И социально-психологическое
СОДЕРЖАНИЕ РУКОВОДСТВА
В свете изложенного выше очевидно, насколько важно для руководителя быть полноценным лидером. Лидерство — это проявление власти, способность влиять на поведение других людей. Не следует думать, что в менеджменте существует только власть руководителя над
430МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
подчиненными. Не менее явна и власть подчиненных над руководителем — она не имеет формально-административного основания (если не считать прав трудового коллектива и профсоюза, а также гражданских прав личности), но от этого не становится менее действенной. Поэтому на практике лидерство в менеджменте заключается в способности выстраивать баланс власти руководителя и подчиненных. При этом эффективное лидерство оказывается обусловленным добровольным признанием подчиненными авторитета руководителя.
Власть, обеспечивающая лидерство, может иметь различную природу. Она может основываться на принуждении, т. е. на силе и страхе перед этой силой. Такое лидерство нуждается в постоянном подтверждении ч:илы и всеохватывающем (тотальном) контроле. Возможны власть и соответствующее лидерство, основанные на вознаграждении, на возможности лидера распределять денежные и прочие блага. Данные виды лидерства могут носить чисто формальный характер, будучи связанными с пребыванием лидера в руководящей должности и в силу этого имеющего возможности распределять блага, «казнить» и миловать.
Несколько иная природа лидерства, в основе которого лежит авторитет руководителя как эксперта, наиболее квалифицированного и компетентного специалиста по профилю деятельности фирмы или подразделения. Лидерство может быть основано на личных качествах руководителя, его способности быть эталоном, примером для подчиненных в моральном плане, носителем определенной харизмы, коренящейся также в психосоматических особенностях личности (внешняя привлекательность, эмоциональная заразительность и т. д.). Формальное и неформальное лидерство в фирме могут не совпадать, в принципе, в этом н-ет ничего страшного, если правильно выстроен баланс власти. Для дела может быть даже лучше, если в коллективе будут лидеры по отдельным направлениям деятельности и жизни организации.
Реализация лидерства (властного влияния) может быть основана на принуждении (прежде всего — силой закона и распределения полномочий), на убеждении (разъяснении — прежде всего) и на участии (сопричастности, личном примере).
8. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Руководство как лидерство — многогранная деятельность. Однако в ней отчетливо прослеживаются две основные направленности:
1) ориентация на конкретные задачи (побуждение, организация, инструктаж, обеспечение принятия «правильных» решений, обеспечение наличия «нужных» сотрудников и их «правильной» загрузки, обеспечение прочими ресурсами);
2) ориентация на сохранение и развитие коллектива, на конкретные лица, внимание, доверие, поощрение (обеспечение достижения сотрудниками их личных целей, их удовлетворенности трудом, самореализации, уверенности, вовлечение их в обдумывание и решение проблем, личный пример, взаимоуважение и искренность в отношениях).
Руководитель обязан не только обеспечивать достижение намеченных целей, проверять результаты работы, на и улучшать условия труда, способствовать реализации талантов и способностей сотрудников, дальнейшему росту их квалификации. В случае неудачи он должен нести свою долю личной ответственности (у руководителя она есть всегда), не перекладывая ее полностью на подчиненных. Более того, его задачей является проявление справедливости по отношению к сотрудникам в случае их просчетов и неудач, учет индивидуальных особенностей каждого работника, помочь каждому из них ощутить результаты его труда, оценку его вклада в общее дело.
Руководить означает не только приказывать, но и опекать, направлять, мотивировать и, хочет того руководитель или нет, — воспитывать. Опытный руководитель знает, что каждая его минута, уделенная сотрудникам, — выгодное вложение времени.
Из сказанного -следует, что руководитель, будучи лидером своего коллектива, выполняет по отношению к персоналу целый комплекс функций социально-психологического характера. Прежде всего это^ административная функция координации индивидуальных действий по выполнению заданий.. С нею связана дисциплинарная функция контроля, поощрения и наказания. Руководитель выполняет также стратегическую функцию выбора целей, перспектив, путей и методов работы. В качестве компетентного специалиста он выполняет экспертную функ-
432МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
цию. Само пребывание в должности заставляет его выполнять функцию представительскую: коллектива — в вышестоящих инстанциях и обществе, а также вышестоящих инстанций и социальной среды — в своем коллективе. Сама природа руководства с неизбежностью вынуждает лидера выполнять воспитательную функцию, потому что все действия руководителя так или иначе сказываются на формировании и развитии личности его подчиненных.
Более того, руководитель зачастую выполняет психотерапевтическую (если не психоаналитическую) функцию, разрешая конфликты подчиненных, помогая им выходить из стрессовых ситуаций. Недаром подчиненными в руководителе так высоко ценятся чувство юмора, способность разрядить тяжелую ситуацию улыбкой, шуткой. Ведь если человек способен рассмеяться, значит он понимает неопасность происходящего, значит его горизонт видения и понимания ситуации позволяет видеть ее шире и полнее.
