И социально-психологическое

СОДЕРЖАНИЕ РУКОВОДСТВА

В свете изложенного выше очевидно, насколько важ­но для руководителя быть полноценным лидером. Лидер­ство — это проявление власти, способность влиять на поведение других людей. Не следует думать, что в ме­неджменте существует только власть руководителя над

430МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

подчиненными. Не менее явна и власть подчиненных над руководителем — она не имеет формально-администра­тивного основания (если не считать прав трудового кол­лектива и профсоюза, а также гражданских прав личнос­ти), но от этого не становится менее действенной. Поэто­му на практике лидерство в менеджменте заключается в способности выстраивать баланс власти руководителя и подчиненных. При этом эффективное лидерство оказыва­ется обусловленным добровольным признанием подчинен­ными авторитета руководителя.

Власть, обеспечивающая лидерство, может иметь раз­личную природу. Она может основываться на принужде­нии, т. е. на силе и страхе перед этой силой. Такое ли­дерство нуждается в постоянном подтверждении ч:илы и всеохватывающем (тотальном) контроле. Возможны власть и соответствующее лидерство, основанные на вознаграж­дении, на возможности лидера распределять денежные и прочие блага. Данные виды лидерства могут носить чис­то формальный характер, будучи связанными с пребы­ванием лидера в руководящей должности и в силу этого имеющего возможности распределять блага, «казнить» и миловать.

Несколько иная природа лидерства, в основе которого лежит авторитет руководителя как эксперта, наиболее квалифицированного и компетентного специалиста по про­филю деятельности фирмы или подразделения. Лидер­ство может быть основано на личных качествах руково­дителя, его способности быть эталоном, примером для подчиненных в моральном плане, носителем определен­ной харизмы, коренящейся также в психосоматических особенностях личности (внешняя привлекательность, эмо­циональная заразительность и т. д.). Формальное и не­формальное лидерство в фирме могут не совпадать, в прин­ципе, в этом н-ет ничего страшного, если правильно вы­строен баланс власти. Для дела может быть даже лучше, если в коллективе будут лидеры по отдельным направле­ниям деятельности и жизни организации.

Реализация лидерства (властного влияния) может быть основана на принуждении (прежде всего — силой закона и распределения полномочий), на убеждении (разъясне­нии — прежде всего) и на участии (сопричастности, лич­ном примере).

8. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Руководство как лидерство — многогранная деятель­ность. Однако в ней отчетливо прослеживаются две ос­новные направленности:

1) ориентация на конкретные задачи (побуждение, организация, инструктаж, обеспечение принятия «пра­вильных» решений, обеспечение наличия «нужных» со­трудников и их «правильной» загрузки, обеспечение про­чими ресурсами);

2) ориентация на сохранение и развитие коллектива, на конкретные лица, внимание, доверие, поощрение (обес­печение достижения сотрудниками их личных целей, их удовлетворенности трудом, самореализации, уверенно­сти, вовлечение их в обдумывание и решение проблем, личный пример, взаимоуважение и искренность в отно­шениях).

Руководитель обязан не только обеспечивать достиже­ние намеченных целей, проверять результаты работы, на и улучшать условия труда, способствовать реализации талантов и способностей сотрудников, дальнейшему рос­ту их квалификации. В случае неудачи он должен нести свою долю личной ответственности (у руководителя она есть всегда), не перекладывая ее полностью на подчинен­ных. Более того, его задачей является проявление спра­ведливости по отношению к сотрудникам в случае их просчетов и неудач, учет индивидуальных особенностей каждого работника, помочь каждому из них ощутить ре­зультаты его труда, оценку его вклада в общее дело.

Руководить означает не только приказывать, но и опе­кать, направлять, мотивировать и, хочет того руководи­тель или нет, — воспитывать. Опытный руководитель зна­ет, что каждая его минута, уделенная сотрудникам, — выгодное вложение времени.

