Сущность и назначение внебюджетных фондов
Реформирование системы государственных финансов в 90-е гг. XX в. в России связано с появлением системы внебюджетных фондов. Создание их было продиктовано необходимостью безотлагательного решения отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера. В частности, речь шла о создании устойчивой системы государственного пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования, развитии сети автомобильных дорог и содержания дорожного хозяйства, решении экологических проблем и т. п.
Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения); для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления. Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что не менее важно, контролировать целевое использование Указанных финансовых ресурсов. Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе публичных финансов во всех развитых странах Мира.
Предшественниками внебюджетных фондов являлись специальные фонды, которые появились задолго до возникновения бюджета для решения государством конкретных задач. Они носили, как правило, вре-
386 Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
Глава 11 ■ Внебюджетные фонды
менный характер; число их росло в связи с увеличением задач, стоящих перед государством. В современных условиях внебюджетные фонды используются в качестве механизма перераспределения национального дохода с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера. Увеличение количества внебюджетных фондов и совокупного объема аккумулируемых ими средств (в отдельных странах, например во Франции, они сопоставимы с размерами государственного бюджета) является характерной особенностью для экономически развитых стран. Это объясняется прежде всего возрастающей ролью государства в решении социальных, экологических проблем, вопросов выравнивания условий жизни населения в различных регионах.
Исторически внебюджетные фонды создавались двумя путями: а) выделение из бюджета определенных, особо значимых расходов и создание специальных фондов для их финансирования; б) формирование фондов с собственными источниками доходов.
Внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета. Средства внебюджетных фондов находятся в государственной или муниципальной собственности. При превышении доходов над расходами фондов (т. е. наличии положительного сальдо) средства этих фондов зачастую используются многими странами на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита. Большинство фондов создаются в процессе перераспределения национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и субвенций либо в форме отчислений от налоговых доходов. Внебюджетные фонды могут также привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.
Таким образом, внебюджетные фонды— это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.
Фонды различаются по правовому положению и целям создания. По правовому положению фонды делятся на государственные и местные. Первые находятся в распоряжении центральных властей (в государствах с федеративным устройством они могут находиться и в распоряжении властей субъектов федерации); вторые — в распоряжении органов местного самоуправления. В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на: фонды социального назначения (их иногда называют фонды социального страхования) и экономические фонды. Первые предназначены в основном для решения задач социального характера, вторые имеют экономическую направленность.
В западных странах накоплен огромный опыт создания внебюджетных фондов. В особенности это относится к экономическим фондам-
Они расширяют возможности государственного влияния на развитие хозяйственной и социальной жизни общества. Первые фонды экономического содействия возникли в годы мирового экономического кризиса (1929—33 гг.) для оказания финансовой поддержки частному бизнесу. После Второй мировой войны подобные фонды были созданы во всех развитых странах мира. В частности, во Франции с момента окончания войны действует Фонд модернизации, который после объединения с рядом других фондов был преобразован в Фонд экономического и социального развития. В США существует Фонд перестройки и развития экономики.
С начала 60-х гг. XX в. в развитых странах мира большое внимание уделяется созданию научно-технических фондов. Для формирования доходной части этих фондов используются как бюджетные средства (поступления из бюджетов, ссуды государства, бессрочные авансы, субсидии и т. п.), так и средства крупных компаний, взносы университетов и другие источники. Средства указанных фондов направляются на финансирование программ в области фундаментальных исследований, строительство научных центров, подготовку кадров и т. п. В последнее десятилетие в промышленно развитых странах значительно возросли (в 5—8 раз) фонды социального назначения, что позволяет государственным властям проводить активную социальную политику. В образовании этих фондов, как правило, используются: а) страховые взносы застрахованных лиц; б) страховые взносы предпринимателей; в) субсидии и беспроцентные ссуды государства.
Состав социальных внебюджетных фондов, так же как и ставки взносов, размеры субсидий, весьма дифференцирован по странам.
Внебюджетные фонды как институциональные структуры являются самостоятельными финансовыми, а иногда и финансово-кредитными учреждениями и зачастую, имея целью получение дополнительных доходов, выступают в качестве крупных инвесторов, прежде всего на рынке государственных ценных бумаг. Более того, государство зачастую принуждает внебюджетные фонды приобретать государственные ценные бумаги. Таким образом, можно говорить о том, что внебюджетные фонды выступают в ряде случаев в качестве своеобразного «кредитора» государственного бюджета.