ВИДЫ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА
Под воздействием многих факторов на каждой фирме складывается определенный стиль руководства — свой специфический способ, манера отношений руководства и подчиненных. Стиль руководства, выступающий интегральной характеристикой персонал-ориентированного менеджмента, может складываться стихийно и может сознательно выбираться и выстраиваться. Стили руководства во многом индивидуальны и неповторимы. Однако, обобщая, можно говорить об их основных видах.
Согласно наиболее общей типологии стилей руководства (Макгрегор) различаются два стиля руководства: стиль «X» и стиль «Y». Особенности каждого из них определяются исходной установкой в отношениях руководителя к подчиненным. Если он видит в них безответственных бездельников, стремящихся при первой же возможности отлынивать от работы, то он является представителем стиля «X». Такой руководитель будет акцентировать внимание на контроле за процессом деятельности подчиненных, на беспрекословном исполнении принимаемых им единолично решений, на жестком стимулировании персонала. Если же руководитель видит в подчиненных партнёров, стремящихся к профессиональной, деловой и личностной
8. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
15-2111
самореализации, он будет представителем стиля «Y», видеть свою задачу он будет, прежде всего, в поиске и формировании общности интересов персонала, в создании оптимальных условий формирования и развития позитивной мотивации к совместной деятельности, развития инициативы. Такое различение стилей руководства, несмотря на очень высокую степень обобщения, раскрывает важное и принципиальное обстоятельство — роль нравственной позиции менеджера, которая всегда решающим образом сказывается на технологии руководства и менеджмента в целом.
Более тонкое различение видов стилей руководства содержится в широко известной типологии, согласно которой стили руководства делятся на авторитарный, демократический и либеральный (попустительский). Для авторитарного стиля характерны единолично принимаемые решения и жесткий контроль. Для демократическо-
Таблица различий стилей
Та блица 17
Показатели
руководства
Деспотический
Отношение к работникам
Основа авторитета и власти
Как к деталям механизма («винтикам»)
Бюрократический
Иерархия Аппарат
Как к безличным должностям
Патриархальный
Кооперативный
Реализация ре-
Источники информации
По приказу
Письменное указание
Как к
«детям неразумным»
«Отец "в семье»
Как к партнерам и сотрудникам
Попустительский
Компетентность
Как к независимым индивидам
Самостоятельность
Первое лицо
Ко
нтроль
Мотивации
Тотальный
Страх
По линии
формального подчинения
Разъяснение О'настав-ление»)
Докладные записки и проверки
Продвижение
«Доброжелательно
сверх}?»
Согласие
Отовсюду
Эмоциональное отношение
-ависи-мость
Баланс сил
Случайные
Руководителем
по результату
Ответственность
Самостоятельно
Свобода
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
го — коллегиально вырабатываемые решения, контроль преимущественно за результатами работы. Для либерально-попустительского — «отпущенные вожжи» со стороны руководства, фактически пускающего дело на самотек. При всей привлекательности этой традиционной триады стилей, она также является различением, не учитывающим возможного спектра стилей в полной мере.
Более привлекательным в этом плане является уточнение различения стилей руководства до пяти основных видов: деспотический, бюрократический, патриархальный, кооперативный и попустительский. Уточнения в этом различении относятся, прежде всего, к традиционно понимаемому авторитарному стилю, в котором справедливо выделяются качественно отличные друг от друга стили — деспотический, бюрократический и патриархальный. Другое уточнение так же существенно.
В традиционной триаде демократический стиль противопоставлялся либеральному, а последний трактовался как попустительский, что не только концептуально неверно, но и на практике способно привести к совершенной путанице. В целях большей точности и наглядности различия между пятью стилями можно свести в таблицу (табл. 17).
Данное различение интересно и важно тем, что выделенные стили не проста рядоположенные в некотором перечислении. В зависимости от степени внимания на производстве и на человеческом факторе они образуют систему, которую можно проиллюстрировать графически (рис. 42). Как видно из приведенного графика, стили руководства задают как бы пространство выбора, в котором происходит формирование определенного конкретного стиля. юо%+
В чистом виде стили руководства практически не встречаются. В реальной жизни и практике менеджмента,, действительно, имеет место пространство или шкала стилей с акцентом на тех или иных аспектах руководства.
От чего же зависит формирование стиля?
Г Патрк | .. | Демократи- | |
архальный | ческий | ||
V .'.'■■ | ^ | ||
Деспотический | |||
С г. Попусти- | Бюрократи- | ||
тельский | ческим |
Внимание к производству
Рис. 42 Система стилей
100%
Ч УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
1С*
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА
Формирование и развитие конкретного стиля руководства обусловлено рядом факторов, перечислить которые полностью не представляется возможным. Можно указать лишь главные.
Во-первых, это содержание и технология деятельности. Сам характер деятельности часто задает и особенности контроля, и выдачи заданий, даже стиль общения.