Из сказанного -следует, что руководитель, будучи ли­дером своего коллектива, выполняет по отношению к пер­соналу целый комплекс функций социально-психологи­ческого характера. Прежде всего это^ административная функция координации индивидуальных действий по вы­полнению заданий.. С нею связана дисциплинарная функ­ция контроля, поощрения и наказания. Руководитель вы­полняет также стратегическую функцию выбора целей, перспектив, путей и методов работы. В качестве компе­тентного специалиста он выполняет экспертную функ-

432МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

цию. Само пребывание в должности заставляет его вы­полнять функцию представительскую: коллектива — в вы­шестоящих инстанциях и обществе, а также вышестоя­щих инстанций и социальной среды — в своем коллекти­ве. Сама природа руководства с неизбежностью вынуждает лидера выполнять воспитательную функцию, потому что все действия руководителя так или иначе сказываются на формировании и развитии личности его подчиненных.

Более того, руководитель зачастую выполняет психо­терапевтическую (если не психоаналитическую) функцию, разрешая конфликты подчиненных, помогая им выхо­дить из стрессовых ситуаций. Недаром подчиненными в руководителе так высоко ценятся чувство юмора, способ­ность разрядить тяжелую ситуацию улыбкой, шуткой. Ведь если человек способен рассмеяться, значит он пони­мает неопасность происходящего, значит его горизонт видения и понимания ситуации позволяет видеть ее шире и полнее.

ВИДЫ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА

Под воздействием многих факторов на каждой фирме складывается определенный стиль руководства — свой специфический способ, манера отношений руководства и подчиненных. Стиль руководства, выступающий инте­гральной характеристикой персонал-ориентированного ме­неджмента, может складываться стихийно и может со­знательно выбираться и выстраиваться. Стили руковод­ства во многом индивидуальны и неповторимы. Однако, обобщая, можно говорить об их основных видах.

Согласно наиболее общей типологии стилей руковод­ства (Макгрегор) различаются два стиля руководства: стиль «X» и стиль «Y». Особенности каждого из них определя­ются исходной установкой в отношениях руководителя к подчиненным. Если он видит в них безответственных без­дельников, стремящихся при первой же возможности от­лынивать от работы, то он является представителем сти­ля «X». Такой руководитель будет акцентировать внима­ние на контроле за процессом деятельности подчиненных, на беспрекословном исполнении принимаемых им едино­лично решений, на жестком стимулировании персонала. Если же руководитель видит в подчиненных партнёров, стремящихся к профессиональной, деловой и личностной

8. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

15-2111

самореализации, он будет представителем стиля «Y», ви­деть свою задачу он будет, прежде всего, в поиске и фор­мировании общности интересов персонала, в создании оп­тимальных условий формирования и развития позитив­ной мотивации к совместной деятельности, развития инициативы. Такое различение стилей руководства, не­смотря на очень высокую степень обобщения, раскрывает важное и принципиальное обстоятельство — роль нрав­ственной позиции менеджера, которая всегда решающим образом сказывается на технологии руководства и менедж­мента в целом.

Более тонкое различение видов стилей руководства содержится в широко известной типологии, согласно ко­торой стили руководства делятся на авторитарный, де­мократический и либеральный (попустительский). Для авторитарного стиля характерны единолично принимае­мые решения и жесткий контроль. Для демократическо-

Таблица различий стилей

Та блица 17

Показа­тели

руководства

Деспоти­ческий

Отноше­ние к работни­кам

Основа авторите­та и вла­сти

Как к деталям механиз­ма («вин­тикам»)

Бюрокра­тический

Иерархия Аппарат

Как к безлич­ным должно­стям

Патриар­хальный

Коопера­тивный

Реализа­ция ре-

Источни­ки ин­форма­ции

По при­казу

Пись­менное указание

Как к

«детям неразум­ным»

«Отец "в семье»

Как к партне­рам и сотруд­никам

Попусти­тельский

Компе­тентность

Как к незави­симым индиви­дам

Само­стоятель­ность

Первое лицо

Ко

нтроль

Мотива­ции

Тоталь­ный

Страх

По линии

фор­мального подчине­ния

Разъяс­нение О'настав-ление»)

Доклад­ные за­писки и проверки

Продви­жение

«Добро­жела­тельно

сверх}?»

