Баланс денежных доходов и расходов предприятия

Баланс денежных доходов и расходов

Один из важнейших финансовых балансов. Он отражает в активной стороне общую величину доходов организации в течение какого-либо периода, а в расходной стороне — направления использования в течение этого периода денежных доходов организации или какой-либо административной части территории, района, города, государства.

Для составления баланса денежных доходов и расходов необходимо детально изучить перечень нормативных источников покрытия активов предприятия.

Первый этап расчета предполагает составление у крупненного баланса-нетто путем уплотнения статей бухгалтерского баланса.

Вторым этапом расчета является составление матричной модели. Принцип формирования матричного баланса заключается в последовательном покрытии каждого вида актива (по мере их расположения в матрице) его нормативными источниками. В случае недостаточности нормативных источников соответствующий актив покрывается оставшимися статьями пассива в порядке их расположения в матричном балансе. Каждая строка матрицы содержит два значения — на начало и конец анализируемого периода.

После формирования матричного баланса составляется разностный баланс путем простого вычитания из значения строки матрицы на конец года соответствующего значения строки на начало года.

Завершающим этапом расчета является составление баланса денежных доходов и расходов. Изменения статей активов и пассивов, выявленные при составлении разностного баланса, заносятся в соответствующие графы баланса денежных доходов и расходов.

Оценка правильности составления баланса денежных доходов и расходов производится на основании проверки выполнения следующего равенства: Денежные средства на начало периода + Денежные поступления — Денежные расходы = Денежные средства на конец периода.

Планирование финансовых отношений внутри предприятия. Финансовый раздел бизнес-плана

Финансовые отношения предприятий состоят из четырех групп. Это отношения:

— с другими предприятиями и организациями;

— внутри предприятия;

— внутри объединений, которые включают отношения с вышестоящей организацией, финансово-промышленных групп, а также холдингов;

— с финансово-кредитной системой — бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами.

Финансовые отношения внутри предприятия включают отношения между филиалами, цехами, отделами, бригадами и т. д., а также отношения с рабочими и служащими. Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др.

Роль их состоит в установлении определенных стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств.

Отношения с рабочими и служащими — это выплаты заработной платы, премий, пособий, дивидендов по акциям, материальной помощи, а также взыскание денег за причиненный ущерб, удержание налогов. При этом темп прироста заработной платы должен быть ниже, чем темп роста производительности труда и объемов продаж. Одной из причин последнего мирового финансового кризиса является отсутствие контроля над указанной зависимостью.

Любой инвестиционный проект начинается с бизнес-плана, который подробно описывает технологическую и организационную сторону проведения проекта, механизм генерирования доходов, рассматривает систему внутренних и внешних факторов, влияющих на прибыльность проекта. В нем также дается заключение об эффективности вложений при различных уровнях требуемой инвестором доходности.

Бизнес-план проекта необходим как инвесторам, рассматривающим возможность вложения своих средств в проект, так и непосредственным исполнителям проекта на операционном уровне. Инвесторы должны увидеть в бизнес-плане механизм получения доходов, понимание и доверие к которому являются для них гарантиями возврата вложенных средств, а менеджеры будут руководствоваться бизнес-планом при осуществлении проекта.

Финансовая стратегия предприятия, ее цели и задачи, пути их реализации в финансовом планировании

При формировании финансовой стратегии следует учесть факторы риска.

Основой перспективного планирования является прогнозирование, которое определяет стратегию компании на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу, предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся спрогнозированных тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия.

Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Методы и способы прогнозирования должны быть достаточно динамичными для того, чтобы своевременно учесть эти изменения. Начало прогнозирования — признание факта стабильности изменений основных показателей деятельности от одного отчетного периода к другому. Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов: прогноза отчета о прибылях и убытках; прогноза движения денежных средств; прогноза бухгалтерского баланса.

Прогноз будущих прибылей и убытков основывается, в первую очередь, на прогнозном параметре объёма продаж. Этот показатель говорит о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией.

Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах, помогают определить влияние цены, объёма производства и продаж, а также инфляции на основные финансовые показатели. Объем будущих продаж можно рассчитать, используя несколько методов.

Эвристический метод основан на усреднении сведений, полученных при интервъюировании различных участков рынка: работников торговли, специалистов маркетинговых служб, покупателей. Положительной чертой этого метода является то, что он представляет достаточно точную информацию о нуждах потребителя. Однако он не учитывает высокую вероятность изменения рыночной конъюктуры.

Метод анализа временных рядов используется для учёта временных колебаний объёма продаж продукции, работ и услуг. Включает в себя метод экстраполяции, анализ сезонности, анализ цикличности.

Метод экстраполяции заключается в распространении выводов, полученных в результате наблюдений за объёмом продаж в течении выбранного периода времени, на будущее.

Большое влияние на объёмы продаж оказывает фактор сезонности.

Метод анализа цикличности позволяет выявить изменения в объёме продаж, связанные с временем потребления продукции. Поэтому этот метод широко используется в отраслях с ярко выраженной цикличностью.

Метод эконометрических моделей. С помощью этих моделей определяется корреляция размера продаж от изменений внешней среды предприятия, в том числе и макроэкономических переменных (темпы роста ВВП, темпа инфляции и т. д.), а также от отраслевых показателей (состояния отрасли, уровня конкуренции в ней, ёмкости отраслевого рынка).

Результаты, получаемые с помощью этих методов, позволяют учесть факторы внешней и внутренней среды в их динамике.

Сущность и роль бюджетирования. Связь бюджетирования с финансовым планированием. Основные виды бюджетов

Бюджет — план деятельности предприятия в числовом выражении на определенный период времени, как правило, до одного года.

Главные цели бюджетирования:

1. Планирование и контроль.

