Источники и механизм финансирования образовательных учреждений в России

ЛЕКЦИЯ 3. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Источники и механизм финансирования образовательных учреждений в России

Несмотря на повышение роли бюджетных средств, основным источником финансирования ОУ в России все еще остаются средства бюджетов различных уровней.

Средства федерального бюджета направляются на содержание учреждений федерального ведения; на реализацию федеральных образовательных программ, на образовательные цели (субвенции) в рамках трансфертов регионам, нуждаю­щимся в финансовой поддержке.

Направления расходования средств регионального и муниципального уров­ней бюджетов аналогичны федеральному и предусматривают ассигнования на содержание учреждений региональных и местных бюджетов и реализацию соб­ственных программ соответствующих субъектов Федерации и муниципальных образований.

Если учреждения или мероприятия финансируются из бюджетов различных уровней, используется термин многоуровневое финансирование.

Это понятие необходимо отличать от случаев, когда источниками поступле­ния финансовых ресурсов становятся не только бюджетные ассигнования разных уровней, но и различные виды внебюджетных средств.

В этом случае речь идёт о многоканальном финансировании.

В настоящее время финансирование системы образования постепенно пере­дается с федерального уровня на местный.

За счёт средств муниципальных бюджетов финансируются практически все общеобразовательные школы и дошкольные учреждения.

На региональный уровень передаются учреждения начального профессио­нального образования.

На федеральном уровне финансирования, в основном, находятся учрежде­ния высшего и среднего профессионального образования.

Мотивируя достижением гибкости и ориентации системы подготовки кад­ров на региональные и муниципальные рынки труда, планируется постепенно урезать часть и этих учреждений на региональные бюджеты.

Правовой основой для привлечения внебюджетных источников финансиро­вания в систему образования являются федеральные законы «Об образовании» и «О некоммерческих организациях».

       
    Источники и механизм финансирования образовательных учреждений в России - student2.ru
  Источники и механизм финансирования образовательных учреждений в России - student2.ru
 

Источники и механизм финансирования образовательных учреждений в России - student2.ru

           
    Источники и механизм финансирования образовательных учреждений в России - student2.ru   Источники и механизм финансирования образовательных учреждений в России - student2.ru
 
 
  Источники и механизм финансирования образовательных учреждений в России - student2.ru

Источники и механизм финансирования образовательных учреждений в России - student2.ru

Многоканальное финансирование Рис. 3.1. Источники поступления финансовых ресурсов

Рынок образовательных услуг в современных социально-экономических условиях должен удовлетворять не только государственный заказ, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий.

Поэтому важнейшим источником внебюджетного финансирования становятся дополнительные платные ОУ.

Ранее существовало несколько способов финансирования учреждений образования.

Традиционный способ финансирования, когда финансовые органы перечисляют средства на счета государственного органа управления образования.

Вексельный способ финансирования. В бюджет поступают векселя различных со банков, и финансовые органы передают их органам управления образованием вместо денежных средств. При этом векселя передаются по определенной номинальной стоимости с указанием конкретных сроков их погашения.

Орган управления образованием, получив вексель, может:

- продать на рынке ценных бумаг банку;

- взять в банке ссуду под залог векселя (соответственно уплатив % за пользование ею);

- передать вексель подведомственному учреждению образования для оплаты расходов за выполненные работы и услуги;

- при получении денег по векселю средства распределяются аналогично традиционному способу финансирования.

Финансирование ОУ методом взаимозачетов.

С введением действия бюджетного кодекса РФ появился новый способ финансирования - казначейская система исполнения бюджета.

3.2. Казначейство как партнёр образовательного учреждения

Успешность взаимодействия образовательных учреждений (школ, детских садиков) с органами казначейства зависит от открытости и активности государственных органов власти и органов местного самоуправления, информированности, грамотности и четкости действия самих образовательных учреждений. Статья 215 главы 24 раздела 7 Бюджетного кодекса РФ определяет установление казначейского исполнения бюджета любого уровня. Поэтому вне зависимости от типа образовательного учреждения, уровня предоставляемого им образования, а также его местоположения (городская или сельская школа), если оно является бюджетным учреждением, то функционирует в условиях казначейского сопровождения. Таких учреждений большинство. Субсидиарная ответственность учредителя отсутствует. Бюджет формируется на основе заданий и субсидий. На эту форму распространяется действие 94-ФЗ, то есть все закупки производятся по процедуре конкурсов. Банкротство невозможно.

Основная функция казначейства - кассовое обслуживание исполнения всех бюджетов бюджетной системы страны: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Процедура кассового исполнения бюджета заключается в списании бюджетных средств непосредственно со счета органа казначейства в пределах выделенных школе для оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным заданием) финансовых средств (установленных для школы лимитов) с отражением этой операции на лицевом счете бюджетополучателя (школы). При этом школа, как и любой другой бюджетополучатель, лишается возможности изменить направление финансирования, определенное соответствующим бюджетом и вышестоящими распорядителями бюджетных ассигнований.

С одной стороны, органы казначейства рассматривают как кассиров всех распорядителей и получателей бюджетных средств. Однако в первую очередь, казначейство — «кассир государства», так как не является хозяином бюджетных средств, а выступает исполнителем, обеспечивающим их передачу в соответствии с волей главного распорядителя.