Правовой основой создания внебюджетных фондов в стране первоначально являлся Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1. На его основе были приняты правовые акты, регулирующие функционирование внебюджетных фондов социального назначения. С введением в действие Бюджетного кодекса РФ указанный Закон утратил силу (отменен).
В Российской Федерации к фондам социального назначения относятся: 1) Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ); 2) Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ); 3) Федеральный фонд
Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
глава 11 • Внебюджетные фонды
и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМСи ТФОМС). До 2001г. существовал также Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН). Эти фонды призваны обеспечить конституционные права граждан Российской Федерации на получение пенсий, социального пособия в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоровья и медицинскую помощь, защиту от безработицы и т. п.
Пенсионный фонд РФбыл образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество фонда являются государственной собственностью РФ. Денежные средства Пенсионного фонда РФ не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.
Главными задачами Пенсионного фонда РФ являются: 1) выплаты в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ; 2) пособий по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 года до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат; 3) организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Государственная пенсионная система в России функционирует на принципе непрерывной финансовой солидарности поколений работающего и нетрудоспособного населения. Сложившаяся в России демографическая ситуация увеличивает пенсионную нагрузку на работающее население. В этих условиях государство стремится поднять уровень государственных пенсий до минимального прожиточного уровня, что ведет к выравниванию государственных пенсий и ослаблению стимулов к их «зарабатыванию».
Общее руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется Правлением, оперативное управление — исполнительной дирекцией. В субъектах РФ органами оперативного управления являются отделения фонда, а в городах и районах — уполномоченные отделения. Правление Пенсионного фонда и его исполнительная дирекция осуществляют перераспределение средств фонда между регионами для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в отделениях и уполномоченных отделениях фонда. Контроль за использованием средств Пенсион-
ного фонда РФ в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» осуществляется Счетной палатой РФ.
Программа пенсионной реформы РФ, утвержденная в мае 1998 г., предусматривала с 2001 г. переход от действовавшей распределительной системы пенсионного обеспечения к смешанной, а также введение персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования. Введение индивидуально-персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования обусловлено следующими факторами: 1) созданием условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; 2) обеспечением достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении; 3) созданием информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства, для назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов; 4) развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; 5) созданием условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами; 6) упрощением порядка и ускорением процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам.
Индивидуальный учет в системе государственного пенсионного страхования строится на следующих принципах: а) единство государственного пенсионного страхования в РФ; б) всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и учета сведений о застрахованных лицах; в) доступность для каждого застрахованного лица сведений о нем; г) использование сведений о застрахованных лицах для целей пенсионного обеспечения; д) соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов; е) осуществление индивидуального учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица.
На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Фонд и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкетные данные. Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает страховое свидетельство по месту работы. Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, Не являются субъектами государственного пенсионного страхования, кроме несовершеннолетних, получающих пенсию по случаю потери кормильца. Страховые свидетельства государственного пенсионного страхования хранятся у застрахованных лиц. Изменение сведений о за-
390 Раздел II. Государственные и муниципальные финана
Глава 11. Внебюджетные фонды
страхованном лице влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в его индивидуальном лицевом счете.
Сведения о застрахованных лицах представляются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Работодатели представляют сведения о всех лицах, работающих у них по трудовому договору, за которых они уплачивают страховые взносы. Сведения передаются в те органы фонда, в которых эти работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов. Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в фонд, сами представляют сведения о себе в органы фонда по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования.
Фонд социального страхования Российской Федерациисоздан в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и действует в соответствии с положением о Фонде социального страхования Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 101 и последующими изменениями, внесенными в соответствии с постановлениями Правительства РФ. Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает в качестве специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются председателем фонда.
В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы: 1) региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; 2) центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; 3) филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда по согласованию с председателем фонда. Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют текущие, валютные и иные счета в банках.
Главными задачами фонда являются: 1) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вступившим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг,
санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; 2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования.