Бюджет является воплощением долгосрочного плана в текущем периоде. Контроль за результатами деятельности предприятия осуществляется путем сопоставления бюджетируемых и фактических результатов деятельности и последующим детальным анализом причин отклонений. Распределение ответственности — делегирование ответственности за понесенные издержки, полученные доходы и прибыль.

2. Оптимизация. Бюджет обеспечивает наилучшее использование ограниченных ресурсов.

3. Мотивация персонала. Бюджет предоставляет сотрудникам информацию о намеченных целях в количественном выражении и обеспечивает возможность оценить эффективность их работы.

Процесс бюджетирования.

1. Определение главного фактора бюджетирования, т. е. фактора, который ограничивает деятельность предприятия в краткосрочном периоде. Обычно таким фактором является предельный объем продаж, определяемый текущим рыночным спросом. Таким фактором могут быть также производственные мощности предприятия, наличие квалифицированных трудовых ресурсов или редких материалов и др. Весь дальнейший процесс бюджетирования будет строиться с учетом выбранного главного фактора.

2. Разработка ключевого бюджета, т. е. бюджета по выбранному главному фактору. Чаще всего это бюджет продаж. Его построение включает детальное планирование физического объема продаж, цен и выручки по всем видам продукции.

3. Разработка функциональных, или операционных бюджетов, т. е. бюджетов, направленных на обеспечение выполнения ключевого бюджета. В первую очередь это бюджет производства. Его построение осуществляется исходя из объема продаж, наличия запасов на начало периода и минимального уровня запасов готовой продукции, который предприятие поддерживает в соответствии со своей внутренней политикой. Итак, для каждого вида продукции и для каждого периода (месяца, квартала):

планируемый объем производства = планируемый объем продаж + требуемые запасы на конец периода — запасы на начало периода.

Бюджет производства строится только в количественном выражении (без стоимостного). На основе бюджета производства разрабатываются: бюджет трудовых затрат в количественном и стоимостном выражении, бюджет расходования материалов — в количественном выражении.

Далее строится бюджет закупки материалов с учетом данных бюджета расходования материалов, объема запасов материалов на начало периода и требуемого для поддержания уровня запасов материалов. После этого составляются бюджеты накладных расходов. Переменные накладные расходы планируются следующим образом: производственные — на основе данных об объеме производства, коммерческие — на основе данных об объеме продаж.

Отдельно осуществляется бюджетирование постоянных накладных расходов. Следующим шагом является определение ожидаемого притока денежных средств, с учетом планируемого объема продаж и схемы расчетов с покупателями и ожидаемого оттока денежных средств, с учетом плана приобретения производственных ресурсов и схемы расчетов с поставщиками. В результате выясняется, существует ли вероятность дефицита денежных средств для обеспечения текущей деятельности, и определяется потребность предприятия в краткосрочном финансировании.

4. Построение генерального бюджета, который включает планирование: отчета о прибылях и убытках; баланса; отчета о движении денежных средств.

Для построения планируемого отчета о прибылях и убытках используются бюджеты продаж, производства, отдельных видов затрат.

Бюджетирование позволяет получить конкурентные преимущества через создание эффективной системы управления ресурсами и благодаря использованию возможности «подстелить соломку», предугадывая возможные проблемы и соответствующим образом планируя будущие действия.

Очень важным является и то, что создание системы бюджетирования требует интеграции управленческих и информационных технологий, что приводит к повышению эффективности управления.

Какие же преимущества получит компания от системы бюджетирования? Ее внедрение позволит руководству планировать финансово-хозяйственную деятельность с расчетом на достижение определенного финансового результата, т. е. четко определить цели и установить поддающиеся измерению контрольные показатели деятельности. Кроме того, появится возможность направить деятельность всех подразделений на достижение целевого финансового результата, выделив сферы ответственности и распределив функции финансового управления между руководителями подразделений. Улучшатся информационный обмен и взаимодействие структурных подразделений между собой.

Бюджетирование поможет оптимизировать финансовые потоки, заранее определив критические периоды в деятельности компании и необходимость внешнего финансирования. С помощью бюджетирования можно обнаруживать «узкие» места в управлении и вовремя принимать необходимые управленческие решения.

Эта технология направлена на использование анализа отклонений «план — факт» для корректировки деятельности. Чтобы рассмотреть все возможные варианты развития событий, возможно проведение сценарного анализа «что будет, если?».

Во-первых, следует помнить, что бюджетирование является частью системы управленческого учета (СУУ). При составлении бюджетов для получения прогнозных данных используется управленческая информация. Данные для проведения анализа отклонений «план — факт» поступают из СУУ. Бюджетирование тесно связано с финансовой структурой компании, которая строится на основе принципов децентрализации управления, которые являются основой и для системы управленческого учета. Наконец, бюджетирование тесно связано с системой управления затратами, которая также является частью СУУ. Оно помогает установить лимиты затрат ресурсов и нормативы рентабельности по отдельным видам товаров и услуг, проектам, направлениям бизнеса и структурным подразделениям компании.

Во-вторых, для внедрения системы бюджетирования необходимо осуществить определенные предварительные действия, а именно провести бизнес-диагностику (своеобразную «инвентаризацию») компании. Многие компании хорошо научились проводить анализ различной информации, связанной с их бизнесом, составлять аналитическую отчетность, планировать. Достаточно большое количество компаний составляют (или по крайней мере пытаются это делать) основные финансовые бюджеты — бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов. Крупные предприятия, работавшие еще в советское время, обычно отличаются сильными планово-экономическими отделами, куда раньше стекалась вся информация о финансово-экономической деятельности и где была налажена система финансового планирования и отчетности. Наличие такой управленческой базы упрощает процесс постановки системы бюджетирования.

Наши рекомендации