Например, давно отмечено, что для художественных руководителей (главных режиссеров, главных балетмейстеров, хормейстеров, дирижеров и т. д.) характерен авторитарный и даже деспотический стиль руководства. Это, в некотором смысле, — условие их профессионализма, является следствием самой их деятельности. Главный замысел пьесы, кинофильма, музыкального произведения принадлежит только им. Зачастую он формируется в процессе репетиций и подготовки. Актеры, музыканты для них — средства воплощения этого замысла. Если главный режиссер начинает советоваться с актерами, то это означает, что ему самому не ясно, что надо делать. Во-вторых, это характер конкретных задач. Грубо говоря, при пожаре некогда проводить совещания и принимать коллегиальные решения — необходимо отдавать четкие приказы и жестко контролировать ситуацию. Стиль руководства зависит и от конкретной ситуации и положения, в котором находится фирма иле подразделение: в стадии становления может быть один стиль, в нормальной ситуа ции — другой, в ситуации восстановления коллектива после развала — третий. Кроме того, очень многое зависит от степени зрелости коллектива. Если в опытный коллектив пришел молодой начинающий руководитель, то последний поневоле, по крайней мере — на первых парах, будет вынужден попустительствовать. И наоборот, если опытному руководителю приходится иметь дело с неопытными, незрелыми работниками, то, каким бы он демократом ни был, все равно какое-то время он вынужден будет «школить», натаскивать подчиненных, что невозможно без некоторой степени администрирования и патриархальности. Более того, стиль руководства проявляет зависимость от индивидуального характера и опыта отдельных исполнителей. Не секрет, что с разными
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
подчиненными один и тот же руководитель ведет себя по-разному. Более того, встречаются люди,' желающие, чтобы ими руководили авторитарно и даже деспотически: во-первых, чтобы постоянно знать, что надо делать, не особенно задумываясь на эту тему самому. А значит, и во-вторых, чтобы не нести личной ответственности («я только исполнял приказ!»). Кроме того, в-третьих, чтобы оказаться сопричастным успеху, достигнуть которого самостоятельно они не способны («маленький солдат императора»).
И наконец, стиль в существеннейшей мере зависит от личности руководителя. Так, волевой тон зачастую является прикрытием личной несостоятельности, неуверенности, профессиональной беспомощности и элементарного невежества. Особенности личности руководителя — фактор наиболее очевидный, о котором уже говорилось выше и о котором еще будет говориться.
Таким образом, стиль руководства — это не что-то неизменное, раз и навсегда данное. Более того, можно и необходимо говорить о динамике развития стилей, возможностях, путях и закономерностях перехода их друг в друга. В связи с этим представляется чрезвычайно наглядной и поучительной графическая модель, предложенная П. Херси (рис. 43).
Максимум
эмоционального,
минимум рационального
Ориентация
на человеческие
отношения
Минимум
эмоционального
максимум рационального
Область
преимущественной
регламентации
Зрелость исполнителей
Мотивация
Рис. 43 Графическая модель Херси
Ориентация на задачу и зрелость исполнителей ------------(-----------------
Регламентация яэзнания
Регламентация поведения
Высокая
Умеренная
Низкая
Хотят и понимают
Не хотят, но понимают
ют
Хотят, но не понимают
Не хотят и не понимают
8. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
В модели соотносятся две группы факторов стиля руководства: ориентация на человеческие отношения (эмоциональные или рациональные по преимуществу) и на производственные задачи. Причем вторая группа факторов совпадает с характеристиками зрелости исполнителей (понимают или не понимают они задачу, хотят или не хотят ее решать). В соответствии с выраженностью этих факторов все «поле» (пространство) стилей делится на основные четыре зоны (квадрата), каждый из которых П. Херси связывает с доминированием четырех ценностей: власти, добра, красоты и истины.
В случае незрелого коллектива (не хотят и не понимают задачу) руководитель с неизбежностью будет авгорита-ром-деспотом, ориентируясь на рационально выстроенные властные отношения. В том случае, когда подчиненные готовы взяться за решение задачи, но не понимают как, руководитель, поддерживая эмоционально более теплые отношения с ними, больше внимания будет уделять разъяснительной работе. В случае «понимают, но не хотят» задачей руководителя будет при сохранении высокой степени эмоциональности отношений («гнева и милости») повышать мотивацию, сопричастность подчиненных, вовлекая их в принятие решений и контроль. В ситуации наиболее зрелого коллектива («хотят и понимают») отношения носят наиболее рациональный и спокойный характер.
Замечательной особенностью модели является то, что «кривая Херси» показывает характер динамики («траекторию») развития стилей руководства и механизм перехода от одного стиля к другому. Так, по мере созревания коллектива, руководитель может, ослабив регламентацию, поднять «градус» эмоциональности своих отношений с подчиненными, и постепенно, шаг sa шагом, продвигаться по «кривой Херси» справа налево. И наоборот, при необходимости, например, нововведения в слишком «остывшем-», «закостеневшем» в рутине коллективе, руководитель, взяв на себя у подчиненных часть их полномочий, должен дополнить это большей личной эмоциональностью. И опять же, шаг за шагом, сдвигаться в своем стиле слева направо по «кривой Херси».
Сказанное лишний раз подчеркивает пластичный и динамичный характер стиля руководства и возможность контролировать и направлять эту динамику.