Фонды обязательного медицинского страхования(далее — Фонда ОМС) созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», полностью введенного в действие с 18 января 1993 г. (Положения, касающиеся добровольного страхования и деятельности страховых медицинских организаций, вступили в силу с 1 октября 1991 г.) Цель медицинского страхования состоит в предоставлении гарантий гражданам при возникновении страхового случая на получение медицинской помощи за счет накопленных средств, а также в финансировании профилактических мероприятий. Медицинское страхование осуществляется в Российской Федерации в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Введение обязательного медицинского страхования означало для государственного здравоохранения переход к смешанной системе финансирования — бюджетно-страховой. Бюджетные средства обеспечивают финансирование в части неработающего населения (пенсионеры, домохозяйки, учащиеся и т. п.), а внебюджетные средства — работающих граждан. Страхователями соответственно выступают исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления (они уплачивают взносы на неработающее население) и хозяйствующие субъекты (организации), а также граждане-предприниматели, не имеющие статуса юридического лица.
Фонды ОМС являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями. Они предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечение финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Федеральный фонд ОМС создан в соответствии с постановлением ВС РФ от 24 февраля 1993 г. №4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» и действует на основании устава фонда в соответствии с Указом Президента РФ от 29 июня 1998 г. № 729. Он выполняет следующие основные
Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
глава 11 ■ Внебюджетные фонды 393
функции: 1) выравнивание условий деятельности территориальных фондов ОМС по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования'; 2) финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; 3) разработка нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; 4) организация подготовки специалистов для системы ОМС; 5) участие в создании территориальных фондов ОМС.
Территориальные фонды ОМС создаются местными органами власти и действуют на основании Положения о территориальном фонде ОМС, утвержденного постановлением ВС РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1 (в ред. Федерального закона от 24 марта 2001 г.), для реализации государственной политики в области ОМС как составной части государственного социального страхования. В городах и районах могут создаваться филиалы, действующие в соответствии с Положением, утвержденным исполнительным директором территориального фонда ОМС.
На территориальный фонд ОМС возложены следующие основные функции: 1) финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщиками); 2) выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направленное на проведение ОМС; 3) предоставление кредитов, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств; 4) создание финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы ОМС; 5) организации банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в территориальный фонд.
В ряде субъектов РФ территориальные фонды обязательного медицинского страхования выполняли функции страховщика, т. е. заменяли медицинские страховые организации. Процесс становления обязательного медицинского страхования в Российской Федерации продолжался не только на протяжении всех 90-х гг. XX в., но и в начале XXI в. Так, в 2007 г. обязательное медицинское страхование на практике было представлено в четырех формах. При первой форме территориальные фонды ОМС аккумулировали страховые взносы, заключали договоры со страховыми медицинскими организациями и осуществляли финансирование больниц и поликлиник. При следующей форме медицинское страхование граждан осуществляли как страховые медицинские организации, так и территориальные фонды ОМС. Третья форма обязатель-
1 Процесс выравнивания состоит в перераспределении средств в форме субвенций территориальным фондом ОМС, у которых образуется недостаток собственных доходов на покрытие расходов по программе ОМС. При определении размеров субвенций применяются следующие оценочные критерии, разработанные правлением Федерального фонда ОМС: наличие утвержденной в установленном порядке территориальной программы ОМС и обеспеченность ее источниками финансирования.
ного медицинского страхования характеризуется отсутствием страховых медицинских организаций. Их функции выполняли территориальные фонды ОМС. В рамках четвертой формы в системе обязательного медицинского страхования обеспечивался лишь сбор страховых взносов с налогоплательщиков, а финансирование лечебных учреждений осуществлялось региональными управлениями здравоохранения.
Начиная с 2005 г. в Российской Федерации стала набирать силу и достаточно быстро развиваться система добровольного медицинского страхования. Темпы ее развития во многом будут определяться уровнем дохода основной части населения страны.
Для финансирования мероприятий по реализации государственной политики занятости населения с 1992 по 2001 гг. существовал Государственный фонд занятости населения РФ.Он был образован в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Фонд занятости не имел статуса юридического лица, а средства фонда находились в оперативном управлении и распоряжении Федеральной службы занятости населения и подведомственных ему территориальных органов. Фонд представлял собой трехуровневую систему, включающую фонды занятости в городах и районах, на базе которых создавались региональные фонды занятости, формировавшие федеральную часть фонда.
Основными функциями Фонда занятости являлись: 1) профессиональная подготовка и переподготовка граждан, включая содержание (аренду) учебных заведений и выплату стипендий обучающимся по направлению органов службы занятости; 2) выплаты пособий по безработице, а также оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении; оплата временной нетрудоспособности безработным гражданам; 3) создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы; 4) организация общественных работ.