Согласие

Отовсюду

Эмоцио­нальное отноше­ние

-ависи-мость

Баланс сил

Случай­ные

Руково­дителем

по ре­зультату

Ответст­венность

Само­стоятель­но

Свобода

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

го — коллегиально вырабатываемые решения, контроль преимущественно за результатами работы. Для либерально-попустительского — «отпущенные вожжи» со стороны руководства, фактически пускающего дело на самотек. При всей привлекательности этой традиционной триады стилей, она также является различением, не учитываю­щим возможного спектра стилей в полной мере.

Более привлекательным в этом плане является уточ­нение различения стилей руководства до пяти основных видов: деспотический, бюрократический, патриархальный, кооперативный и попустительский. Уточнения в этом раз­личении относятся, прежде всего, к традиционно понимае­мому авторитарному стилю, в котором справедливо выде­ляются качественно отличные друг от друга стили — деспо­тический, бюрократический и патриархальный. Другое уточнение так же существенно.

В традиционной триаде демократический стиль про­тивопоставлялся либеральному, а последний трактовался как попустительский, что не только концептуально не­верно, но и на практике способно привести к совершен­ной путанице. В целях большей точности и наглядности различия между пятью стилями можно свести в таблицу (табл. 17).

Данное различение интересно и важно тем, что выде­ленные стили не проста рядоположенные в некотором пе­речислении. В зависимости от степени внимания на произ­водстве и на человеческом факторе они образуют систему, которую можно проиллюстрировать графически (рис. 42). Как видно из приведенного графика, стили руководства задают как бы пространство выбора, в котором происходит формирование определенного конкретного стиля. юо%+

В чистом виде стили руко­водства практически не встре­чаются. В реальной жизни и практике менеджмента,, дей­ствительно, имеет место про­странство или шкала стилей с акцентом на тех или иных аспектах руководства.

От чего же зависит фор­мирование стиля?

Г Патрк .. Демократи-
архальный   ческий
V .'.'■■ ^
       
 
  Деспоти­ческий  
     
С г. Попусти-   Бюрократи-
тельский   ческим

Внимание к производству

Рис. 42 Система стилей

100%

Ч УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

1С*

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА

Формирование и развитие конкретного стиля руко­водства обусловлено рядом факторов, перечислить кото­рые полностью не представляется возможным. Можно указать лишь главные.

Во-первых, это содержание и технология деятельно­сти. Сам характер деятельности часто задает и особенно­сти контроля, и выдачи заданий, даже стиль общения.

Например, давно отмечено, что для художественных руководителей (главных режиссеров, главных балетмей­стеров, хормейстеров, дирижеров и т. д.) характерен ав­торитарный и даже деспотический стиль руководства. Это, в некотором смысле, — условие их профессиона­лизма, является следствием самой их деятельности. Глав­ный замысел пьесы, кинофильма, музыкального произве­дения принадлежит только им. Зачастую он формируется в процессе репетиций и подготовки. Актеры, музыканты для них — средства воплощения этого замысла. Если главный режиссер начинает советоваться с актерами, то это означает, что ему самому не ясно, что надо делать. Во-вторых, это характер конкретных задач. Грубо говоря, при пожаре некогда проводить совещания и принимать коллегиальные решения — необходимо отдавать четкие приказы и жестко контролировать ситуацию. Стиль руко­водства зависит и от конкретной ситуации и положения, в котором находится фирма иле подразделение: в стадии становления может быть один стиль, в нормальной ситуа ции — другой, в ситуации восстановления коллектива после развала — третий. Кроме того, очень многое зави­сит от степени зрелости коллектива. Если в опытный кол­лектив пришел молодой начинающий руководитель, то последний поневоле, по крайней мере — на первых па­рах, будет вынужден попустительствовать. И наоборот, если опытному руководителю приходится иметь дело с неопытными, незрелыми работниками, то, каким бы он демократом ни был, все равно какое-то время он вынуж­ден будет «школить», натаскивать подчиненных, что не­возможно без некоторой степени администрирования и патриархальности. Более того, стиль руководства прояв­ляет зависимость от индивидуального характера и опы­та отдельных исполнителей. Не секрет, что с разными

