Занятие 3. Конкурентная стратегия коммерческого банка. Банковский маркетинг

Рабочая программа учебной дисциплины

« Банковский менеджмент»

Для специальности 080105 «Финансы и кредит»

Индекс дисциплины в Государственном образовательном стандарте (ГОС): СД.10.05.

Индекс дисциплины в учебном плане: СД.10.05.

Статус дисциплины: Специальная дисциплина. Обязательные дисциплины.

Типовая или примерная программа (при ее наличии), год утверждения: Нет

Форма обучения: Очная

Выписка из рабочего учебного плана специальности

Всего часов на дисциплину 81 , из них аудиторных занятий 51, самостоятельная работа 30.

Распределение часов по семестрам:

Семестр VIII. Всего часов в семестре: 81. Аудиторные занятия всего: 51, в том числе: лекции: 34, лабораторные работы: нет, практические занятия: 17. Самостоятельная работа всего: 30.

Виды самостоятельной работы, предусмотренные учебным планом: Нет.

(КП, КР, ДЗ, Реф, …)

Другие виды самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям.

(подготовка к лабораторным и контрольным работам, семинарским занятиям, …)

Формы текущего контроля успеваемости: Тестирование.

Форма промежуточного контроля- зачет.

(зачет, экзамен)

2.Цели и задачи дисциплины.

2.1. Выписка из ГОС, определяющая требования к минимуму содержания данной дисциплины, сформулированные в ООП Сибирского государственного университета путей сообщения.

В соответствии с основной образовательной программой дисциплина «Банковский менеджмент» должна содержать:

- сущность банковского менеджмента: основные цели, направления и показатели;

- оценка качества управления в КБ;

- правовое, информационное, организационное обеспечение деятельности КБ;

- организационная структура КБ;

- корпоративное управление в КБ;

- информационная инфраструктура КБ;

- система внутреннего контроля в КБ;

- методы управления современным банком;

- стратегическое, тактическое, оперативное планирование развития КБ;

- банковский маркетинг;

- дифференциация банковских продуктов и услуг;

- конкурентная стратегия КБ;

- финансовая отчетность КБ;

- система банковского надзора;

- баланс банка;

- принципы, правила и особенности бухгалтерского учета в КБ;

- экономическая политика КБ: управление активами и пассивами;

- управление банковской ликвидностью;

- виды финансовой политики КБ;

- принципы и методы управления рисками в КБ;

- финансово-экономический анализ деятельности банка;

- финансовая устойчивость КБ.

2.2.Задачи изучения дисциплины в виде совокупности основных представлений, знаний и умений. Требования к уровню подготовки специалиста, обеспечиваемые изучением дисциплины и соответствующие квалификационной характеристике выпускника, сформулированной в ГОС.

Цель дисциплины «Банковский менеджмент» - дать студентам знания и навыки применительно к основным вопросам функционирования кредитных организаций, а именно: принципам и методам управления коммерческим банком, правилам соблюдения требований банковского надзора со стороны Центрального банка, способам достижения необходимого собственникам банка уровня эффективности банковской деятельности.

Объектом изучения дисциплины «Банковский менеджмент» является организация управления коммерческим банком – современные зарубежные и отечественные подходы к регулированию ликвидности, рискованности и эффективности деятельности банка, приёмы финансового и организационного менеджмента в банке. Дисциплина нацелена на освоение специфической терминологии, используемой менеджерами коммерческих банков, на ознакомление с основными правилами профессиональной деятельности специалистов кредитных организаций, на изучение изменяющегося российского законодательства, регулирующего банковскую деятельность.

