Формы финансирования образовательной деятельности. Схема бюджетного финансирования образовательных услуг. Внебюджетная деятельность учреждений образования.

Основным видом ресурсов, выделяемых системе образования в России, являются средства бюджетов различных уровней (более 80%).

Финансирование — обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности.

Финансирование осуществляется на принципах:

• плановости — средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);

• целевой направленности — использование средств допускается только на предусмотренные планом объекты и цели;

• безвозвратности — у получателей средств не возникает обязательств по их возврату;

• выделения средств по мере их расходования;

• экономии — рационального расходования средств

Бюджетное финансирование

Исторически сложилось, что большая доля финансирования приходилась на финансирование из гос.бюджета:

Финансирование образования осуществляется в определенном порядке, на основе сметы и называется сметным финансированием. Сметное финансирование — это предоставление денежных средств из государственного и (или) муниципального бюджета для покрытия расходов учреждений на основании сметы — планового документа установленного содержания. Оно осуществляется в строгом соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом особенностей деятельности бюджетных учреждений.

Смета бюджетного учреждения представляет собой составленный по установленной или принятой форме и утвержденный в установленном же порядке документ, определяющий объем и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения. Установленные сметой затраты учреждения группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой классификационной статье — группе расходов.

Воспользовавшись определением финансирования и сметного финансирования, можно определить задачи, которые необходимо решать для обеспечения финансирования. К ним можно отнести:

• определение целей, на которые должны направляться бюджетные средства;

• планирование расходов бюджетов на образование;

• обеспечение контроля за направлением средств на определенные цели;

• обеспечение правильного расходования средств;

• обеспечение эффективного расходования средств

В процессе финансирования на федеральном уровне участвуют следующие органы:

• Президент Российской Федерации (высшее должностное лицо);

• Федеральное Собрание Российской Федерации (законодательная власть);

• Правительство Российской Федерации (исполнительная власть);

• Министерство финансов Российской Федерации;

• федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем ве- дении образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета;

• Федеральное казначейство, Государственный банк;

• образовательные учреждения федерального ведения (бюджетополучатели).

На уровне субъектов Российской Федерации:

• Президент, Глава Администрации (высшее должностное лицо);

• законодательные органы субъектов Российской Федерации (законодатель);

• правительства субъектов федерации;

• министерства (управления) финансов, включая казначейства субъектов федерации;

• министерства и ведомства субъектов федерации (обычно это министерства, управления, комитеты по образованию, по науке и образованию и т. д.);

• казначейства, банки;

• образовательные учреждения ведения субъектов федерации (бюджетополучатели).

На муниципальном уровне:

• законодатели муниципального уровня;

• финансовые отделы;

• отделы народного образования;

• казначейства, банки, отделения банков;

• муниципальные образовательные учреждения (бюджетополучатели).

Как видно из перечисленного, ” наборы“ участников финанси- рования на всех уровнях бюджетов очень похожи. Функции, реализуемые участниками процесса финансирования образования, представлены в табл. 6.1.

Формы финансирования образовательной деятельности. Схема бюджетного финансирования образовательных услуг. Внебюджетная деятельность учреждений образования. - student2.ru

Формы финансирования образовательной деятельности. Схема бюджетного финансирования образовательных услуг. Внебюджетная деятельность учреждений образования. - student2.ru

Разработка проекта бюджета по отрасли ” Образование“, представляющего собой сводную смету затрат по всем учреждениям системы образования страны, региона или отдельного муниципального образования в разрезе статей бюджетной классификации может осуществляться двумя основными способами

1. Разработка каждым учреждением системы образования проекта сметы с последующим свед´ением этих проектов в сводную смету;

2. Разработка общей сметы расходов по всей планируемой системе образования с последующей декомпозицией разработанной сметы по отдельным учреждениям.

Научный анализ выделяет три основных достаточно условных направления определения потребности в ресурсном обеспечении образования.

1. Социальное — определение потребности в ресурсах на основе прогнозирования и планирования контингентов и принятых социальных обязательств государства в сфере образования и сопоставление потребности с имеющимися возможностями для определения дополнительной потребности в ресурсах.

2. Экономическое — расчет нормы рентабельности образования путем сопоставления издержек и выгод образования (сравнение затрат и результата, выраженного в приросте национального дохода или ВВП, полученного за счет роста образовательного потенциала общества); упрощенно — сопоставления затрат на образование с приростом заработной платы получившего образование человека.

3. Расчетное — прогнозирование и расчет потребности экономики в рабочей силе и использование этой потребности в качестве исходного параметра для определения потребности образования в ресурсах. В настоящее время применяются в разных вариантах все три подхода

Основными исходными данными для расчета потребности в финансировании являются следующие:

• контингент студентов, учащихся, воспитанников;

• система оплаты труда работников образования;

• нормативы социального и материального обеспечения студентов, учащихся, воспитанников, работников образовательных учреждений;

• материальная база образовательных учреждений: кубатура зданий, занимаемые площади, приборы и оборудование, используемые в образовательном процессе и др.

Источниками для получения этих данных являются формы статистического наблюдения, нормативные документы, данные бухгалтерской отчетности.

Наши рекомендации