Регулирования финансирования высших образовательных учреждений в дореволюционной России

Введение

Сегодня сфера образования является одной из самых значимых сфер экономики, поскольку она выполняет ряд важнейших функций: обеспечивает квалифицированными кадрами остальные отрасли экономики, стимулирует создание новых технологий, проводит научные исследования. С конца 80-х годов неоднократно предпринимались попытки реформирования отечественной системы образования. Отказ от государственного регулирования финансирования образования в РФ и переход к платному образованию резко изменил порядок финансирования государственных учреждений высшего образования и оказал существенное влияние на их хозяйственную деятельность. Однако ожидаемых реальных масштабных преобразований в сфере высшего образования не произошло. Тем не менее, появились новые источники, каналы и формы финансирования государственных вузов, новые субъекты - негосударственные высшие учебные заведения.

Изменения в системе финансирования происходили в условиях сокращения государственных расходов на высшее образование, вызванного длительным экономическим кризисом, децентрализацией государственного управления и снижением его дееспособности. В итоге система платного образования существует наряду с приемом на бюджетные места. Сегодня сфера образования находится в удовлетворительном состоянии: постоянный отток высококвалифицированных специалистов из России за границу и систематическое недофинансирование образовательных учреждений свидетельствуют о возможной потере образовательного потенциала и деградации системы образования в обозримой перспективе. Усложняет ситуацию и ухудшение качества образовательных услуг в силу ряда объективных причин: износ основных фондов учебных заведений при увеличении контингента студентов, недостаточная оснащенность вузов современными средствами коммуникации, низкий спрос (зачастую его отсутствие) на рынке труда по некоторым специальностям, низкий социальный статус преподавателя вуза.

Тем не менее, мировая практика показывает, что инвестирование в человеческий капитал, прежде всего, в образование развивается быстрыми темпами. Во многих странах мира сфера образования перестала быть затратной: в нее вовлекаются крупные финансовые средства, что делает ее конкурентоспособной с позиции заработной платы, социальных гарантий, престижа по сравнению с другими отраслями экономики.

Все это обуславливает актуальность реформирования российской системы высшего профессионального образования, которое в первую очередь касается финансово-экономических отношений и государственного регулирования образования в РФ. Реформа повышает значимость рыночных механизмов в высшем образовании, что способствует появлению новых поставщиков высшего образования, внедрению новых методов предоставления услуг и схем организации обучения в результате введения современных технологий. Постепенно в российской сфере образования формируется рынок образовательных услуг высшей школы.

Целью данной курсовой работы является поиск возможных дополнительных источников финансирования высших учебных заведений, помимо государственных.

В соответствии с поставленной целью, решались следующие задачи:

- поиск информации о регулировании финансирования высших учебных заведений государством;

- поиск оргнизаций, которые могли бы финансировать деятельность высших учебных заведений, спонсировать приобретение различных технических средств, пополнение библиотечного фонда и т.д;

- определение наиболее оптимальных вариантов взаимодействия с, так называемыми, спонсорами.

Данную тему считаем актуальной, так как в настоящее время бесплатное обучение в высших учебных заведениях отходит на второй план, а преобладает коммерческая форма обучения. Однако, данных средств не достаточно для эффективного функционирования ВУЗов и обеспечения наиболее качественного оказания образовательных услуг с помощью, например, технических средств и оборудования.

Теоретическая часть

§ 1

Регулирования финансирования высших образовательных учреждений в дореволюционной России.

Никто не сомневается, что образование в России финансировалось и раньше, причем из различных источников и в определенном порядке. Изучение материалов, посвященных вопросам финансирования учебных заведений в XIX—начале XX вв., показывает, что источниками поступления средств в учебные заведения были ассигнования государственного казначейства (бюджетные средства), проценты с капиталов, принадлежащих (переданных, пожертвованных) учебным заведениям, частные пожертвования, плата за обучение и содержание учащихся (воспитанников)1, доходы от ”привилегий“, предоставленных в пользу учебных заведений и воспитательных домов 2, освобождений от налогов и иных платежей, доходы от специально созданных предприятий, доходы от продажи имущества (имений) учебных заведений. Основным источником финансирования образовательной деятельности являлись средства государства, т.е. средства бюджета.

Распределение финансовых ресурсов по государственным учебным заведениям осуществлялось на основе сметы доходов и расходов, составлявшейся на очередной финансовый год. В основу сметы были положены так называемые штаты, которые представляли собой сметы расходов государственных средств на содержание учебных заведений.

Порядок финансирования высших учебных заведений определялся Общим уставом императорских российских университетов от 18 июня 1863 г. [86] Устав относил решения по осуществлению расходов на обеспечение деятельности университета к ведению Совета, Правления5 и попечителя6 университета. *1

Основные же решения по расходованию средств принимались Правлением университета. *2

На протяжении 1900–1917 гг. государственные ассигнования на содержание университетов застыли на уровне 1863 г., не покрывая даже половины их действительных расходов. Остальные средства университеты должны были добывать из других источников (доходы от различных предприятий, плата за обучение, частные пожертвования и др.).

Запросы об увеличении ассигнований на университеты неоднократно вносились в правительство и Государственную Думу, но их упорно отклоняли. Министерство народного просвещения было самым ”обойденным“ в части финансирования. *3

Поступления средств в учебные заведения делились на два потока: общие доходы и специальные доходы. К общим доходам относились средства из государственного казначейства, доходы от предоставленных привилегий, плата за содержание пансионеров 10, проценты с неприкосновенных капиталов, доходы от продажи имущества, пособия. К специальным доходам относились, в основном, проценты с капиталов.

§ 2

Наши рекомендации