Оценка состояния системы учета и внутрихозяйственного контроля расчетных операций
Для осуществления всех необходимых процедур аудита расчетных операций должна быть разработана детализированная программа аудита, структура которой определяется спецификой расчетов аудируемой организации и в зависимости от информационного обеспечения аудита. Она может составляться на основе федеральных правил (стандартов) аудита, внутрифирменных стандартов и предварительной оценки риска неэффективности системы учета и внутрихозяйственного контроля расчетных операций по данному модулю в аудируемой организации. Эффективность проведения аудита расчетных операций зависит от выполнения всех аудиторских работ, последовательности осуществления процедур, методических приемов фактического и документального контроля расчетов строго по программе аудита. Только при надлежащем проведении процесса аудита можно получить достаточные аудиторские доказательства по данному объекту контроля для объективной оценки уровня достоверности расчетных операций в организации.
Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния. Кроме того, правильная (рациональная) организация расчетных операций, правильность постановки их учета предупреждают негативные последствия по этим операциям. Поэтому аудиторской проверке подвергаются все расчетные операции экономического субъекта различными приемами и методами контроля.
Анализ состояния законности и целесообразности организации расчетных операций включает проверку расчетов: с поставщиками и подрядчиками (счет 60); по авансам выданным и полученным (счета 60, 62); с покупателями и заказчиками (счет 62 и др.); по претензиям (счет 76); по имущественному и индивидуальному страхованию (счет 76); с бюджетом (счет 68); по социальному страхованию (счет 69); с персоналом по оплате труда (счет 70); с персоналом по прочим операциям (счет 73); с разными дебиторами и кредиторами (счет 76); с внутрихозяйственными подразделениями (счет 79). Кроме того, проверке подвергаются субсчета и аналитические счета по указанным синтетическим счетам.
При проверке расчетных операций аудитор должен учитывать особенности отдельных организаций, использующих рабочие (упрощенные) планы счетов и упрощенные формы бухгалтерского учета – например, предприятий малого бизнеса и др.
По каждой из перечисленных групп расчетов (до проведения документальной проверки) целесообразно сначала выявить их наличие, соответствие данных бухгалтерского учета и отчетности остаткам той или иной задолженности, затем установить дату и характер ее возникновения. Законность и реальность, а также пути своевременного погашения задолженностей и укрепления расчетно-платежной дисциплины определяются посредством проведения фактического и документального контроля.
Источником контрольных данных для проведения аудиторских проверок являются записи по соответствующим счетам бухгалтерского учета в учетных регистрах и первичных документах, а также в Главной книге и отчете. Поэтому аудитор должен установить: имеется ли в организации нормативная база данных, которой должен пользоваться бухгалтер данного участка учета; перечень применяемых первичных документов, порядок их возникновения, систему нумерации, заполнения всех реквизитов в первичных документах, наличие регистрационных журналов; наличие оборотных ведомостей, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций от приема до сдачи в архив; как организован и насколько эффективен внутрихозяйственный контроль расчетных операций; состояние системы бухгалтерского учета расчетных операций.
Ответы на указанные вопросы можно получить путем предварительного обзора и тестирования. Ниже приводится вопросник (анкета) примерных тестов контроля состояния внутреннего аудита и системы учета расчетных операций (см. табл. )
Таблица - Вопросник для проверки состояния внутреннего контроля и системы учета расчетных операций
№ п/п | Содержание вопроса | Ответы | Количественные параметры | Примечание | ||
Нет ответа | Да | Нет | ||||
А | Внутренний контроль Проводится ли инвентаризация расчетов? | Х | Один раз в год | |||
Проверяются ли сроки возникновения задолженности? | Х | |||||
Имеются ли акты инвентаризации расчетов? | Х | |||||
Проводится ли анализ актов инвентаризации? | Х | |||||
Анализируются ли и выявляются ли причины неплатежей? | Х | |||||
И т.д. | ||||||
Б | Система учета Имеется ли в организации нормативная база данных? | Х | ||||
Имеются ли образцы заполненных типовых расчетно-платежных документов? | Х | |||||
Разработан ли примерный проект организации и постановки учета расчетов? | Х | |||||
Наличие регистрационных журналов | Х | |||||
Ведется ли аналитический учет по каждому виду расчетов? | Х | Только с поставщиками | ||||
Систематически ли производятся записи в регистрах бухгалтерского учета? | Х | |||||
Правильно ли составляются корреспонденции счетов по расчетным операциям? | Х | Имеются отклонения от инструкции | ||||
И т.д. |
Из данных тестирования (см. табл.) следует, что внутрихозяйственный контроль расчетных операций не отвечает современным требованиям, а бухгалтерский учет этих операций организован так, что не может полностью выполнять поставленные перед ним задачи, не всегда соблюдается выполнение отдельных принципов и требований учета. Даже из тестирования общих вопросов организаций внутреннего контроля и постановки бухгалтерского учета в данном случае можно констатировать, что вероятность пропуска ошибок велика, а поэтому аудитор в свою индивидуальную программу проверки должен включить и направить свои усилия на рассмотрение тех вопросов (участков), которые не подверглись внутреннему контролю или которым уделялось мало внимания со стороны бухгалтерии и финансового отдела организации.
Собственно проверку состояния расчетов рекомендуется начинать (по мере необходимости) с инвентаризации расчетов или с анализа материалов инвентаризации, если они имеются к моменту проведения проверки. В процессе такой проверки необходимо установить: нет ли пропуска сроков исковой давности по расчетам с дебиторами и кредиторами, реальность, причины и виновность лиц в пропуске сроков исковой давности; тождество расчета с банками, подразделениями организации, вышестоящими органами, с бюджетом, внебюджетными фондами; правильность и обоснованность числящихся на балансе сумм задолженности по недостачам и хищениям и меры, принятые к взысканию этой задолженности; правильность и обоснованность списания сомнительных долгов, а также числящихся на балансе сумм других задолженностей; достоверность предъявленных к дебиторам претензий, подтверждаются ли претензии договорными обязательствами, предъявлены ли иски на взыскание этих задолженностей в судебном порядке.
Аналитическое исследование материалов инвентаризации расчетов даст аудитору возможность сосредоточить внимание на более тщательной проверке тех расчетных операций, где выявлены: отсутствие внутреннего контроля; расхождения; неувязки; сомнительность в законности или реальности операций.