Оценка и калькуляция как элементы метода бухгалтерского учета

Имущество, обязательства и хозяйственные операции для отражения в бухгалтерском учёте и отчётности подлежат обязательной оценке.Оценка включает стоимостное определение состава средств, расчёт себестоимости единицы работ, обобщение данных о затратах в течение установленного периода времени.

Оценка осуществляется в денежном выражении путём суммирования фактически произведенных расходов.

В бухгалтерском учете оценка имущества осуществляется согласно правилам, определенным в соответствующих положениях по бухгалтерскому учету: “Учет основных средств” (ПБУ 6/01),“Учет нематериальных активов”, (ПБУ 14/00),“Учет материально-производственных запасов” (ПБУ 5/01).

Оценка имущества, приобретенного за плату,осуществляется путем суммирования всех фактических расходов, связанныхс его приобретением (стоимость самого имущества по договору с поставщиком, стоимость доставки, монтажа, и прочие аналогичные расходы); оценка имущества, внесенного в счет вклада в уставный капитал организацииосуществляется на основании оценочного акта, согласованного учредителями (собственниками) организации; оценка имущества, произведенного самой организацией осуществляется путем суммирования всех фактических затрат, связанным с изготовлением (сооружением) этого имущества.

Под стоимостью изготовления (сооружения) признаются фактически произведенные затраты: материалы, топливо, энергия, трудовые ресурсы, амортизация основных средств, принимающих участие в изготовлении имущества, стоимость участия сторонних организаций и другие аналогичные расходы.

Оценка имущества, полученного организацией безвозмездно, осуществляется по текущей рыночной стоимости, на дату принятия имущества к учету в качестве внеоборотных активов. Текущая рыночная стоимость должна быть документально подтверждена.

Калькуляция – определение затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы или групп единиц изделий или на отдельные виды производств.

Калькулирование – исчисление себестоимости единицы продукции или выполненных работ.

Калькуляция служит основой для подсчета и определения себестоимости единицы работ, а также для определения средних издержек производства.

С помощью калькуляции можно исчислить плановую, прогнозную, нормативную или фактическую себестоимость работ.

Плановые калькуляции составляются на планируемый период на основе прогрессивных норм затрат труда и средств производства. Разновидность плановой калькуляции – сметная калькуляция. Она составляется на разовое изделие или работу для определения цены при расчетах с заказчиком. То есть плановая калькуляция может служить основой для определения договорных цен.

Нормативная калькуляция – в их основе лежат текущие, действующие нормы (текущиенормы затрат соответствуют производственным возможностям предприятия на данном этапе работ). Нормативные калькуляции применяются при нормативном методе учета затрат.

Бухгалтерские СЧЕТА

Непрерывное текущее наблюдение и контроль за хозяйственными операциями и за измене­ниями в составе имущества и источников его формирования осуществляются с помощью системы счетов бухгалтерского учета.

Система счетов – это способ экономической группировки и текущего контроля за хозяйственными средствами и источниками их образования.

Счета открываются на каждый экономически однородный вид иму­щества, источники его формирования и хозяйственные операции в со­ответствии с классификацией объектов учета (счета «Касса», «Расчет­ные счета», «Основные средства», «Уставный капитал» и др.). Счет имеет форму двусторонней таблицы с графами «Дебет» и «Кредит».

Счет

Дебет Кредит

   

В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пас­сив различают активные и пассивные счета бухгалтерского учета.

Активныминазываются счета, предназначенные для учета имуще­ства организации (счета «Касса», «Расчетные счета», «Основные сред­ства» и др.).

Пассивные — это счета для учета обязательств организа­ции (источников формирования имущества организации) (счета «Уставный капитал», «Добавочный капитал» и др.).

Запись на счетах начинают с указания начального остатка (началь­ного сальдо) имущества или источников его формирования. При этом в активных счетах начальный остаток отражается по дебету счета, а в пассивных — по кредиту.

Затем на счетах отражают все операции, вызывающие изменения начальных остатков. Суммы, увеличивающие начальный остаток, за­писывают на стороне остатка, а суммы, уменьшающие начальный ос­таток, — на противоположной стороне. Следовательно, в активных счетах увеличение будет отражаться по дебету счета, а уменьшение — по кредиту; в пассивных, наоборот, увеличение — по кредиту счета, уменьшение — по дебету. Если сложить суммы всех операций, запи­санных на сторонах счета, то получаются обороты счета. Итоговая сумма, записанная по дебету счета, называется дебетовым оборотом, а по кредиту счета - кредитовым. При подсчете оборотов начальный остаток во внимание не принимается.

Конечный остаток (конечное сальдо) по счету определяют, прибав­ляя к начальному остатку оборот той же стороны счета и вычитая из полученного итога оборот противоположной стороны. Конечный ос­таток записывают на той стороне, где начальный остаток. Следова­тельно, для установления конечного сальдо в активных счетах к на­чальному сальдо прибавляют оборот по дебету и вычитают оборот по кредиту. Новый остаток записывают по дебету счета; возможно, что его не будет.

В пассивных счетах для определения конечного сальдо к начально­му остатку прибавляют оборот по кредиту и вычитают оборот по дебе­ту. Новый остаток отражают по кредиту счета; возможно, что его не будет. Если первоначального остатка не было, то сальдо на конец от­четного периода находят вычитанием из большего оборота меньшего. Записывают его на той стороне счета, на которой была отражена сум­ма большего оборота. Схема строения активных и пассивных счетов приведена далее.

Наши рекомендации