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

подчиненными один и тот же руководитель ведет себя по-разному. Более того, встречаются люди,' желающие, чтобы ими руководили авторитарно и даже деспотиче­ски: во-первых, чтобы постоянно знать, что надо делать, не особенно задумываясь на эту тему самому. А значит, и во-вторых, чтобы не нести личной ответственности («я только исполнял приказ!»). Кроме того, в-третьих, чтобы оказаться сопричастным успеху, достигнуть кото­рого самостоятельно они не способны («маленький сол­дат императора»).

И наконец, стиль в существеннейшей мере зависит от личности руководителя. Так, волевой тон зачастую явля­ется прикрытием личной несостоятельности, неуверенно­сти, профессиональной беспомощности и элементарного невежества. Особенности личности руководителя — фак­тор наиболее очевидный, о котором уже говорилось выше и о котором еще будет говориться.

Таким образом, стиль руководства — это не что-то неизменное, раз и навсегда данное. Более того, можно и необходимо говорить о динамике развития стилей, воз­можностях, путях и закономерностях перехода их друг в друга. В связи с этим представляется чрезвычайно на­глядной и поучительной графическая модель, предложен­ная П. Херси (рис. 43).

Максимум

эмоционального,

минимум рационального

Ориентация

на человеческие

отношения

Минимум

эмоционального

максимум рационального

Область

преимущественной

регламентации

Зрелость исполнителей

Мотивация

Рис. 43 Графическая модель Херси

и социально-психологическое - student2.ru

Ориентация на задачу и зрелость исполнителей ------------(-----------------

Регламентация яэзнания

Регламентация поведения

Высокая

Умеренная

Низкая

Хотят и понимают

Не хотят, но понимают

ют

Хотят, но не понимают

Не хотят и не понимают

8. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

В модели соотносятся две группы факторов стиля ру­ководства: ориентация на человеческие отношения (эмо­циональные или рациональные по преимуществу) и на производственные задачи. Причем вторая группа факто­ров совпадает с характеристиками зрелости исполните­лей (понимают или не понимают они задачу, хотят или не хотят ее решать). В соответствии с выраженностью этих факторов все «поле» (пространство) стилей делится на основные четыре зоны (квадрата), каждый из которых П. Херси связывает с доминированием четырех ценно­стей: власти, добра, красоты и истины.

В случае незрелого коллектива (не хотят и не понима­ют задачу) руководитель с неизбежностью будет авгорита-ром-деспотом, ориентируясь на рационально выстроенные властные отношения. В том случае, когда подчиненные готовы взяться за решение задачи, но не понимают как, руководитель, поддерживая эмоционально более теплые отношения с ними, больше внимания будет уделять разъяс­нительной работе. В случае «понимают, но не хотят» зада­чей руководителя будет при сохранении высокой степени эмоциональности отношений («гнева и милости») повы­шать мотивацию, сопричастность подчиненных, вовлекая их в принятие решений и контроль. В ситуации наиболее зрелого коллектива («хотят и понимают») отношения но­сят наиболее рациональный и спокойный характер.

Замечательной особенностью модели является то, что «кривая Херси» показывает характер динамики («траек­торию») развития стилей руководства и механизм перехо­да от одного стиля к другому. Так, по мере созревания коллектива, руководитель может, ослабив регламентацию, поднять «градус» эмоциональности своих отношений с подчиненными, и постепенно, шаг sa шагом, продвигать­ся по «кривой Херси» справа налево. И наоборот, при необходимости, например, нововведения в слишком «ос­тывшем-», «закостеневшем» в рутине коллективе, руко­водитель, взяв на себя у подчиненных часть их полномо­чий, должен дополнить это большей личной эмоциональ­ностью. И опять же, шаг за шагом, сдвигаться в своем стиле слева направо по «кривой Херси».

Сказанное лишний раз подчеркивает пластичный и динамичный характер стиля руководства и возможность контролировать и направлять эту динамику.

Наши рекомендации