Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Бюджетные отношения между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации и органами местного самоуправления по поводу финансовой поддержки строятся на основе определенных принципов, характерных для бюджетного федерализма.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
- самостоятельность бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений бюджетной системы РФ;
- равенство бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований во взаимоотношениях с федеральным бюджетом;
- законодательное разграничение доходных источников между бюджетами;
- выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности;
- единство бюджетной системы;
- передача отдельных видов расходов из федерального бюджета в территориальные бюджеты;
- средства, переданные бюджету одного уровня от бюджета другого уровня для обеспечения государственных полномочий учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений.
В основу межбюджетных отношений в федеративных государствах должны быть заложены принципы бюджетного федерализма – это разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, заложенное в Конституции страны, закрепленное в правовой форме федеральным и двухсторонними договорами между ними.
Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов – это определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый тип бюджетов.
Бюджетный федерализм базируется на: сочетании интересов, обеспечивающем высокую степень самостоятельности территориальных бюджетов при сохранении ведущей роли федерального бюджета; наличии трехзвенной бюджетной системы и равенстве прав бюджетов одного звена; применении единых для всех субъектов Федерации критериев при расчетах объемов средств, выделяемых из федерального бюджета в целях выравнивания регионов и оказания им финансовой помощи.
Метод оказания прямой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. Также применяется для регулирования бюджета - ежегодное плановое распределение доходов бюджета в целях его сбалансирования.
Формы оказания прямой финансовой поддержки: дотация; субвенция; субсидия.
Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
7. Государственные доходы – понятие, состав, структура. Резервы роста государственных доходов России в современных условиях
Государственные доходы –это система денежных отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и государственных предприятий. Доходы служат финансовой базой государства. Необходимо различать понятия «государственные доходы» и «доходы государственного бюджета», которые не идентичны друг другу. В первом случае речь идет о более широкой группе отношений, ибо в состав государственных доходов помимо доходов государственных предприятий включаются и ресурсы государственных внебюджетных фондов.
Финансовые ресурсы, аккумулируемые государством, называются централизованными и формируются за счет налоговых поступлений и неналоговых доходов, а также платежей населения. Ресурсы, остающиеся в распоряжении предприятий, называютсядецентрализованнымии образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Деление государственных доходов на централизованные и децентрализованные показывает соотношение источников удовлетворения общегосударственных и коллективных потребностей.
Основным источником формирования государственных доходов выступаетнациональный доход. Все источники доходов делятся на две группы ― внутренниеи внешние. К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для осуществления своих функций. К внешним ― национальный доход другой страны, заимствованный в форме внешних займов.
Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации являются налоги, займы и эмиссия. Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги, выступающие главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивающие мобилизацию значительной части финансовых ресурсов (от 80 до 90 %).
Вторым по финансовому значению методом мобилизации государственных доходов являются займы. Это связано с наличием разрыва между налоговыми поступлениями и бюджетными расходами. Выпуск займов образует государственный долг. Финансовой базой погашения займов выступают налоги.
Третьим методом мобилизации государственных доходов служит бумажно-денежная и кредитная эмиссия. Это самый непопулярный метод, так как приводит к росту избыточной денежной массы и усилению инфляции.