Социально-экономическая сущность гос. внебюджетных фондов, источники их формирования и направления расходов
Сложности фин—эк-го сост-я приводят к частому перераспред-ю фин-х ресурсов. Если это прояв-ся лишь в пересмотре бюдж-х доходов, то, во-первых, приводит к сокращ-ю ряда расходов соц-го хар-ра. Во-вторых, необх-мо учит-ть и оператив-тьпринятия реш-й о перераспред-ии фин-х реш-й. В-третьих, б-т контр-ся парламентом и исп-ие бюдж-х ср-в реглам-ся законодат-ми органами (Федеральным Собранием и т.д.), поэтому об оперативном перераспред-ии средств не может быть речи. В-четвертых, дефицит б-та требует перегруппировки ср-в для покрытия опр-ых видов расходов. В-пятых, многообразие форм собств-ти, сокращ-е госсобственности требуют применения новых методов перераспред-я ден-х ср-в.
Все это приводит к созд-ю др. форм фин-х ресурсов - внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, предназначенных для реализации конкретных целей (социального, экономического, технологического, экологического характера) .
Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в нашей стране в начале переходного периода к рынку на базе закона «Об основах бюдж-го устр-ва и бюдж-го процесса».
Реш-е об образ-ии гос-ых внебюдж-ых фондов принимают Федер-ое Собрание РФ, а также представит-ые органы субъектов Федерации и местного самоупр-ия. Подавляющее число внебюджетных фондов нах-ся в собств-ти гос-ва и муниц-ых образований, но являются автономными. Они имеют строго целевое назнач-е и создаются под конкретные программы, имеющие общегос-ое, регион-ое или местное
Внебюдж-ые фонды формир-ся за счет след-х источников:
- спец-х целевых налогов и сборов, установ-х для соотв-го фонда;
- отчислений от прибыли п/п-ий, учр-ий и орг-ий;
- ср-в б-та;
- прибыли от коммерч-ой дея-ти, осущ-ой фондом как юрид-им лицом;
- займов, получ-х фондом у ЦБ РФ или коммерч-х банков;
- иных, не запрещ-х з-ном, поступлений. Внебюдж-ые фонды освобождаются от уплаты налогов, гос-ых и таможенных пошлин. Внебюджетные фонды находятся всобственности государства, но являются автономными.
Перед ними стоят две группы задач: 1) обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных направлений народного хозяйства; 2) оказание социальных услуг.
Эти фонды могут:
- оказать влияние на воспроизводственный процесс путем субсидирования, кредитования предприятий;
- финансировать природоохранные мероприятия;
- финансировать социальную структуру;
- оказать помощь в выплате пособий, пенсий;
- предоставлять займы;
- вкладываться в ценные бумаги;
- выступать участниками финансового рынка;
- использоваться для получения прибыли в форме дивидендов или процентов;
- выступатьинвесторами.
С 1992 г. в РФ создано и функционирует большое количество внебюджетных фондов.
Классиф-я:по уровню управления различаются внебюджетные фонды:- федеральные;- региональные;
- местные.В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды подразделяются на экономические, социальные, экологические
К экономическим относятся:- дорожный фонд;
- фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
- фонд финансового регулирования;
- фонды развития жилищной сферы;
- фонд поддержки регионов;
- отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР - другие
К основным социальным относятся'
- Пенсионный фонд;
- фонд социального страхования;
- фонд обязательного медицинского страхования.
К экологическим следует отнести:
- федеральный экологический фонд;
- федеральный фонд реконструкции и охраны водных ресурсов;
- федеральный фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов
По периоду функционирования внебюджетные фонды подразделяются на фонды бессрочного, долгосрочного и краткосрочного действия. Примером фонда бессрочного действия является экологический фонд, долгосрочного действия - фонд рационального развития, краткосрочного - фонд помощи беженцам. Однако деление это весьма условно.