Производительность труда на предприятии торговли, факторы ее определяющие. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях отрасли
Производительность труда – характеристика эффективности трудовой деятельности человека.
Показателем производительности труда в торговле считается величина товарооборота на одного среднесписочного работника в целом, а так же по отдельным группам (оперативным работникам, продавцам) в единицу времени.
Производительность труда определяется по формуле:
где - объем товарооборота,
Ч – численность работников предприятия.
Производительность труда оказывает влияние на товарооборот, то есть если растет производительность труда, то растет и товарооборот.
Производительность труда измеряется сопоставлением результатов труда в виде объема произведенной продукции с затратами труда. В зависимости от прямого или обратного отношения этих величин существует два показателя: выработка и трудоемкость.
Факторы роста производительности труда – это движущие силы или причины, под влиянием которых изменяется ее уровень и динамика. Факторы можно разделить на внешние и внутренние. К внешним относятся: состояние экономики страны в целом; научно-технический прогресс; новые технологии на рынке. Внутренние факторы, действующие на уровне организации, можно разграничить на три следующие группы: материально-технические, организационные, экономические.
На уровне предприятия (фирмы) можно выделить пять групп факторов роста производительности труда:1) Регионально –экономические (природно-климатические условия, их изменения; сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов) и экономико-географические факторы (освоенность района; наличие местных ресурсов; свободной рабочей силы; электроэнергии; воды; рельеф местности и т.п.).2) Факторы структурных сдвигов – сдвиги в изменении доли покупных изделий и полуфабрикатов, относительное сохранение численности работающих в связи с ростом объемов производства.3) Факторы ускорения научно-технического прогресса – внедрение новых поколений высокоэффективной техники; применение прогрессивных базовых технологий, использование автоматизированных систем в проектировании; применение ЭВМ; внедрение гибких переналаживаемых производств и т.д.4) Организационные факторы – совершенствование управления и организации производства, внедрение современных форм организации и стимулирования труда.5) Социальные факторы – сокращение объемов монотонного, вредного и тяжелого труда; факторы социального партнерства.
Под резервным ростом производительности труда на предприятии подразумеваются имеющиеся, но еще не использованные возможности ее повышения за счет факторов. Все резервы роста производительности труда дифференцируются по времени и месту их выявления и использования.По времени использования различают: текущие и перспективные резервы.По месту выявления и использования – отраслевые, межотраслевые и внутрипроизводственные.
6. Товарные запасы в торговле – их виды, функции, назначение. Анализ и нормирование товарных запасов. Пути ускорения оборачиваемости товаров
Товарные запасы – это совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения и предназначена для продажи.
Товарные запасы выполняют ряд функций:1.обеспечение расширенного производства и обращения; 2.удовлетворение платежеспособного спроса населения, так как он является формой товарного предложения.
Необходимость образования товарных запасов вызвана следующими причинами:
а) непрерывностью процессов обращения;
б) сезонность производства и потребления;
в) непредвиденными колебаниями спроса и предложения и т.д.
Классификация товарных запасов:
1. По назначению:
- запасы текущего хранения ( постоянно расходуются и регулярно возобновляются, это основная часть всех запасов торговли – молочная продукция);
- запасы сезонного хранения (непрерывно расходуются, а возобновляются только в определенные периоды времени - вощи, фрукты);
- запасы досрочного завоза (сезонностью транспортировки – районах, куда завоз товаров возможен лишь в определенные периоды года);
-резервные.
2. По местонахождению: запасы в розничной сети, запасы на оптовых предприятиях, запасы в пути, в промышленности и т.д.)
3. По отношению к плановому периоду: отчетные запасы; начальные или входные запасы; конечные или выходные запасы.
4. По товарному составу: продовольственные и непродовольственные.
5. По источникам образования: собственные и заемные.
Товарооборачиваемость – время товарного обращения в течении которого товарные запасы меняют форму потребительной стоимости (Т-Д).
Факторы, влияющие на товарооборачиваемость:
- соотношение между спросом и предложением;
- потребительские свойства товаров;
- сложность ассортимента товаров;
-организация и частота завоза товаров в магазины.
Оптимальный запас представляет собой такую его величину, которая обеспечила бы наличие товаров по объему и ассортименту, соответствующему спросу населения, росту объема продаж, их бесперебойную реализацию в заданном объеме, ассортименте и с минимальными затратами
Уровень товарных запасов определяется по формуле:
где З – сумма товарных запасов;
Т – число дней в периоде.
Оборачиваемость товаров в днях показывает среднее время, в течении которого товары находятся на предприятии и определяется по формуле:
Оборачиваемость товаров в числе оборотов определяется по формуле:
Норма запаса – это минимальное количество материальных ресурсов, которое должно находиться на предприятиях или в организациях для нормального процесса снабжения.
Абсолютная величина запасов выражается в рублях и натуральных измерителях. Поскольку абсолютные показатели не позволяют оценить уровень обеспеченности товарными запасами применяют относительный показатель (уровень) запасов, который равен товарные запасы деленные на среднедневной товарооборот.
Роль анализа товарных запасов – в установлении причин отклонений фактических запасов от плановых. Для этого определяют множество факторов повлиявших на величину товарных запасов. К числу основных факторов относят: общий объем товарооборота; товарная структура товарооборота; скорость обращения товаров.
Планирование товарных запасов начинают с разработки нормативов по каждой группе товаров. Нормирование товарных запасов проводят по запасам текущего хранения, норматив запасов устанавливают в днях.
9.Розничный товарооборот, его структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж при планировании
Под розничным товарооборотом понимается объем продажи товаров и оказание услуг населению для личного, семейного и домашнего пользования.
В состав оборота розничной торговли включается стоимость:
а) стоимость проданных населению потребительских товаров;
б) стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету;
в) стоимость товаров, проданных в кредит в объеме полной стоимости товара;
г) стоимость товаров, сданных на комиссию;
д) стоимость проданных по образцам товаров и т.д.
Не включается в розничный товарооборот: стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийный срок службы, стоимость проданных билетов, талонов на все виды транспорта.
Важное значение при проведении анализа имеют показатели, характеризующие качество работы торговых предприятий. К ним относятся: процент плана розничного товарооборота; показатели его ритмичности и динамики.
где - процент выполнения плана;
-фактический и плановый товарооборот.
Планирование розничного товарооборота целесообразно начинать с определения минимального объема товарооборота, который обеспечит ему безубыточную работу. Такой объем товарооборота принято называть критическим .
где - объем товарооборота по рыночным ценам;
- сумма переменных издержек обращения;
- сумма постоянных издержек обращения.
Определив минимальный критический объем товарооборота, обеспечивающий предприятию безубыточную работу, переходят к расчету возможного объема товарооборота на планируемый год. При планировании общего объема розничного товарооборота торгового предприятия могут быть использованы следующие методы:
1) опытно-статистичекий – позволяющий определить плановый объем товарооборота торгового предприятия на будущий год исходя из сопоставимого объема товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3-5 лет, предшествующих планируемому году
2) экономико-статистический – он основан на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году;
3) экономико-математического моделирования;
4) комплексной увязки показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Однако при использовании любого из перечисленных методов следует иметь в виду, что составление плана товарооборота начинается в тот момент, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь отчетный период. Поэтому при планировании сначала определяется ожидаемый товарооборот, под которым понимается наиболее вероятная реальная выполнимая величина. Как правило, ожидаемый товарооборот дожжен быть не ниже предусмотренного планом на оставшуюся часть года.