В результате изучения дисциплины «Банковский менеджмент», после аудиторной и самостоятельной работы, студент должен получить достаточно полную систему знаний, в том числе

иметь представление:

- о современном состоянии банковского менеджмента в России и за рубежом;

- об этике банковского персонала и правилах корпоративного поведения в коммерческих банках;

- о теории и практике проведения основных банковских операций;

- о важнейших проблемах, решаемых при управлении банковскими рисками;

- о методах проведения банковского маркетинга;

знать:

- законодательную базу, регулирующую банковскую деятельность;

- порядок составления финансовой отчётности коммерческого банка и сроки её представления в Центральный Банк;

- принципы и логику разработки бизнес-плана развития коммерческого банка;

- организационно-финансовый механизм функционирования банка как коммерческого предприятия во взаимосвязи с клиентской базой;

- принципы и методы проведения финансового анализа операций банка;

уметь:

- выполнить конкретные расчёты, подтверждающие доходность, ликвидность и безопасность (уровень рискованности) банковских операций;

- оценить финансовую устойчивость коммерческого банка на основе годовой финансовой отчётности;

- провести анализ выполнения банком обязательных экономических нормативов;

- составить полный и достоверный информационно-аналитический портрет коммерческого банка, представляющий интерес для различных пользователей – кредиторов, депозиторов, населения, общественности;

- дать справедливую, аргументированную оценку финансовой политики коммерческого банка и уровня менеджмента в банке.

2.3.Учет региональных, отраслевых и местных условий в целях и задачах дисциплины, требования к ее содержанию и уровню подготовки выпускника.

Учитывая специфику профессиональной деятельности, акцент при изучении дисциплины «Банковский менеджмент» делается на особенностях взаимодействия железнодорожного транспорта и банковской системы РФ.

Содержание дисциплины, планируемые уровни усвоения материала, виды занятий, отводимое время.

  Уровни усвоения Виды занятий и отводимое время. часы
  Содержание дисциплины ( темы, вопросы) Иметь представ.-1, знать-2, уметь-3 Лек-ции Лаб. раб. Практ. и семинар. зан. Самостоят. работа
Семестр V1 2 3 4 5 6
Лекция №1. Общая характеристика системы банковского менеджмента 1,2    
Лекция №2. Правовое, информационное и организационное обеспечение деятельности коммерческого банка.  
Лекция №3. Стратегическое управление и планирование в коммерческом банке.  
Лекция № 4. Конкурентная стратегия коммерческого банка. Банковский маркетинг. 1,2  
Лекция № 5.Финансовая отчетность коммерческого банка. Система банковского надзора. 2,3  
Лекция № 6. Экономическая политика коммерческого банка: управление активами и пассивами. 2,3  
Лекция № 7. Основные виды финансовой политики коммерческого банка. 1,2  
Лекция № 8. Принципы и методы управления рисками в коммерческом банке. 1,2  
Лекция № 9. Финансово-экономический анализ деятельности банка. 2,3  
Лекция № 10. Управление персоналом коммерческого банка 1,2  
ИТОГО    

4. Тематика лабораторных и практических (семинарских) занятий:

4.1.Лабораторные работы. Нет

4.2.Практические (семинарские) занятия.

Занятие 1. Правовое, информационное и организационное обеспечение деятельности коммерческого банка

Вопросы для самоконтроля

1. Как Вы оцениваете состояние банковского законодательства в России? Как оно оценивается ведущими экспертами банковского дела в сопоставлении с нормами международного финансового права?

2. Что такое аудит банка, кем и как он проводится?

3. Что понимают под транспарентностью банковской деятельности? Для чего она нужна?

4. Что такое правила и этика корпоративного поведения?

5. Что понимают под корпоративной культурой банка? Для чего она необходима?

6. Что такое информационные процессы и информационные потоки в банке? Для чего они необходимы?

7. Что такое банковская тайна? Как она обеспечивается в банке? В чём отличие банковской тайны от коммерческой тайны в банке?

8. Какую информацию о своей деятельности коммерческие банки размещают на своих WEB-сайтах? Что рекомендует в этом плане Центральный Банк РФ?

9. Назовите основные структурные подразделения коммерческого банка, занимающиеся: а) управлением банковской деятельностью, б) банковскими операциями и услугами, в) обслуживанием деятельности основных подразделений, г) внутренним контролем в банке.

10. Какие требования предъявляются к высшим руководителям коммерческого банка (каким?) при его создании или реорганизации?

11. Как происходит назначение на должности топ-менеджеров банка и какое участие в этом принимает Центральный Банк?

