Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в РФ

Бюджетный федерализм – форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает реальное участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе, в равной степени ориентированном и на учет общегосударственных интересов и на реализацию интересов субъектов Федерации.

Бюджетный федерализм в РФ основывается на сл. принципах:

1. Единство бюджетной системы РФ основано на единой денежной системе страны и на взаимодействие бюджетов всех уровней. Взаимодействие бюджетов всех уровней, в свою очередь, должно обеспечиваться единством правового базы построения и исполнения бюджетов.

2. Принцип самостоятельности бюджетов. Исходным условием обеспечения этого принципа является разграничение бюджетных полномочий между органами власти разных уровней.

3. Равенство бюджетных прав означает, что для всех субъектов РФ и органов МСУ государство устанавливает одинаковые для всех т обязательные нормы и правила, определяющие компетенцию органов гос. власти субъектов РФ, органов МСУ в области регулирования бюджетных отношений, осуществления бюджетного процесса. Основу бюджетного федерализма составляет разграничение предме­тов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, заложенные в Конституции РФ.

Одним из определяющих элементов бюджетной политики государства в целом и каждого субъекта РФ является система межбюджетных отношений, принципы и механизм их реализации.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами гос. власти РФ, гос. власти субъектов РФ и МСУ в осуществлении бюджетного процесса. Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме.

Бюджетные отношения возникают между государством и др. субъектами воспроизводства (юридическими и физическими лицами) в процессе мобилизации и использования денежных средств, которые необходимы для выполнения подавляющей части государственных функций – экономических, социальных, управленческих.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует сл. принципы межбюджетных отношений:

§ распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ,

§ разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ,

§ равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав МО,

§ выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, МО,

§ равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Инструменты межбюджетных отношений:

1. разграничение доходных источников, расходных обязательств и финансирования,

2. предоставление финансовой помощи.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъ­ектов РоссийскойФедерации имеет следующие формы:

•дотации или субвенции на выравнивание уровня мини­мальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

•субвенции на финансирование отдельных целевых расходов.

Общие принципы организации межбюджетных взаимоотношений в субъектах РФ определены в ФЗ от 25 сент. 1997 г. №126 – ФЗ "О финансовых основах МСУ в РФ" (с изменениями от 30.12.2001 г.), согласно которому межбюджетные отношения в субъектах РФ строятся на сл. принципах:

§ взаимной ответственности,

§ применения единой для всех МО методологии, учитывающий их индивидуальные особенности,

§ выравнивания доходов МО,

§ максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков,

§ компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами гос. власти,

§ гласности межбюджетных отношений.

***Существовало Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 г. № 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005".Целью программы является формирование и развитие системы бюджетного устройства, позволяющей органам власти субъектов РФ и органам МСУ проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения, полномочий и ответственности между органами власти разных уровней. (экономическая эффективность, бюджетная ответственность, социальная справедливость, полит консолидация, территориальная интеграция).***

Законодат-во: По предметам ведения РФ принимаются фед конституц законы и ФЗ- на всей терр РФ. По предме­там совместного ведения РФ и суб- ФЗ и норм прав акты суб РФ. Вне пределов ведения РФ, совместного ведения, суб осущ прав регулир,принятие законов и норм- прав актов. Не м противоречить ФЗ.

Бюжд федерализм и межбюдж отношения регулируются: Бюдж Кодекс,Распоряжение Правительства РФ <О Концепции межбюджетных отношений и организ бюджетного процесса в субъектах РФ и МО до 2013 г>, приказы Минфина., Налоговым Кодексом по средствам налогов.

22.Национальное планирование и его функции в современной рыночной экономике.

Планирование – одна из стадий процесса управления. Это такая форма деятельности, при которой осуществляется разработка заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства

Уровни планирования:

ü национальный,

ü региональный,

ü муниципальный,

ü уровень фирм.

Объект планирования – то, что планируется.

Субъект планирования – органы государственного, муниципального и административного управления.

Функции:

1) определение особо важных общественных целей,

2) согласование целей развития и направления деятельности в этапах экономического процесса,

3) стратегическое ориентирование хозяйствующего субъекта,

4) позволяет более эффективно решать задачи экономической политики и системно применять регулирование экономики,

5) позволяет более обоснованно составлять главный финансовый документ государства – бюджет.

Планирование – это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться.

Основной целью планирования является реализованное событие.

Критерием эффективности планирования выступает степень использования плана в реальной хозяйственной жизни как руководства к действию, степень соответствия плана реальным условиям. Поэтому в настоящее время планирование фирмы представляет собой непрерывных процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему, с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел фирмы и условиях ее деятельности.

План– управленческий документ, предназначенный к выполнению, в котором сформулированы общественные цели и меры по их реализации, которые имеют адресность, сроки и некоторые другие особенности.

Функции планирования в условиях рыночной экономики:

1. через план реализуется значительная часть задач гос регулирования: поддержание макроэкономических пропорций, обеспечение обществ важнейшими продовольственными товарами, развитие общественной инфраструктуры, ориентирование товаропроизводителей в стратегической конъюнктуре,

2. координация деятельности управленческих структур,

3. через план улучшается координация деятельности отдельных субъектов хозяйствования,

4. осуществляется руководство гос сектором экономики,

5. обеспечение бюджетных расходов,

6. план позволяет системно применять все методы текущего гос регулирования.

Национальное планирование – сложный итеративный процесс (повторение одного и того же действия нескольких раз) установления реально возможных целей и задач совместной деятельности на определенную перспективу, условий его сбалансированного и эффективного развития, систему мер по реализации целей и задач.

Функции национального планирования:

1. планирование позволяет скоординировать деятельность различных регионов и тем самым обеспечить получение дополнительного экономического эффекта и реализовать крупные национальные цели и проекты,

2. планирование позволяет реализовать задачи ГРЭ,

3. позволяет системно управлять и координировать социально – экономические процессы,

4. позволяет лучше обосновать бюджет государства,

5. необходимо для правильного управления гос. сектором экономики,

6. позволяет более эффективно формировать план государственных и муниципальных заказов,

7. позволяет связать воедино различные федеральные программы.

Общегосударственное планирование реализуется в форме разработки ряда плановых документов: государственный бюджет, среднесрочная программа социально-экономического развития, План действия Правительства РФ по социально-экономическому развитию страны, перспективный финансовый план, сводный финансовый баланс, мобилизационный план подготовки экономики и т.д.

Наши рекомендации