С другой стороны, органы казначейства осуществляют платежи за счёт бюджетных средств, выделенных на содержание школы от имени и по поручению образовательных учреждений, и выполняют в этой связи банковскую функцию. Казначейство - это, по сути, «бюджетный банк» со специфическими чертами: не работает с денежной наличностью (осуществляет расчетное обслуживание, а кассовое перекладывает на Центральный банк) и не имеет кредитных ресурсов (самостоятельно не кредитует).

Таким образом, казначейство не выделяет бюджетополучателю финансовые средства, поэтому обращаться в органы казначейства с просьбой об увеличении лимитов, о дополнительном финансировании не только нецелесообразно, но и безрезультатно.

Важная задача казначейства - предварительный и текущий контроль за выделением и расходованием государственных средств бюджетополучателями.

Текущий контроль казначейства за осуществлением платежей из бюджета (то, что на языке Бюджетного кодекса РФ называется «санкционированием платежей») требует от школы четкого соблюдения ограничений, установленных законодателем в законе о бюджете (федеральном, региональном, местном) по бюджетным ассигнованиям. Эти ограничения установлены главным распорядителем средств для каждого бюджетного учреждения по объемам финансирования и лимитам бюджетных обязательств.

Контроль казначейства, предшествующий кассовому расходованию финансовых средств, становится средством обеспечить их целевое использование, так как позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но самое главное - предотвратить эти нарушения.

Кроме того, казначейство контролирует источники формирования доходов бюджетополучателей (на лицевой счёт школы зачисляются лишь прописанные в генеральном разрешении доходы).

Казначейство обеспечивает оперативное и ежедневное представление информации обо всех кассовых потоках, проходящих через счета всех бюджетов бюджетной системы страны, а также обо всех внебюджетных доходах бюджетных учреждений.

Осуществляя контроль, предшествующий кассовому расходованию школой финансовых средств, органы казначейства обеспечивают их целевое использование, позволяют предотвратить финансовые нарушения.

Если платёж санкционирован казначейством, то претензий со стороны многочисленных проверяющих школу органов о нецелевом использовании средств быть не может. К разрешению возникающих споров в этом случае можно привлекать органы казначейства, которые по регламенту своей деятельности не могут допустить нецелевое использование бюджетных средств, отказывая бюджетополучателям в проведении таких платежей.

Условия отказа в приеме платежного документа и отсутствии ответственности за этот отказ для органов казначейства четко определены. В соответствии с пунктом 55 Инструкции №142н орган казначейства отказывает в приёме платежного документа образовательного учреждения, если:

- форма платёжного документа, подписи или надписи на документе будут подписаны им не соответствующим органом;

- коды бюджетной классификации РФ, указанные в платежном документе, не соответствуют проводимой операции;

- суммы, указанные в расчётно-денежном документе школы на осуществление кассового расхода, превышают остаток отраженных на его лицевом счёте получателя средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования;

- получателем средств нарушены требования законодательства по авансированию поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг или не представлены необходимые для текущего контроля, установленные федеральными законами, Правительством РФ и нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств у школы, или если законом для договоров данного вида установлена определенная форма, а используется другая форма;

приостановлены в установленном порядке операции на лицевом счёте по­лучателя средств.

К случаям, допускающим приостановление операций, отнесены:

- непредставление в установленный срок отчётности и иных бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием бюджетных средств;

- непредставление в установленный срок как информации об источниках образования задолженности и показателях бюджетной классификации РФ (по которым должны быть произведены расходы по исполнению требований в ис­полнительных листах), так и платежных документов для исполнения этих требо­ваний (либо документов, отменяющих или приостанавливающих исполнение су­дебных решений);

- нарушение порядка учёта обязательств, подлежащих исполнению за счёт бюджетных средств.

Кроме того, процедура приостановки операций по лицевому счету получателя бюджетных средств регламентирована по действиям и срокам их осуществления.

Орган казначейства, осуществляющий финансовое сопровождение деятель­ности школы, вправе отказать в приеме не только платежного документа, свя­занного с расходами бюджетных средств, но и платёжного документа, предпола­гающего расходы за счёт средств от приносящей доход деятельности. Пункт 14 Инструкции № 46н устанавливает все основания для отказа. При этом органы ка­значейства проверяют платежные документы на соответствие разрешению: пра­вильно ли они оформлены.

Орган Федерального казначейства отказывает в приеме платежного доку­мента и оформлении чека на получение наличных денег и не несет ответственно­сти за этот отказ в случае (пункт 14 Инструкции № 46н):

- недостаточности средств, отраженных на лицевом счете по учету вне­бюджетных средств;

- несоответствия подписей на платёжном документе образцам подписей в карточке образцов подписей;

- непредставления школой утверждённой сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год, а также информа­ции об изменениях сметы;

- несоответствия представленной сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности разрешению по источникам образования внебюджетных средств либо направлениям их использования.

Таким образом, все случаи отказа четко определены, а знание требований позволяет избежать случаев отказа. Кроме того, отказ должен быть обоснован (а следовательно, должен быть указан нормативно- правовой акт, положения кото­рого нарушены).

Кроме того, с 1 января 2008г. бюджетное учреждение самостоятельно вы­ступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам (пункт 5 Бюджетного кодекса РФ). Следовательно, повышается ответственность адми­нистраторов школ (директоров и бухгалтеров в первую очередь) за организацию управления финансами и своевременную оплату работы персонала в рамках формируемого штатного расписания. В результате для школы финансовый кон­троль осуществляется в формах: предварительного контроля; последующего (ве­домственного и внешнего аудита); надзора за деятельностью школы.

Наши рекомендации