Финансовая система государства. Финансовая система включает несколько взаимосвязанных институтов и органов, под ней понимают:
Финансовая система включает несколько взаимосвязанных институтов и органов, под ней понимают:
совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;
совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
Каждый институт финансовой системы представляют собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Финансовая система включает:
государственную бюджетную систему, состоящую из республиканского и местных бюджетов;
б) внебюджетные фонды;
в) государственный и банковский кредит;
г) фонды страхования (имущественного и личного);
д) финансы отраслей экономики и субъектов хозяйствования.
Государственная бюджетная система, внебюджетные фонды и государственный кредит относятся к централизованным финансам, использующимся для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне.
Фонды страхования и финансы хозяйствующих субъектов относятся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Возглавляет систему финансовых органов Министерство финансов, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.
13. Правовые основы финансовой деятельности государства
Специфика финансового права определяется его предметом, видом тех общественных отношений, которые оно должно регулировать, а также особенностями этого регулирования.
Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Основные организационно-правовые особенности финансовой деятельности состоят в следующем.
1. От других сфер деятельности государства она отличается межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция и распределение финансовых ресурсов затрагивают все отрасли и сферы государственного управления. Кроме того, в процессе этой деятельности государство контролирует работу органов власти и управления, а также предприятий, организаций, учреждений по реализации их задач.
2. Осуществление государством финансовых функций протекает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности представительных и исполнительных (государственного управления) органов власти.
3. Сфера финансовой деятельности относится к ведению как республиканских, так и местных органов управления.
Формы финансовой деятельности государства разнообразны. По своему характеру эти формы могут быть правовыми, которые выражаются в установлении или применении норм права, и неправовыми:
инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам от представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа;
финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования), финансово-экономический анализ;
подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности, т.е. все то, что имеет юридическое значение.
Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм.
Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.
14. Принципы финансовой деятельности государства
Финансовая деятельность базируется на общих принципах, важнейшими из которых являются:
1. Принцип законности. Содержание данного принципа проявляется в строгом соблюдении действующего финансового законодательства и финансовой дисциплины всеми участниками финансовой деятельности.
2. Принцип разделения властей. Так, в компетенцию законодательной власти входит утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении. Составление проекта бюджета и внесение его на утверждение законодательного органа власти, исполнение бюджета и представление об этом отчета относится к полномочиям исполнительной власти.
3. Принцип сочетания объективно необходимой финансовой централизации с самостоятельностью полномочий местных органов управления и самоуправления в области финансовой деятельности. Согласно статье 121 Конституции к исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся: утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении; установление в соответствии с законом местных налогов и сборов. В статье 41 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» определено, что Советы утверждают, а исполнительные комитеты в пределах своей компетенции самостоятельно разрабатывают и исполняют местные бюджеты в интересах населения. Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных единиц не включаются в местные бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц.
4. Принцип гласности. В статье 7 Конституции, в частности, закреплено, что нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.
5. Принцип плановости. Один из главенствующих принципов, проявляющийся в том, что в основе финансовой деятельности государства лежат финансово-плановые акты. К последним относятся: республиканский и местные бюджеты; основные направления денежно-кредитной политики, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь; бюджет Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; балансы доходов и расходов предприятий и организаций, сметы бюджетных учреждений и т.д.
Для финансовой деятельности характерны и специфические принципы: режим экономии денежных средств; хозяйственный расчет; окупаемость затрат; накопления денежных средств; строгий учет всех субъектов финансовой деятельности.
15. Финансово-правовые акты государства государственных органов
Финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы либо служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.
По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношении и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один конкретный случай, обращен к точнее определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений.
По юридической природе финансово-правовые акты делятся на законодательные, к которым относятся законы, указы и декреты Президента, и подзаконные (наиболее многочисленные), куда входят акты всех других государственных органов, основанные на законодательных актах и принятые в их развитие и исполнение.
Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они принимаются в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления и содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. К ним относятся: основной финансовый план государства — бюджет Республики Беларусь и местные бюджеты; финансовые планы государственных целевых фондов; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финансовые планы страховых организаций; финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления; финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений; сметы учреждений, организаций, финансируемых из бюджета.