Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения.

Под бюджетным федерализмом понимают отношения между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации, органами местного самоуправления по поводу формирования и реализации бюджетной политики. Признаки бюджетного федерализма: наличие:трех основных уровней бюджетной системы;самостоятельного бюджета у того или иного уровня власти и ответственности за сбалансированность бюджета и бюджетную обеспеченность; существование системы межбюджетных отношений, предназначенных для упорядочения отношений между различными самостоятельными бюджетами;

сочетание принципов централизации и децентрализации при разграничении налоговых полномочий, расходов и доходов (при их распределении в бюджеты бюджетной системы);

учет интересов участников бюджетного процесса на основе достижения компромиссов в рамках строго определенных процедур;

единство государственных интересов и интересов населения
как основы сбалансированности бюджетной системы.

Принципы бюджетного федерализма:законодательное разграничение полномочий между органами власти всех уровней по формированию доходов и расходов бюджета;обеспечение:органов власти различных уровней необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;вертикального и горизонтального выравнивания доходов бюджетной системы;самостоятельность и равноправие соответствующего бюджета,входящего в бюджетную систему; %f организация межбюджетных отношений в рамках бюджетнойсистемы.Существует три типа бюджетного федерализма:централизованный, децентрализованный, Комбинированный

Бюджетный федерализм, существующий в РФ, в большей степени относится к централизованному типу с элементами децентрализованной модели бюджетного федерализма.

Межбюджетные отношения представляют собой отношение между органами власти преимущественно разных уровней: по разграничению на постоянной основе: расходных полномочий; налогов; других платежей, поступающих в бюджетную систему страны; по межбюджетному распределению совместных налогов по временным нормативам между бюджетами бюджетной системы; перераспределению средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой.

Принципами, на которых основываются межбюджетные отношения, являются:

сочетание интересов всех участников межбюджетных отношений;

распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

сокращение дотационности и количества дотационных бюджетов за счет оптимизации встречных финансовых потоков и наращивания налогового потенциала на соответствующих территориях;

равенство: бюджетных прав субъектов РФ, бюджетных прав муниципальных образований и всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, а местных бюджетов с бюджетом соответствующего субъекта РФ;

выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

применение в межбюджетных отношениях единых для всех субъектов федерации методологии и критериев, учитывающих их особенности;

наличие ответственности органов власти разных уровней за соблюдение обязательств, предусмотренных межбюджетными отношениями.

Принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом предполагает установление.

единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ;

единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

Межбюджетные отношения в РФ включают:

разграничение расходных полномочий и видов доходов (полностью или частично) на постоянной основе между бюджетами бюджетной системы;

межбюджетное регулирование, предусматривающее: распределение между бюджетами регулирующих налогов по временным нормативам (на очередной год или не менее чем на 3 года); перераспределение средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой в разных формах.

Расходы распределяются между бюджетами исходя из следующих принципов:

соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов РФ или органов местного самоуправления;

учет подчиненности предприятий, организаций и учреждений при формировании расходов бюджетов;

учет значения определенных мероприятий, масштабов и последствий их влияния на развитие общества для определения необходимости включения их в вышестоящий бюджет.

Разграничение расходных полномочий в РФ между органами власти различных уровней осуществляется на основании Конституции РФ, закрепляющей:

перечень предметов ведения федерального центра (ст. 71);

перечень предметов совместного ведения федерального центра с субъектами РФ (ст. 72);

сферу ведения субъектов РФ, к которой относится все то, что не отнесено к ведению федерального центра и предметам совместного ведения федерального центра и субъектов РФ (ст. 73).

Перераспределение средств осуществляется путем оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в форме предоставления:

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;

бюджетных кредитов;

бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.

Наши рекомендации