ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. ТЕОРИЯ ВОПРОСА. В данном параграфе дается общее описание предприятия по следующим направлениям: История существования предприятия:
ТЕОРИЯ ВОПРОСА. В данном параграфе дается общее описание предприятия по следующим направлениям:
- История существования предприятия:
- когда и кем образовано предприятие;
- как именовалось за всю историю своего существования;
- краткое описание преобразований, их целей и задач;
- перспективы дальнейшего развития.
2. Состояние предприятия на последнюю отчетную дату:
- основные виды, оказываемых услуг, их структура;
- финансово-экономические показатели за 2 последних года
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ. Любой пункт аналитической части диплома должен быть построен по следующей общей схеме:
- важность анализа направления, вынесенного в название пункта, для целей анализа и раскрытия темы дипломного проекта;
- таблица показателей, характеризующих данное направление анализа. Каждая таблица должна иметь название и двузначный номер (первая цифра – номер раздела, т.е. в данном разделе это 2, вторая цифра – порядковый номер таблицы в рамках раздела). Все таблицы в данной части диплома должны быть аналитическими, т.е. в них необходимо указать не только данные, например, за 2000 и 2001 года, но и отклонение. Если показатели, представленные в таблице выражены в стоимостных или натуральных измерителях, то рекомендуется указывать и абсолютное и относительное отклонение (темп роста или прироста) (см. в качестве образца таблицу технико-экономических показателей). Вместо таблицы может быть представлен график или диаграмма. Они также должны иметь номер и название, которые располагаются после графика или диаграммы. При этом все графики и диаграммы называются рисунками (см. «оформление диплома»). В анализе организационной структуры предприятия приводится только рисунок - существующая организационная структура предприятия, дается ее анализ и выявляются недостатки.
- Дается анализ показателей таблицы или рисунка. В этом анализе следует отразить по каждому показателю или группе показателей следующее:
- каково значение показателя на дату анализа (или за анализируемый период), какое это означает отклонение от уровня предшествующего периода (плана, норматива);
- за счет чего произошли эти изменения;
- как это может повлиять на перспективы предприятия.
- В заключении анализа по каждому пункту следует сделать небольшой вывод – 2-3 предложения, содержащие качественную оценку динамики анализируемых показателей (количественные показатели могут быть представлены в минимальном объеме).
В зависимости от масштаба предприятия, его особенностей, анализ может быть представлен в краткой (Пример 1) или развернутой форме (Пример 2).
ПРИМЕР:
Общая характеристика ООО «Ресторан «ХХХХХ»
ООО «Ресторан «ХХХХХ» расположено в Москве по адресу ХХХХХ д.ХХ. Предприятие является обществом с ограниченной ответственностью.
Особенностью данного ресторана является французская и средиземноморская кухня.
В ресторане «ХХХХХ» организуется банкетное обслуживание, а также возможно и выездное обслуживание по заказам клиентов.
Режим работы предприятия – ежедневно с 11.00 до часа ночи.
Ресторан «ХХХХХ» относится к сети ресторанов «Росинтер ресторантс». Всего в настоящее время открыто 53 ресторана этой сети в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Новосибирске, Минске, Киеве, Алма-Ате.
Ресторан «ХХХХХ» имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, имеет право от своего имени заключать договора, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитражном и третейском суде.
Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия за два последних года представлены в табл.4.
Таблица 2.1.
Основные технико-экономические показатели деятельности ресторана «ХХХХХ» за 1999-2000 гг.
№ п/п | Наименование показателя | Ед.изм. | Величина показателя | Отклонение | ||
1999 г. | 2000 г. | абс. | % | |||
Объем реализации услуг | т.руб. | 11949,2 | 12539,3 | 590,1 | 104,9 | |
Численность работающих | Чел. | 2,0 | 107,7 | |||
Производительность труда 1-го работающего | т.руб. | 459,6 | 447,8 | -11,8 | 97,4 | |
Среднегодовая зарплата 1-го работающего | т.руб. | 54,9 | 73,3 | 18,4 | 133,6 | |
Себестоимость услуг | т.руб. | 9583,3 | 11699,2 | 2115,9 | 122,1 | |
Затраты на 1 руб. реализации | Коп. | 80,2 | 93,3 | 13,1 | 116,3 | |
Прибыль от реализации услуг | т.руб. | 2365,9 | 840,1 | -1525,8 | 35,5 | |
Рентабельность продаж | % | 19,8 | 6,7 | -13,1 | - | |
Рентабельность деятельности | % | 24,7 | 7,2 | -17,5 | - |
Анализ показателей табл. 2.1. показывает, что за отчетный период выручка от реализации продукции и услуг ресторана увеличилась на 4,9% или 590,1 т.р., составив в 2000 г. 12539,0 т.р. (рис.2.1.).
840,1
11699,2
2000 г.
12539,3
2365,9
9583,3
1999 г.
11949,2
- прибыль от реализации услуг
- себестоимость услуг
- объем реализации услуг
Рис. 2.1. Основные показатели деятельности ресторана «ХХХХХ» за 1999-2000 г.
При этом численность сотрудников увеличилась незначительно – всего на 2 человека за тот же период или на 7,7% по сравнению с 1999 г.
Рост численности персонала при незначительном увеличении объема реализации привел к тому, что показатель производительности труда или товарооборота на одного работающего уменьшился на 2,6% или 11,8 т.р. за 2000 г. по сравнению с 1999 г.
За счет роста среднемесячной заработной платы увеличилась и среднегодовая заработная плата сотрудников ресторана – на 33,6% или 18,4 т.р. за год. Это, безусловно, негативная ситуация – рост среднегодовой заработной платы одного работающего при одновременном снижении производительности труда одного работающего.
Переход к показателям, характеризующим эффективность деятельности предприятия, можно отметить, что в 1999 году показатели рентабельности имели средний уровень – 19,8% и 24,7% соответственно рентабельность продаж и рентабельность деятельности. Однако, в последнем отчетном периоде произошло увеличение удельных затрат – показатель затраты на рубль реализации услуг вырос на 16,3% и составил в 2000 году 93,3%. Вследствие этого произошло снижение показателей рентабельности до 6,7% и 7,2% соответственно рентабельность продаж и рентабельность деятельности (рис.2.2.).
1999 г. 7,2
2000 г. 6,7
1999 г. 24,7
2000 г. 19,8
Рис. 2.2. Показатели рентабельности деятельности и рентабельности продаж по ресторану «ХХХХХ» за 1999-2000 гг.
Таким образом, очевидно, что в деятельности предприятия произошли некоторые изменения, влияние которых на деятельности предприятия в целом можно оценить как негативное.