Понятие, цели, функции и основные направления банковского менеджмента
Банковский менеджмент — это вид профессиональной деятельности, направленный в условиях рынка на достижение определенных конкретных целей посредством рационального использования банковских и трудовых ресурсов с применением особых принципов, функций и методов.
Несмотря на многочисленность задач, решаемых банковским менеджментом, его следует рассматривать как единое целое. При этом выделяются два взаимосвязанных, но различных по характеру уровня управления: первый — управление текущими операциями банка, второй — планирование перспективной работы банка и подготовка к реализации целей банковской деятельности.
Процесс банковской деятельности должен начинаться непосредственно с постановки банком задач на будущее, а также определения мер по их реализации, т. е. со стратегического планирования. Этот этап является самым ответственным, поскольку любые ошибки, допущенные в процессе планирования, неизбежно приведут в дальнейшем к негативным последствиям в работе банка.
Одним из важнейших направлений банковского менеджмента выступает построение организационной структуры банка. Процесс построения организационной структуры коммерческого банка включает в себя три основных этапа. Первоначальный этап, закладывающий основы деятельности банка на перспективу, состоит в определении необходимых для данного банка структурных блоков, Следующим этапом является организация работы всех подразделений банка. Третий этап процесса построения организационной структуры представляет собой организацию взаимосвязей между структурными единицами банка. Все банковские звенья в своей повседневной деятельности являются зависимыми друг от друга и находятся в непрерывных контактах, поэтому так важен процесс установления взаимосвязей. Как показывает банковская практика, взаимодействие может происходить во время осуществления нескольких процессов, основными из которых являются: принятие решения, осуществление документооборота, обмен передачи информации.
49. Информационное обеспечение экономического анализа: система показателей, источники и информационные связи.
Источники и информация учетного характера - это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная информация.
По отношению к объекту исследования информация бывает внутренней (данные статистического, бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные и т. д.) и внешней (данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяйственно-правовые документы и т. д.).
К организации информационного обеспечения анализа предъявляется ряд требований: аналитичность информации, ее объективность, единство, оперативность, рациональность и др.
Источниками информации для анализ финансово-хозяйственной деятельности являются данные оперативного и бухгалтерского учета.
Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности работы организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования и прогнозирования.
Состав и содержание бухгалтерской отчетности в настоящее время регулируются следующими нормативными документами:
Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации,
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций
При анализе бухгалтерского баланса необходимо в первую очередь установить, какие изменения произошли в его активе и пассиве за анализируемый период, и дать оценку этим изменениям.
Основные понятия и категории бизнес-статистики
Потребителями статистической информации являются органы государственного управления, научные организации, информационные агентства, аналитические службы компаний и банков, физические лица. В настоящее время статистика - это самостоятельная наука, включающая разветвленную систему научных дисциплин, изучающих количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной в конкретных условиях места и времени с целью выявления социально-экономических типов явлений, изучения структуры совокупности, анализа взаимосвязей и взаимозависимостей между явлениями и признаками, их характеризующими. Теория статистики (общая теория статистики) – это отрасль статистической науки, рассматривающая ее общие понятия, категории, принципы и методы сбора, обработки и анализа данных. К отраслевым статистикам относятся: статистика промышленности; статистика сельского хозяйства; статистика . Социальная статистика изучает социальную структуру населения, его уровень жизни и, в частности, доходы, а также уровень образования и культуры, состояния здоровья и медицинского обслуживания и другие социальные аспекты жизнедеятельности общества. Для того, чтобы получить общее представление о статистической методологии, необходимо рассмотреть сам процесс статистического исследования, который включает четыре основных этапа: 1. Этап формирования информационной базы статистического исследования. 2. Этап предварительной обработки данных, который включает в себя подсчет групповых и общих итогов, расчет некоторых относительных показателей. 3. Этап расчета и интерпретации обобщающих статистических показателей.4. Этап моделирование взаимосвязей и динамики социально-экономических процессов и явлений.