Виды транспортных договоров

Понятие транспортной деятельности. Виды транспортных обязательств. Транспортные обязательства и договор перевозки.

1. Организация транспортного процесса не может быть сведена к одному только договору перевозки. Транспортная деятельность - многогранное явление, в котором огромную организующую роль играют разнообразные договоры.

Международный правовой акт

Транспортная деятельность - деятельность, связанная с выполнением организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (морским, речным) и другими видами транспорта или сочетанием этих видов транспорта, в том числе транспортно-экспедиционная деятельность и другие, связанные с перевозкой транспортные работы и/или услуги, выполняемые на договорной основе или иных законных основаниях. (Модельный закон СНГ "О транспортной деятельности", принятый Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ постановлением 29-8 от 31.10.2007)

2. Непосредственно в ГК РФ выделяются следующие обязательственные договорные отношения:

- договор перевозки груза (ст. 785);

- договор перевозки пассажира (ст. 786);

- соглашение транспортных организаций о прямом смешанном сообщении (ст. 788);

- обязательства перевозчика по подаче транспортных средств, обязательства по погрузке (выгрузке) груза (ст. 791);

- договор об организации перевозок (ст. 798);

- договоры между транспортными организациями: узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) груза и др. (ст. 799);

- договор транспортной экспедиции (ст. 801-806).

В транспортных уставах и кодексах можно обнаружить и другие договорные обязательства, связанные с перевозкой (например, договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры на железнодорожном транспорте - ст. 50 Устава железнодорожного транспорта).

Самостоятельные виды транспортных договоров: договор о буксировке, применяемый на водном транспорте (гл. XII Кодекса торгового мореплавания), договор на выполнение авиационных работ (гл. XVI Воздушного кодекса) и др.

Что касается договора фрахтования (чартера), помещенного в гл. 40 ГК в числе транспортных договоров (ст. 787 ГК), то такой договор, которому в кодексах морского и воздушного транспорта уделяется большое внимание, все же разновидность договора аренды транспортных средств.

3. Возникает вопрос: можно ли выявить какое-либо ядро, вокруг которого группируются все разнообразные виды договоров на оказание транспортных услуг, существует ли некая иерархия этих договоров? Казалось бы, в конечном счете все транспортные договоры призваны обслуживать собственно договор перевозки конкретного груза или пассажира. Однако в настоящее время такая традиционная точка зрения не может быть признана единственно верной.

Авторитетное мнение

Учение о системе транспортных договоров, где центральное, господствующее место занимают договоры перевозки пассажира или конкретной партии грузов, а все остальные договорные обязательства по отношению к этим договорам играют вспомогательную, подчиненную роль, основано лишь на обыденных представлениях о смысле деятельности транспорта (доставка пассажиров и грузов) и не имеет ничего общего с юридическим соотношением различных договоров, применяемых в сфере транспортной деятельности, в том числе опосредующих перевозки пассажиров и грузов

(В.В. Витрянский)

В следующих главах будут рассмотрены основные транспортные договоры: договор об организации перевозок груза, договор на подачу транспортных средств (глава 57); договор перевозки (глава 58); договор транспортной экспедиции (глава 59).

Литература

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003 (и последующие издания).

Белых В.С. Транспортное законодательство России и зарубежных стран, ЕС, ШОС, ЕврАзЭС (сравнительно-правовой анализ): учеб.-практ. пособие / отв. ред. В.А. Бублик. М.: Проспект, 2009.

Рекомендации Научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа N 1/2008 "О рассмотрении споров, связанных с применением законодательства о снабжении энергией и энергоресурсами, и споров, связанных с применением законодательства о перевозке" (по итогам заседания, состоявшегося 13-14 мая 2008 г. в г. Челябинске).

Мурзин Д.В. Проблемы применения законодательства о перевозке в судебно-арбитражной практике (комментарий к разделу II Рекомендаций Научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа, разработанных по итогам заседания 13-14 мая 2008 г.) // Вестник ФАС Уральского округа. 2008. N 3.

Наши рекомендации