12. Для чего применяются внутрибанковские регламенты и стандарты? Назовите их виды, приведите примеры.

13. Какие методы управления коммерческим банком Вы считаете более эффективными? Дайте аргументированный ответ.

14. Какие элементы корпоративного управления Вы считаете наиболее важными и применимыми в российских банках? Перечислите все элементы.

15. В каких официальных документах – российских и международных – говорится о необходимости развития корпоративной культуры и повышения корпоративного управления в коммерческих банках? Что именно важно в этих аспектах?

Задания для самостоятельной работы

Изучить новые термины и уметь дать им определения:

Ø Банковский регламент

Ø Банковский стандарт

Ø Банковский рейтинг

Ø Внутренний аудит банка

Ø Банковская тайна

Ø Система страхования вкладов

Ø Схемы управления банком (линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная, программно-целевая)

Ø Правление банка

Ø Совет директоров банка

Ø Ревизионный комитет

Ø Кредитный комитет

Ø Инсайдеры банка

Ø Аффилированные лица

Ø Внутренний контроль банка

Ø Кодекс корпоративного поведения

Ø Корпоративные ценности

Ø Корпоративная культура банка

Ø Корпоративное управление банком

Ø Информационная безопасность банка

Ø WEB-сайт банка: информационный, операционный

Ø Информационные технологии

Ø Интернет-технологии

Ø Информационная система общего пользования

Ø Корпоративная информационная система

Ø Дистанционное банковское обслуживание

Ø Обслуживание клиента в режиме: on-line, off-line

Практическая работа:

1. Найдите примеры договоров коммерческого банка с клиентами (вклада, кредитного, расчётно-кассового обслуживания и т.д.). Сделайте их анализ с правовой и экономической точек зрения.

2. Найдите примеры внутрибанковских регламентов, включая Устав и миссию коммерческого банка. Прокомментируйте их с позиций принципов банковского менеджмента.

3. Используя источники Интернет, найдите и прокомментируйте информацию и порядок её представления на WEB-сайтах нескольких коммерческих банков. Что полезного можно узнать о банке на его WEB-сайте, эти сведения правдивы и подробны или нет?

Темы докладов:

1.Составление банковских рейтингов и рэнкингов, их виды и значение.

2. Развитие банковского законодательства в связи с участием России в глобализации финансовых рынков.

3. Борьба с криминальной деятельностью коммерческих банков – в России и в мире.

4. Необходимость и пути повышения транспарентности банковского бизнеса в России.

5. Правовое обеспечение взаимоотношений банка с клиентами.

6. Развитие в России системы обязательного страхования банковских вкладов граждан.

7. Современные методы и задачи управления персоналом коммерческого банка.

8. Организация внутреннего контроля в коммерческих банках.

9. Проблемы организации управления деятельностью многофилиального банка.

10. Формирование и развитие корпоративной культуры банка.

11. Пути совершенствования корпоративного управления в коммерческих банках.

12. Проблемы развития и применения в банках новых информационных технологий.

Занятие 2. Стратегическое управление и планирование в коммерческом банке.

Вопросы для самоконтроля

4. Для чего коммерческому банку нужен бизнес-план? Надо ли его регулярно обновлять?

5. Какие требования к содержанию бизнес-плана банка предъявляет Центральный Банк?

6. В чём отличия стратегического и тактического плана банка?

7. Что такое стратегические угрозы банку и как их измеряют?

8. Что такое бюджетирование в коммерческом банке? Назовите центры прибыли и центры затрат в банке.

9. В чём состоит функциональная роль банковского «казначейства»?

Задания для самостоятельной работы

Изучить новые термины и уметь дать им определения:

Ø Банковские лицензии

Ø Генеральная лицензия банка

Ø Лицензии на профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг

Ø Бизнес-план банка

Ø Оперативный бизнес-план (мастер-бюджет) банка

Ø Миссия банка

Ø Стратегия и тактика банка

Ø Стратегические зоны деятельности банка

Ø Бюджетирование в банке

Ø Виды бюджетов (операционный, финансовый, денежных средств, капитальных вложений, дополнительный)

Ø Виды банковской конкуренции

Ø Конкурентоспособность банка

Ø Себестоимость и рентабельность банковских услуг

Практическая работа:

1. Используя рекламные и информационные материалы российского или иностранного банка, дайте полную характеристику его лицензий. Скажите, насколько точно можно судить по этим лицензиям о видах операций и банковских продуктах коммерческого банка.

