Социально-экономическая сущность и функции бюджета, его черты
Состав и структура доходов бюджета, налоговая система
Состав и структура расходов бюджета
Социально-экономическая сущность и функции бюджета, его черты
Бюджетные отношения опосредуют разные направления распределительного процесса и охватывают все уровни хозяйствования. они носят объективный характер, в процессе функционирования бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде страны
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджета страны составляет понятие государственного бюджета
По экономической сущности государственный бюджет это денежных отношения возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения гос. бюджета в связи с образованием и использованием бюджетного фонда который предназначен на финансирование экономики, социально культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления
Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Это единство таких финансовых категорий как налог, государственный кредит и государственные расходы в их действии
Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация средств и их расходование. централизация средств в бюджете имеет важное экономическое и политическое значение. т.к. мобилизуемые доходы служат главным орудием реализации намеченных государством мероприятий. это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономики и соц. развития и осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны
Признаки
1) Государственный бюджет является особой формой (экономической) пере распределительных отношений, обусловленной обособлением части национального дохода в руках государства для удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его территориальных образований
2) С его помощью происходит перераспределение национального дохода между видами экономической деятельности, субъектами страны и сферами общественной деятельности
3) Пропорции бюджетного перераспределения в большей степени определяются потребностями общественного расширенного воспроизводства в соответствии с целями и задачами, стоящими перед обществом на определенном этапе его развития
4) Область государственного бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов что обусловлено ключевым положением государственного бюджета по отношению к другим финансовым звеньям
Государственный бюджет утверждается законодательным органом страны и имеет силу закона
Государственный бюджет с точки зрения экономической категории по мнению ряда ученых выполняет 2 функции
1. распределительная (парораспределительная)
2. контрольная
В результате выполнения первой функции происходит концентрации денежных средств в руках государства с целью удовлетворения общегосударственных потребностей
А с помощью второй становится возможным определить на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств и на сколько это эффективно
Как основной финансовый план государства государственный бюджет утверждается законодательным органом власти и экономико-законодательной точки зрения выполняет следующие функции
1) Перераспределение НД и ВВП (через бюджет перераспределяется до 40 % доходов и как правило учитывается наиболее рациональное размещение производственных сил, возможности подъема экономики когда бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций и более эффективному использованию государственных средств
2) Государственное регулирование и стимулирование экономики. В процессе государственного планирования устанавливается наиболее целесообразное взаимоотношение централизованных децентрализованных фондов, определяются размеры государственных ресурсов концентрируемых в финансовых планах предприятий, степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы и прежде всего федерального бюджета. Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций и повышения эффективности производства
3) Финансовое обеспечение социальной политики. Важное значение имеет социальная направленность средств, здесь основными приоритетами является поддержка наименее защищенных слоев населения, а так же функционирование учреждений здравоохранения, образования, культуры, решение жилищных проблем.
4) Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. В процессе бюджетного планирования и использования бюджетных средств осуществляется контроль за финансово хозяйственным состоянием в экономике и в условия рынка значение бюджетного контроля по мобилизации и использованию ресурсов усиливается
Функции государственного бюджета проявляются в процессе человеческой деятельности и осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который предполагает конкретную нацеленность на решение экономических и социальных задач
Бюджет имеет следующие состояния
1) дефицит (расходы превышают доходы)
2) профицит
3) нулевой дефицит (доходы=расходы)
4) первоначальный профицит бюджета (превышение доходов над расходами, но без учета расходов по обслуживанию государственного долга)
Бюджет должен обладать реальностью, то есть отражать реальные потребности общества и возможности их удовлетворения