евро — международная денежная единица, выпускаемая Европейским центральным банком (до 1999 г. называлась экю).
Второй компонент — ценные бумаги в иностранной валюте. Они делятся на три группы. К первой относятся платежные документы — чеки, векселя, аккредитивы и др. Вторая группа ценных бумаг включает фондовые ценные бумаги (акции и облигации). В третью группу ценных бумаг входят другие долговые обязательства.
Третий компонент валютных ценностей — драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий.
Четвертый компонент — природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты) в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
Валютные операции определяются в п. 7 ст. 1 данного Закона. Это, во-первых, операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте; во-вторых, ввоз, вывоз, пересылка в Россию и из России валютных ценностей; в-третьих, международные денежные переводы. В декабре 1998 г. п. 7 ст. 1 был дополнен новым подпунктом, который внес существенное изменение в понятие «валютные операции». В связи с этим теперь к валютным операциям относятся также расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ст. 1 операции с такими валютными ценностями, как иностранная валюта и ценные бумаги в иностранной валюте, подразделяются на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала.
К текущим валютным операциям относятся (п. 9 ст. 1):
— переводы в Россию и из России иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций (т.е. с получением и предоставлением кредитов в виде аванса и отсрочки платежа) на срок не более 90 дней;
— получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
— переводы в Российскую Федерацию и из нее процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
— переводы неторгового характера в Россию и из России, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.
К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся (п. 10 ст. I):
— прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
— портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;
— переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
— предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней;
— все иные валютные операции, не являющиеся текущими. Согласно Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (п. 11 ст. 1)уполномоченными банками являются банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка РФ на проведение валютных операций.
В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» от 23 июля 1998 г. № 75-И Банк России выдает три вида валютных лицензий:
— лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц); при наличии указанной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков. Лицензия может быть выдана как вновь созданному, так и действующему банку для расширения деятельности. При наличии или одновременно с этой лицензией банку может быть выдана лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
— лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Она может быть выдана банку при наличии или одновременно с первой лицензией при условии, что с даты государственной регистрации банка прошло не менее двух лет;
— Генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Банк, имеющий Генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке создавать филиалы за границей Российской Федерации и (или) приобретать доли (акции) в уставном капитале кредитных организаций-нерезидентов.