II. Начало юридического лица

Юридическое лицо, как и физическое лицо, существует в гражданском обороте в известных пределах времени, имея свое начало и свой конец.

1. Начало юридического лица неодинаково а) для союзов (обществ) и б) для учреждений.

а. 1) Нехозяйственные союзы, т.е. не преследующие хозяйственных целей, получают права юридического лица с момента создания устава, в коем выражена воля иметь организацию юридического лица (система самозарождения, или самообразования). Система самозарождения, исполненная доверия к гражданскому обществу, весьма благоприятствует образованию нехозяйственных союзов, но ее признало только швейцарское уложение (ст. 60). Напротив, большинство культурных государств требуют еще для возникновения нехозяйственных союзов их регистрации (система регистрации). По временным правилам 4 марта 1906 г., права юридического лица получают только те общества «кои зарегистрированы в установленном порядке, на основании особого устава» (ст. 20 и цирк. М. В. Д. от 23 июля № 25). Для этого учредители представляют губернатору или градоначальнику заверенный ими проект устава общества в двух экземплярах с нотариальным засвидетельствованием законной правоспособности учредителей и подлинности их подписей и с заявлением о желании образовать общество (ст. 22). Причем, моментом возникновения общества как юридического лица будет внесение общества в реестр (ст. 23). Однако момент этот может, в исключительных случаях, наступать и раньше, именно, по истечении двух недель со времени получения губернатором или градоначальником ходатайства о регистрации, если учредителям не будет сообщено определение присутствия (губернского или городского по делам об обществах) об отказе в удовлетворении ходатайства, с точным указанием оснований этого отказа (ст. 17, ср. ст. 23). Таким образом, и не зарегистрированное общество может быть юридическим лицом в силу одной явки своего устава для регистрации (система явки). Система регистрации применяется только в отношении обществ и союзов, образуемых по правилам 4 марта 1906 г. Поэтому в случае уклонений от этих правил и вообще образования обществ и союзов на иных основаниях, проект устава должен быть представлен подлежащему министру и главноуправляющему отдельной частью для утверждения этого устава в установленном порядке (ст. 5). Система утверждения, или разрешения в отдельных случаях облегчается лишь тем, что утверждение проекта устава предоставляется губернатору и лишь в сомнительных случаях проект устава восходит на разрешение министра. Такой порядок имеет место в отношении трудовых артелей (ст. 21984-5). Напротив, в других случаях он осложняется тем, что разрешение дается советом министров, или даже проект устава, в тех статьях, кои заключают в себе особые преимущества или исключительные привилегии, направляется в законодательном порядке (ст. 2196) на обсуждение Государственной Думы (ст. 31 п. 6 Учр. Гос. Думы), причем требуется Высочайшее утверждение (ст. 2131 и ст. 2197 т. X ч. I и ст. 86 Осн. зак. изд. 1906 г.). Такой именно порядок имеет место в отношении компаний на акциях или товариществе по участкам (ст. 2139 и сл.). Следует, однако, подчеркнуть, что началом юридического лица при системе разрешения служит не момент утверждения, а постановление общего собрания о признании общества состоявшимся (ст. 219812).

б. Для возникновения учреждений необходимо разрешение (система разрешения). В данном случае усиление контроля государственной власти объясняется той громадной ролью, которую могут иметь учреждения как вечные лица, располагающие к тому же нередко большими капиталами. Вполне понятно поэтому, что учреждение должно иметь устав.

в. Возникает общий вопрос: нужны ли всегда для возникновения юридического лица наличность имущества и организации? Общее правило состоит в том, что как наличность организации необходима для возникновения союза (см. а), так необходима для возникновения учреждения наличность имущества. Из этого общего правила делается, однако, исключение в том отношении, что учреждение может быть признано юридическим лицом и при недостаточности имущества для его функционирования в гражданском обороте (спорно). Это исключение делается обыкновенно в отношении учреждений общественного характера (ср. ст. 981). Что касается необходимости организации для учреждения, то, по-видимому, учреждения возможны и без своей организации. К ним можно отнести фидуциарные учреждения, как связанные с каким-либо другим учреждением и не имеющие поэтому собственной организации (напр., стипендия); их можно иначе назвать несамостоятельными.

Наши рекомендации