Привлечение и аккумулирование финансовых средств 227
интересов, но партнерство не состоялось. Значит, мы в чем-то ошиблись и для нас важно понять — в чем. Успокоенность простым отказом, с одной стороны, свидетельствует о несерьезности обращения о поддержке (сами, наверное, не верят в успех дела, работают «на арапа»), а с другой — не дает перспективы дальнейшей работы. Поэтому профессиональное отношение к фандрейзингу предполагает обязательное уяснение мотивов отказа.
Между тем разъяснение отказа может стать новой перспективой сотрудничества — все дело в том, как к нему относиться и как строить последующие отношения, учитывая мотивы потенциального дарителя. Если отказ мотивируется отсутствием денег («нам бы кто помог!»), — они могут появиться потом: раз кончаются деньги, должно когда-то закончиться и их отсутствие. Если все деньги идут на развитие банка или предприятия — отлично, открывается перспектива в дальнейшем. Если круг оказания помощи уже определен — тоже хорошо. Это значит, что в этой фирме имеется специальная структура и есть специальные люди, профессионально занимающиеся организацией благотворительности. Значит, в такой организации больше шансов получить поддержку и помощь. Задача заключается в том, чтобы узнать сроки и порядок рассмотрения заявок. Если же отказ мотивируется тем, что «нас уже обманывали», то тем более стоит сохранить профессиональное «лицо» и продолжить знакомство, попытаться наладить контакты и отношения без получения средств и финансовых обязательств на первых порах.
И в любом случае не следует воспринимать отказ как проявление пренебрежения к вашему делу и вам лично. Фандрейзинг — это работа, имеющая свою специфику и предполагающая определенный профессионализм. Поэтому не следует утрачивать чувство профессионального и личного достоинства, а также, что весьма немаловажно, чувство юмора.
Развитие хороших отношений. Как только предложение будет принято, надо определить порядок оказания поддержки: кто готовит договор, или будет простое перечисление средств, или будет произведена оплата счетов.
Приведем пример формы договоров о финансовой и информационной поддержке Пермского академического театра оперы и балета:
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ДОГОВОР о финансовой поддержке театра
Пермь, 1 января 2002 года
Пермский государственный академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, именуемый в дальнейшем «Театр», в лице директора Пичкалева А. Е., действующего на основании Устава, с одной стороны, и ОАО Банк «Пермькредит», именуемый в дальнейшем «Банк», в лице председателя правления банка Шуры-гина А. Б., действующего на основании Устава банка, с другой стороны, совместно в дальнейшем именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем.
Предмет договора
1.1. В соответствии с условиями настоящего договора Банк обязуется предоставить Театру денежные средства в порядке и на условиях, установленных настоящим договором, аТеатр обязуется принять указанные денежные средства и использовать последние для финансирования мероприятий, обеспечивающих развитие культуры, высоких творческих традиций, создания новых спектаклей и театральных проектов для детской и взрослой аудитории.
Обязанности сторон
2.1.Банк обязуется:
2.1.1. Оказывать в течение срока действия настоящего договора благотворительную помощь в размере___________________
(_________,_______) по графику, предоставлять Театру ежемесячно, в срок не позднее 30-го числа соответствующего месяца денежные средства. При этом предоставление Банком Театру указанных в настоящем подпункте денежных средств осуществляется посредством перечисления соответствующих сумм денежных средств по указанным в настоящем договоре платежным реквизитам.
2.1.2. Предоставить Театру свои информационные материалы и фирменный логотип.
2.2. Театр обязуется:
2.2.1. Использовать денежные средства, указанные в п. 2.1. настоящего договора, для финансирования указанных в п. 1.1. настоящего договора мероприятий.
2.2.2. Упоминать Банк в качестве спонсора Театра и размещать логотип Банка во всех видах печатной рекламной продукции (афишах, буклетах, программах, в том числе во время гастролей Театра по территории Российской Федерации), а также на специальном рекламном щите, расположенном в фойе Театра.
2.2.3. Помещать во всех связанных с деятельностью Театра публикациях средств массовой информации (телевизионных программах, радиопередачах, публикуемых в газетах и журналах статьях, рецензиях, заметках) информацию, содержащую указание о Банке как о спонсоре Театра.