Маркетинговые возможности банка
Сущность и содержание банковского маркетинга
Предпосылки, которые привели к развитию в банковской сфере:
Введение ограничений на осуществление банковской деятельности. Следствие этого – возрастание конкуренции между банками и небанковскими финансовыми организациями;
Либерализация банковского законодательства. И как следствие – возрастание конкуренции между банками;
Глобализация экономики и территориальная экспансия банков (открытие банков за пределами своих государств). Следствие этого – Обострение конкуренции между национальными и зарубежными банками;
Развитие информационных банковских технологий.
Специфика определяется особенностями отрасли:
- особенности предлагаемого товара;
- высокая степень гос. регулирования;
- высокие риски;
- сложность операционных технологий.
Банковский маркетинг - система, призванная обеспечить равновесие между интересами клиентов, самим банком и обществом в целом.
Цель банковского маркетинга в современных условиях – повышение конкурентоспособности и прибыльности банка за счет удовлетворения потребностей клиентов.
Основные особенности банковских услуг:
- неотделимость услуги от источника;
- неосязаемость банковской услуги;
- непостоянство качества банковской услуги;
- неспособность к хранению;
- сложность для восприятия банковской услуги;
- договорной характер обслуживания;
-связь банковской услуги с деньгами;
- протяженность банковского обслуживания во времени;
- вторичность удовлетворяемости услуг.
Концепции банковского маркетинга:
1)совершенствования производства
2)совершенствования товара
3)интенсификации коммер.усилий
4)маркетинга
5)социально-этичного маркетинга
Рынок банковских услуг
Рынок банковских услуг представляет собой сложную область формирования спроса и предложения на производные банковской деятельности, которые относятся к товарному типу денежно-кредитных и финансовых отношении, характеризующихся свободным выбором партнеров и наличием конкуренции. Развитие этих отношений способствует увеличению спроса и предложения на услуги банков, стимулирует операции по расширению структурных элементов ассортимента и качества услуг.
Особое значение при этом приобретает удовлетворение потребностей клиентов, что требует, по нашему мнению, изучения составных элементов рынка банковских услуг. К ним относятся:
наличие законодательных актов правового регулирования денежно-кредитных отношений на рынке банковских услуг;
разработка рыночного механизма формирования портфеля банковских услуг;
определение себестоимости и рыночной цены на услуги банков;
участие государства (Центрального банка) в регулировании рынка банковских услуг;
наличие информации о состоянии и тенденциях развития рынка банковских услуг для клиентов и всех заинтересованных сторон;
развитие рыночной конкуренции;
неограниченность количество участников рынка банковских услуг.
Эти и некоторые другие элементы лежат в основе становления соответствующей инфраструктуры рынка сбыта банковских услуг. Она определяется как совокупность организационно-правовых форм, обслуживающих формирования спроса и предложения и операций по купле продаже банковских услуг на рынке.
Рынок банковских услуг представляет собой совокупность отношений, возникающих по поводу удовлетворения потребностей клиентов банков в соответствующих видах услуг на определенной территории.
Маркетинговые возможности банка
Часть рыночных возможностей, которая может быть реализована с учетом ресурсного потенциала банка и которая соответствует целям и задачам банка определяет маркетинговые возможности банка.
Составляющие:
Цели и задачи банка. Основная цель закрепляется в каком-либо программном документе (уставе, положении) банка и характеризуется относительной стабильностью.
На цель оказывают влияние: история банка, корпоративная культура, организационная структура банка, тип характера, жизненный опыт, стремления, ценности руководителей банка.
Основная цель банка должна быть конкретизирована системой задач либо на определенных этапах развития банка должны выдвигаться краткосрочные конкретные цели. Долгосрочные и краткосрочные цели должны дополнять друг друга.
Задачами банка могут быть: увелич. Распространения своих продуктов и снижения издержек, улучшение качества услуг, стимулирование сбыта, удовлетворение выявленных нужд целевых рынков, забота об интересах общества.
Внутренние возможности банка определяются его ресурсным потенциалом, который включает в себя следующие компоненты:
- финансовая (состав, структура и качество фин.ресурсов банка);
- информационная;
- юридическая (наличие лицензий, договоров, установ-е лимиты по отдельн. Операциям);
- технико-технологическая;
- организационно-правовая;(нормативные акты)
- интеллектуальная; (уровень образования, квалификация, образование)
- брендовая (имидж, деловая репутация).
Большое место в оценке возможностей банка занимает анализ банковского баланса. Он позволяет комплексно оценить деятельность банка: степень риска, доходность, ликвидность, источники и направление средств в разрезе отдельных клиентов или рыночных сегментов и др. Анализ баланса может быть полным либо частичным. Наличие балансов банков-конкурентов за определенный период позволит оценить долю банка на финансовом рынке в ретроспективе. Важно связать изменение позиций с рыночной ситуацией или же внутренними особенностями банка.
Возможности банка на основе банковского баланса могут быть оценены на основе:
- функционального анализа, который подразумевает оценку банка в целом. Цель этого анализа — выявить наиболее доходные операции на определенный момент;
- операционного анализа, который представлен углубленным анализом каждой операции банка с целью выявления наиболее доходной, а также операций, не приносящих доход.
Возможности внешней среды.
На банки оказывают влияние следующие факторы: конкуренты + денежно-кредитная политика государства + политические, экономические, правовые факторы.