Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности

Изменения, происходящие в экономической среде Российской Федерации, требуют соответствующего механизма управления хозяйственными процессами, включая одну из его самых существенных частей — бухгалтерский учет. При этом огромная роль в организации бухгалтерского учета отводится его нормативному регулированию, разработка которого осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283. Естественно, международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) оказывают значительное влияние на подходы к формированию показателей бухгалтерской отчетности.

В целом современная система нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности включает:

законодательные акты, регулирующие деятельность хозяйствующих субъектов Федерации;

законодательные и нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Основным законодательным актом, регулирующим деятельность хозяйствующих субъектов Федерации, является Гражданский кодекс Российской Федерации. В первой его части законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; случаи обязательного аудиторского заключения; понятие чистых активов, дочерних зависимых обществ; порядок реорганизации и ликвидации предприятий. Другим не менее важным законодательным актом, регулирующим деятельность хозяйствующих субъектов Федерации и порядок представления бухгалтерской отчетности, является Федеральный закон от 26 декабря 1995 г, № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Статьями 47 и 48 настоящего Закона регламентируется порядок утверждения и представления бухгалтерской отчетности акционерными обществами.

Законодательные и нормативные акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, по степени значимости группируются по четырем уровням:

1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. Положения по бухгалтерскому учету, утверждаемые приказами Министерствафинансов Российской Федерации.

3. Методические рекомендации и указания по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, утверждаемые приказами Минфина России, а также разъяснения по отдельным вопросам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, изложенные в письмах Минфина России.

4. Учетная политика организации, утверждаемая руководителем. Основные нормы, связанные с бухгалтерской отчетностью, определены Федеральным законом от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Указанным Законом определены следующие аспекты формирования бухгалтерской отчетности организаций:

• состав бухгалтерской отчетности;

* адреса представления бухгалтерской отчетности;

* классификация отчетности по периодам ее составления;

* сроки представления бухгалтерской отчетности;

* признаки организаций, обязанных публиковать бухгалтерскую отчетность.

Указанные аспекты нашли развитие в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденном приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н. В этом нормативном акте:

* представлен наиболее полный перечень понятий, применяемых при формировании бухгалтерской отчетности: бухгалтерская отчетность, отчетный период, отчетная дата, пользователь бухгалтерской отчетности;

* сформулированы отдельные принципы формирования бухгалтерской отчетности;

* определен состав бухгалтерской отчетности; * определен перечень базовых показателей соответствующих форм бухгалтерской отчетности.

Практическое содержание указанных понятий бухгалтерской отчетности регламентируется целым рядом документов третьего уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета. К числу основных из них относятся Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности (в дальнейшем — Указания) от 22 июля 2003 г. № 67н. Данными Указаниями определены:

* регламент составления бухгалтерской отчетности;

* состав и образцы форм бухгалтерской отчетности;

•системы показателей отдельных образцов форм бухгалтерской отчетности.

Однако эти Указания носят самый общий характер без конкретных подходов к формированию показателей. При этом формы бухгалтерской отчетности, структура которых определена ими, носят рекомендательный характер. Поэтому формирование большинства показателей в основных отчетных формах можно осуществлять на основе алгоритмов, определенных Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации (в дальнейшем — Методические рекомендации) от 28 июня 2000 г. № 60н, которые хотя и отменены, но по-прежнему являются наиболее приемлемыми в современных условиях. В этих рекомендациях установлен:

* общий порядок формирования показателей бухгалтерской отчетности;

* оценка показателей бухгалтерской отчетности по всем формам отчетности;

* порядок исправления ошибок.

В настоящее время действующими нормативными документами предусмотрена возможность организации самостоятельной разработки форм бухгалтерской отчетности. Такая ситуация может возникнуть, когда организацией выявляется недостаточность информации для формирования у пользователей полного представления о своем финансовом положении и финансовых результатах. В этом случае в бухгалтерскуюотчетность рекомендуется включать соответствующие дополнительные показатели и пояснения к ним. Более того, в письме Министерства финансов Российской Федерации от 29 сентября 2002 г. № 16-00-17/31 «О порядке представления бухгалтерской отчетности» установлено требование о необходимости самостоятельной доработки рекомендованных форм отчетности.

Неменее важным документом являются Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности от 22 июля 2003 г. № 67н. Этим документом по существу установлена система показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом основным пользователем бухгалтерской отчетности для подавляющего большинства коммерческих организаций выступают органы государственного управления. Система показателей отчетности, представляемой таким органам, жестко задана. Это объясняется тем, что указанные органы обрабатывают поступающие к ним отчетные формы с помощью автоматизированных программ по алгоритму образцов типовых форм и отклонения от них приводят к невозможности осуществления этой процедуры. В связи с этим система показателей, представляемая в типовых формах отчетности, является определяющей не только для разработки подходов к формированию бухгалтерской отчетности, но и для организации всего бухгалтерского учета в целом.

Вопросы дополнительного раскрытия информации в бухгалтерской отчетности представлены в Положениях по бухгалтерскому учету: «Событие после отчетной даты» (ПБУ 7/98) от 25 ноября 1998 г. № 56н; «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01) от 28 ноября 2001 г. № 96н; «Информация об аффилированных лицах» от 13 января 2000 г. № 5н, а также в Методических рекомендациях по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию от 21 марта 2000 г. № 29н.

Вопросы отражения показателей сводной отчетности регламентируются Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности от 30 декабря 1996 г. №112. Отдельным вопросам формирования сводной бухгалтерской отчетности посвящено Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000 от 27 января 2000г. №11н. При этом в каждом Положении по бухгалтерскому учету, определяющем базовые нормы ведения отдельных участков учета, имеются разделы, устанавливающие правила формирования и представления в бухгалтерской отчетности основных показателей таких участков учета.

Выбор конкретных способов и приемов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности закрепляется учетной политикой организации, в которой устанавливаются:

* схема документооборота;

* рабочий план счетов организации;

* порядок оценки объектов учета;

* применяемые учетные процедуры.

Порядок оценки объектов учета и применяемые учетные процедуры должны быть описаны в учетной политике предприятия, если нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность в Российской Федерации, описаны возможные варианты или данный порядок не регламентирован.

Наши рекомендации