2. Используя рекламные и информационные материалы конкретного российского банка, составьте его объективную характеристику. Найдите банковский рейтинг с участием этого банка. Что показывают рейтинги банков и кто их составляет – в России и за рубежом?

3. Используя рекламные и информационные материалы конкретного российского банка, прокомментируйте его миссию и маркетинговую стратегию. Составьте подробный «портрет» коммерческого банка, опираясь на публикуемую информацию о нём. Какие существенные недостатки финансового состояния банка могут быть скрыты от внешних пользователей?

4. Используя рекламные и информационные материалы российского или зарубежного банка, подробно охарактеризуйте его продукты (услуги), сравните их качества со среднерыночными в Вашем регионе.

5. Составьте классификационную блок-схему современных видов банковских продуктов. Дайте свой комментарий. Приведите примеры банков Вашего региона, наиболее полно предоставляющих эти услуги.

Темы докладов:

1.Сравнительный анализ лицензирования деятельности кредитных организаций в России и за рубежом.

2.Содержание типового бизнес-плана коммерческого банка и его роль в управлении банковской деятельностью.

3.Стратегическое, тактическое и оперативное планирование развития коммерческого банка.

4.Определение стратегических зон деятельности банка. Позиционирование банка на финансовом рынке.

5.Внедрение управленческого учёта и бюджетирования в целях повышения эффективности банковской деятельности.

Занятие 3. Конкурентная стратегия коммерческого банка. Банковский маркетинг

Вопросы для самоконтроля.

6. В чём основная цель банковского маркетинга?

7. Какие рынки и что конкретно на них должен изучать и отслеживать коммерческий банк?

8. Какие Вы можете назвать составляющие банковского маркетинга? Прокомментируйте их, приведите примеры на конкретном банке.

9. Что такое телемаркетинг? Какие у него преимущества и недостатки?

10. Кто в коммерческом банке отвечает за эффективный маркетинг? Какие подразделения банка задействованы в этом виде деятельности?

11. Какие существуют ограничения на рекламную деятельность коммерческих банков?

12. С какими проблемами сталкивается банковский менеджер по маркетингу в своей работе?

13. Перечислите известные Вам банковские услуги (продукты) – не менее 10. Какие из них можно отнести к нетрадиционным (новым) видам, почему?

14. Поясните функции системы «Интернет – Клиент». Приведите примеры.

15. В чём отличия маркетинга в универсальном и специализированном банках?

16. Как Вы считаете: универсальный банк обладает большими конкурентными преимуществами на рынке, чем специализированный банк? или нет?

17. Назовите внешние и внутренние факторы повышения конкурентоспособности коммерческого банка.

18. Что понимается под монополизацией рынка банковских услуг? Кто и как с этим борется? Приведите примеры из российской практики.

Задания для самостоятельной работы.

Изучить новые термины и уметь дать определения:

Ø Банковский маркетинг

Ø Активный и пассивный маркетинг банка

Ø Отдел по работе с клиентами банка

Ø Финансовая услуга

Ø Банковский продукт

Ø Банковский консалтинг

Ø Электронное обслуживание клиентов

Ø Интернет-бэнкинг

Ø Пакетное обслуживание

Ø Система «Клиент-Банк»

Ø Банковские платёжные карты

Ø «Домашний» банк

Темы докладов:

1. Современные методы и технологии банковского маркетинга – российская и зарубежная практика.

2. Оценка эффективности банковского маркетинга.

3. Современный банковский продукт: основные свойства и виды.

4. Развитие электронных банковских технологий типа “on-line”. Интернет-бэнкиг.

5. Усиление конкурентной борьбы и её особенности в современном банковском секторе России.

Наши рекомендации