Анализ прибыли от реализации

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг является основным источником прибыли предприятия. Она определяется как разница между выручкой, полученной от реализации, и текущими затратами по производству и реализации, а также суммами налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых из выручки в соответствии с установленным законодательством.

Прибыль является первоочередным стимулом к развитию. Анализ прибыли позволяет выявить некоторое число тенденций развития, увеличения, призван указать руководству организации пути дальнейшего успешного развития, указывает на ряд ошибок в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет организации более успешно осуществлять свою финансово-экономическую деятельность.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализованной продукции; структуры реализованной продукции; себестоимости; уровня среднереализационных цен.

Исходные данные для анализа факторов изменения прибыли от реализации продукции ГП «ВСКГО» за 2010 – 2011 годы представлены в таблице 4.2.

Таблица 4.2 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции ГП «ВСКГО» за 2010 – 2011 годы

Наименование показателя Уровень показателя, млн.руб. Абсолютное изменение, млн.руб. Темп роста, %
2010 год 2011 год
Выручка от реализации продукции, работ, услуг за вычетом налогов и сборов +1321
Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг +1316
Прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг +5
Затраты на один рубль реализованной продукции, работ, услуг 0,972 0,979 +0,007 100,72

Составлено автором по данным организации

Исходя из данных таблицы можно сказать, что прибыль от реализации увеличилась в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 5 млн.рублей, или на 6 %. Это увеличение вызвано увеличением выручки от реализации на 1321 млн.рублей, или на 43 %. Необходимо отметить, что темпы роста себестоимости продукции опережают темпы роста выручки от реализации на 1 %, что является негативным фактором для предприятия.

Расчет влияния вышеназванных факторов на сумму прибыли можно определить способом цепной подстановки, используя данные таблицы 4.2.

Данные факторы по отношению к изменению прибыли отчетного периода являются факторами второго порядка, а по отношению к прибыли от реализации продукции – факторами первого порядка. На изменение валовой прибыли оказывают влияние многие факторы.

К факторам первого порядка относятся изменения прибыли от реализации продукции, прочей реализации, внереализационных результатов.

Факторами второго порядка являются: изменения объёма реализованной продукции, структуры реализованной продукции, полной себестоимости реализованной продукции, цен на реализованную продукцию, штрафы, пени, неустойки, прибыли и убытки прошлых лет, поступления долгов и дебиторской задолженности и др.

Факторныйанализ прибыли от реализации будем производить на основе Приложения А «Отчет о прибылях и убытках с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года».

В условиях рыночной экономики, когда цены на продукцию являются свободными, и их уровень определяется состоянием рынка, поэтому возникает необходимость иметь информацию об их изменении, об их индексе в целях управления экономикой.

Изменение уровня среднереализационных цен на продукцию и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Данные расчета влияния отдельных факторов на изменение прибыли (убытка) от реализации продукции ГП «ВСКГО» за 2010 – 2011 годы сведены в таблицу 4.3 на основании данных таблицы 4.2.

Таблица 4.3 – Анализ факторов изменения прибыли от реализации ГП «ВСКГО» за 2010 – 2011 годы

Факторы изменения прибыли (убытка) от реализации продукции Алгоритм расчета Расчет Сумма влияния на прибыль (убыток), млн. руб.
Изменение прибыли (убытка) отчетного периода ΔПотч.пер. = Потч.пер.2011 – Потч.пер.2010 42 – 51 -9
в том числе за счет:      
1. Прибыли от реализации продукции ΔПреал. = Преал.2011 – Преал.2010 92 – 87 +5
в том числе за счет:      
1.1 объема реализованной продукции ΔПреал. = [(графа 3 строка 1 / графа 2 строка1) – 1] х Потч.периода 2010 [(4387 / 3066) – 1] х 51 +21,97
1.2 изменение цен на реализованную продукцию ΔПцен = графа 3 строка 1 – графа 2 строка 1 4387 – 3066 +1321
1.3. Уровня затрат на один рубль реализованной продукции, работ и услуг ∆Пзатрат = ((графа 3 строка 2 / графа3 строка 1) – (графа 2 строка 2 / графа 2 строка 1)) / графа 3 строка 1 (4295 /4387 – 2979 /3066) / 4387 -1337,97
2. Прибыль (убыток) от прочей реализации ΔПпр. = Ппр.2011 – Ппр.2010 25 – 14
3. Прибыль от внереализационных операций ΔПвнереал. = Пвнереал.2011 – Пвнереал.2010 -75 - 50 -25

Составлено автором по данным организации

За счет роста уровня среднереализационных цен на продукцию, дополнительная прибыль составила 1321 млн.рублей.

Изменение объема реализации продукции в целом по предприятию может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли, а убыточной к ее уменьшению.

Структура реализованной продукции также может оказывать, как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. При увеличении удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализованной продукции сумма прибыли возрастает, а при увеличении низкорентабельной или убыточной продукции – уменьшается.

Для определения влияния изменения объема и структуры реализованной продукции вначале определим прирост объема реализации по сравнению с предыдущим периодом, как отношение выручки от реализации продукции в 2011 году (за минусом НДС) к аналогичному показателю в 2010 году за минусом единицы. Затем прибыль от реализации продукции 2010 года умножается на полученный коэффициент.

Можно расчет вести умножением прибыли на рубль реализованной продукции в 2010 году на прирост реализованной продукции в стоимостном выражении.

ΔПреал. = 51 / 3066 * (4387 – 3066) = 21,97 млн.рублей

Изменение себестоимости реализованной продукции влияет на размер прибыли обратно пропорционально: снижение себестоимости приводит к соответствующему увеличению суммы прибыли и наоборот. Влияние изменения себестоимости на сумму прибыли можно определить, используя показатели затрат на рубль реализованной продукции.

Прибыль от реализации продукции за счет уровня затрат на рубль реализованной продукции в 2011 году снизилась на 1337,97 млн.рублей. Удорожание себестоимости является результатом повышения цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на электроэнергию и транспортные перевозки, ставок заработной платы и других расходов.

В итоге влияния этих трех факторов общее увеличение прибыли от реализации продукции составило:

1321 + 21,97 – 1337,97 = 5 млн.рублей

Проведя факторный анализ изменения прибыли ГП «ВСКГО» за 2010 – 2011 годы, можно сделать вывод (на основании расчетов таблицы 5.3), что прибыль от реализации продукции в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась только на 5 млн.рублей. Прибыль увеличилась за счет изменения объема реализации продукции на 21,97 млн.рублей и изменения цен на реализованную продукцию на 1321 млн.рублей.

В тоже время в 2011 году предприятие получило убытки от реализации внереализационных операций в размере 50 млн.рублей, в результате уплаты штрафов, пени, неустойки.

Прибыль от операционных доходов и расходов в 2011 году по сравнению с 2010 годом на предприятии составила 11 млн.рублей.

Чистая прибыль предприятия за 2011 год равна 0 млн.рублей.

Наши рекомендации