Финансовое положение Фонда занятости с 1996 г. характеризовалось как неудовлетворительное ввиду значительных долгов по социальным выплатам населению. Так, например, к началу 1998 г. задолженность государственного фонда занятости по выплате пособий по безработице, досрочных пенсий, стипендий и т. п. составила более половины всех фактически профинансированных расходов по этой статье1. С 2001 г. финансирование расходов, связанных с выполнением основных функций Государственного фонда занятости, осуществляется через бюджеты разных уровней бюджетной системы РФ.
К экономическим внебюджетным фондам в Российской Федерации относились ведомственные (отраслевые, межотраслевые) фонды и фонды территориального (регионального) развития.Они создавались на федеральном уровне по решению органов Федерального Собрания РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ,
1 Финансовые известия. 1998. 30 июня. С. 5.
Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
Глава 11 ■ Внебюджетные фонды
а на местном уровне — по решению законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ местного самоуправления.
Порядок формирования внебюджетных фондов и контроль за использованием средств этих фондов до введения в действие Бюджетного кодекса РФ (до 1 января 2000 г.) определялся Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 «Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», а с 1 января 2000 г. эти процедуры определяются Бюджетным кодексом РФ.
Ведомственные внебюджетные фонды создавались на федеральном уровне для финансирования конкретных программ развития отдельных отраслей, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, социального и материально-технического обеспечения отдельных ведомств. Сроки существования их в Российской Федерации, к сожалению, были крайне незначительны, что во многом предопределялось непоследовательностью и противоречивостью социально-экономической политики государства.
Ряд фондов, таких, как дорожный, экологический, создавались путем выделения отдельных расходов бюджета с приданием им статуса внебюджетных. Так, например, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1994 г. №315 «О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» во многих федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти были созданы соответствующие внебюджетные фонды. В частности, 7 августа 1997 г. Рослесхозом утверждено Положение об отраслевом внебюджетном фонде научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) Рослесхоза.
Подобные внебюджетные фонды НИОКР формировались за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1,5% себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг) с отнесением этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) и создавались по согласованию с Министерством науки и технической политики РФ, на которое и возложен контроль за целевым использованием средств вышеуказанных фондов. Самым крупным по объему аккумулируемых финансовых средств среди внебюджетных фондов НИОКР является Российский фонд технологического развития.
Региональные внебюджетные фонды характеризовались разнообразием форм формирования, исполнения и контроля за использованием средств этих фондов. Во многих регионах РФ вопросы формирования и использования средств внебюджетных фондов находились пол-
лостью в ведении исполнительных органов власти. В то же время были регионы, например Петрозаводск, где проекты сметы доходов и расходов внебюджетных фондов, отчеты о ее исполнении рассматривались представительными органами аналогично тому, как рассматривался и сам бюджет. В ряде субъектов РФ, например в Новгородской и Ярославской областях, внебюджетные фонды экономического назначения отсутствовали, хотя у отдельных органов местного самоуправления Ярославской области они имелись.
С середины 90-х гг. XX в. в Российской Федерации наметилась тенденция по ликвидации внебюджетных фондов. Это происходило на всех уровнях бюджетной системы и касалось всех видов внебюджетных фондов как экономического, так и социального назначения. В большей мере данный процесс затронул ведомственные внебюджетные фонды. С 1994 г. были консолидированы в бюджетную систему, т. е. включены в бюджеты соответствующего уровня в виде целевых бюджетных фондов федеральный и территориальные дорожные фонды, федеральный и территориальные экологические фонды. В дальнейшем из внебюджетных в состав бюджетных целевых фондов были трансформированы: Фонд развития таможенной системы РФ; Федеральный и территориальные фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов; Государственный фонд борьбы с преступностью; Федеральный фонд Министерства по налогам и сборам РФ; Федеральный фонд службы налоговой полиции РФ; Фонд Министерства по атомной энергии РФ. В Федеральном законе от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ «О бюджете на 2001 год» указанные федеральные целевые бюджетные фонды были вообще ликвидированы (упразднены), за исключением Фонда Министерства по атомной энергии РФ.
Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» было запрещено использование органами местного самоуправления, а также органами субъектов РФ, за исключением ряда случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом, иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения их расходных обязательств, кроме бюджета. Это означает, что начиная с 2005 г. внебюджетные фонды в Российской Федерации могут создаваться и существовать только на федеральном уровне.