Динамика поступления налоговых платежей кредитных и страховых организаций в бюджетную систему РФ за 2013-2015 гг.
Налоговые поступления являются основным источником доходов любого современного государства, так как они позволяют обеспечивать обороноспособность страны, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, финансирование государственных программ, поддерживать правопорядок, а так же способствует постоянному социальному и экономическому росту страны.
Важную роль в формировании налоговой системы играет анализ налоговых поступлений от страховых и кредитных организаций, так как конечный результат позволяет, провести оценку поступлений, изучить их динамику и структуру, что в свою очередь способствует выявлению взаимосвязи между направлениями налоговой системы и поступлениями налогов и сборов [1]. Рассмотрим структуру налоговых платежей за 2013-2015, уплаченных страховыми и кредитными организациями на рисунке 1 .
Согласно представленным на рисунке данным, наибольшую долю в структуре поступлений в федеральный бюджет в течение рассматриваемого периода занимают поступления налогов и сборов за пользование природными ресурсами. Однако, удельный вес данного показателя несколько снизился за 2013-2015гг. Так, в 2013 году доля поступлений по данному виду налогов составляла 48,2%, тогда как в 2015 году уже 46,7% от общей сумы поступлений.
Значительный вес в структуре поступлений бюджет является налог на товары, реализуемые на территории РФ. Удельный вес данного вида налога практически не изменялся в течение анализируемого периода на уровне 42-43% от общего количества налоговых поступлений.
Третьим по величине поступлений бюджет является налог на прибыль, доходы, доля которого колеблется в пределах от 6,71% до 7,21%.
Рисунок 1. Структура налоговых поступлений, уплаченных страховыми и кредитными организациями, в федеральный бюджет за 2013-2015гг.
Перечислим виды налогов, поступления от которых являются незначительными:
- НДС на товары, ввозимые на территорию РФ (2,04 – 2,08);
- акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ (0,12 – 0,10);
- платежи при пользовании природными ресурсами (0,01 в течение всего периода);
- штрафы, санкции, возмещение ущерба (0,02 в течение всего периода);
- прочие налоговые поступления (0,20 – 0,23).
Рассмотрим размеры задолженностей по данным видам налогов за период 2013-2015гг (таблица 1).
В течение всего анализируемого периода можно наблюдать изменение в размерах задолженности по всем видам налогов. Таким образом, по представленным данным видно, что общий размер задолженности ежегодно увеличивается и максимальной величины достигает в 2015 году - 3 908,94 млн. руб.
Таблица 1.
Задолженность в федеральный бюджет по видам налогов за 2013-2015 гг.
Вид налога | Задолженность, млн. руб. | ||||
В % к 2013 | В % к 2014 | ||||
всего | 3 023,30 | 3 279,13 | 108,46 | 3 908,94 | 119,21 |
налоги на прибыль, доходы | 1 576,33 | 1 759,42 | 111,61 | 2 136,75 | 121,45 |
налоги на товары, реализуемые на территории РФ | 532,2 | 544,61 | 102,33 | 632,39 | 116,12 |
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ | 1,22 | 0,93 | 76,23 | 0,37 | 39,78 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ | 0,23 | 0,03 | 13,04 | 0,02 | 66,67 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 28,77 | 16,67 | 57,94 | 55,27 | 331,55 |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 0,85 | 0,88 | 103,53 | 0,96 | 109,09 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 1,13 | 1,26 | 111,50 | 1,29 | 102,38 |
Прочие налоговые поступления | 882,54 | 955,33 | 108,25 | 1 081,90 | 113,25 |
Источник: www.nalog.ru
Несмотря на то, что налоги на прибыль, доходы занимают незначительную часть в структуре бюджета, размер задолженности по данному виду налога является наибольшей среди остальных. Можно также отметить ежегодное увеличение задолженности: в 2014 году на 11,6%, а в 2015 году на 21, 5%.
В значениях задолженности по уплате налогов за пользованиями природными ресурсами наблюдается большая амплитуда: значение данного показателя в 2014 по отношению к 2013 году уменьшилось на 52%, однако, уже в 2015 году произошло резкое увеличение на 232%, что в абсолютном выражении составило 38,6 млн. руб.
Положительные тенденции наблюдаются в сборе таких видов налогов, как НДС на товары, ввозимые на территорию РФ и акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ. Уменьшение величины задолженностей по налогам на добавленную стоимость составило 24% и 60% соответственно в 2014 и 2015 годах. В свою очередь уменьшение величины задолженностей по акцизам в 2014 и 2015 годах соответственно составило 87% и 33%.
Таким образом, можно отметить, что для Российской Федерации характерно наличие задолженностей по всем видам налогов, однако, нельзя говорить ежегодном росте данных значений. Возникновение налоговых задолженностей перед бюджетом объясняется в первую очередь ухудшением финансового состояния субъектов налогообложения в результате общего экономического кризиса в стране. Помимо этого, на образование и увеличение налоговой задолженности юридических лиц влияет растущий уровень налоговой нагрузки [13].
Несомненно, налоговая задолженность негативно влияет на экономику страны, так как не в полной мере обеспечивает бюджет финансовыми ресурсами и ограничивает государство в возможности выполнения социальных программ [15]. Своевременный и жесткий контроль со стороны всех налоговых структур за деятельностью налогоплательщиков позволит снизить недоимки бюджета. При этом, особенное внимание должно уделяться проведению своевременных и принудительных взысканий задолженностей как налоговыми органами, так и судебными приставами [14].
Страховая деятельность не только способствует развитию общественного воспроизводства, но и активно воздействует через страховой фонд на финансовые потоки в народном хозяйстве. Место страховых организаций в финансовой системе обусловлено как ролью различных финансовых институтов в финансировании страховой защиты, так и их значением как объектов размещения инвестиционных ресурсов этих организаций и обслуживания инвестиционной, финансовой и других видов деятельности, а также участием в формировании доходной части бюджетной системы РФ посредством уплаты налоговых платежей.
Статьей 293 НК РФ определен состав доходов от реализации непосредственно страховых услуг, в том числе и внереализационных доходов, возникающих при проведении страховых операций.
Налоговые поступления от страховых организаций ежегодно возрастают. В 2012 году они составили 944 млн руб., 2013 году - 1081 млн руб., 2014 году - 987 млн руб., 2015 году - 1162 млн руб. Однако их доля в общей сумме налогов и сборов, аккумулированных в бюджетной системе, невелика - 0,2 % по итогам 2012-2015 годов.[16] Наглядно динамику поступлений налогов от страховых организаций можно рассмотреть в таблице 2.
Таблица 2.
Динамика поступлений налогов, уплаченных страховыми организациями за период 2012-2015гг.
2012г. | 2013г. | 2014г. | 2015г. | |
Налоговые поступления, уплаченные страховыми организациями |
Источник: www.nalog.ru
Подводя итог, можно сказать, что проведение анализа налоговых поступлений является неотъемлемой частью планирования доходов и расходов бюджета. Тем не менее, для построения максимально точных прогнозов поступлений и рационального планирования статей бюджета необходимым является и анализ задолженностей по видам налогов. Качественно проведенная аналитическая работа позволит извлечь максимум выгоды их налоговых поступлений.