Главные области аудита персонала
1. Информационные системы управления персоналом | |
Законодательство • нрава человека | Планирование персонала • спрос и предложение, оценка наличия; • диаграмма квалификации; • перемещения и замены |
Информация по управлению персоналом • рабочие стандарты; • описание работ; • спецификация работ | Работа менеджмента ■ компенсации и зарплата; • пакет и социальные льготы; • дополнительные льготы работодателя |
2. Укомплектование персоналом и развитие | |
Наем • источники найма; ■ пригодность новичков; • работа с заявлениями | Отбор • процедуры отбора; • отношения отбора; • соблюдение закона и прав человека при отборе |
Обучение и ориентация • программы ориентации; • обучающие цели и процедуры; • обучающие курсы | Развитие карьеры • внутреннее продвижение; • планирование программы карьеры; • усилия по развитию человеческих ресурсов |
3. Организационный контроль и оценка персонала | |
Оценка исполнения • стандарты и меры исполнения; • методы оценки исполнения; • оценочные интервью | Трудовые отношения • законность разрешения трудовых споров; • правила управления; • проблемы разрешения трудовых споров |
Контроль персонала • рабочие коммуникации; • дисциплинарные процедуры; • изменение и развитие процедур | Аудит службы управления персоналом • функции службы управления персоналом • линейные менеджеры • обратная связь работников со службой управления персоналом |
Рис. 3.12. Поддержка процесса аудита при помощи интегрированных информационных систем
Как показано в табл. 3.7, аудит должен сосредоточиться на информационной системе управления персоналом, укомплектовании персоналом и его развитии, организационном контроле и оценке. Эти три области аудита дополняют друг друга и объединены друг с другом. Аудит касается фактически каждого раздела из области управления персоналом организации. Никакая отдельная область не должна быть особо подчеркнута в аудите. Анализ только отдельных аспектов системы управления персоналом может упустить показатели, затрагивающие эффективность службы управления персоналом. По каждому разделу таблицы аудиторская бригада должна:
• выделить ответственного за каждое направление работы;
• определить цели, преследуемые каждой деятельностью;
• рассмотреть политику и практику по достижению этих целей;
• изучить образцы отчетов в информационной системе УП, чтобы узнать правильно ли осуществляется политика и практика управления персоналом;
• подготовить доклад (отчет), рекомендующий надлежащие цели, . политику и процедуры;
• разработать план действий по исправлению ошибок в целях, политике и процедурах;
• составить план оценки последствий исправления ошибок, найденных в результате аудита с позиции подразделения фирмы, наемных работников, третьих сторон.
По общему признанию, аудит каждого направления деятельности управления персоналом требует значительных затрат времени и средств. Приглашение внешних аудиторов могут позволить себе только организации, «продвинутые» как в финансовом отношении, так и с точки зрения желания повысить эффективность использования собственного кадрового потенциала. Управленческий аудит и аудит персонала в нашей стране пока еще не имеют законодательной основы, не контролируются и не регулируются государством, значит, рассматриваются большинством руководителей как дорогостоящее и ненужное мероприятие, как дань моде.
После принятия решения о проведении аудита персонала, четкого осознания его целей и задач, возникает вопрос об исполнителях. Вариантов тут всего три: когда аудит проводится самой организацией, т. е. силами какого-либо отдела и групп лиц (самоаудит); привлечение внешнего консультанта; совместная работа внешнего консультанта и привлеченных сотрудников организации-заказчика.
Самоаудит. В этом случае работы поручаются одному из подразделений предприятия, а в качестве экспертов выступают его специалис ты. Обычно самоаудит фирма проводит, когда не хватает времени и средств на привлечение внешних экспертов либо если идея о необходимости дополнительных затрат на оценку персонала не созрела в умах высших руководителей, хотя сама по себе проблема оценки соответствия персонала поставленным перед ним задачам реально существует.
Самоаудит менее эффективен, чем внешний аудит, поскольку его результаты представляются руководителям, которым подчиняются сами аудиторы. Кроме того, все сотрудники организации невольно вовлечены в единый бизнес-процесс, у всех сложилось определенное (и не всегда верное) мнение, как именно нужно работать, у всех есть свои симпатии и антипатии к коллегам, что не может не влиять на оценку. Крайне сложно, проводя самоаудит, рассмотреть вопросы, связанные с организационной структурой и уровнем корпоративной культуры организации.
Составив отчет о работе, аудиторы должны настоять на публичной презентации итогов своего исследования на уровне руководства компанией. Уже своим выступлением они фактически начинают процесс внедрение рекомендаций самоаудита. Но нельзя пе учитывать, что своих, внутренних аудиторов слушают не все сотрудники и их выводы не всегда принимаются как руководство к действию: «Нет пророка в своем отечестве».
Внешний консультант. В этом качестве могут выступать независимые частные лица, не работающие в каких-либо компаниях, небольшие фирмы и, наконец, консалтинговые агентства. В России консультационные услуги предлагают сейчас и западные фирмы с фомкими именами и отечественные компании, представленные на рынке в большом количестве.
Существенный плюс услуг независимого консультанта — их сравнительно доступная цена. Независимый консультант оперативнее и проводит аудит лично, а не с помощью третьих лиц. Но остается риск, что привлеченный эксперт может неожиданно исчезнуть в самый ответственный момент.
У консалтинговой компании — свои плюсы. Во-первых, финансовая устойчивость и надежность: у агентства есть адрес, офис, расчетный счет и т. д. Кроме того, аген тство представляет комплекс услуг, в который входит и организационный, и кадровый аудит. Оно же потом может провести обучение персонала, разработать и осуществить комплекс мероприятий по улучшению ситуации в организации, но при этом агентские услуги дороже, процесс бюрократчней, и есть риск, что к работе будут привлечены не слишком профессиональные работники. Что касается западных консалтинговых агентств, то они по карману только очень крупным богатым компаниям. Есть еще одна негативная особенность западных аудиторских компаний — очень широкое использование стажеров. Фирма может быть именитая, а работают в ней русские стажеры.
Каким образом и где найти внешнего консультанта? Самый распространенный способ — это информация от третьих лиц — рекомендации коллег и друзей, которые уже пользовались услугами конкретного внешнего консультанта это довольно надежный источник сведений об аудиторах.
Второй источник — личное общение с консультантом на каких- либо мероприятиях (выставки, тренинги, конференции, рекламные акции и пр.). Очень важный фактор — доверие, которое заказчик оказывает консультанту, так как аудит персонала — деликатная работа, требующая большого такта, знания психологии людей и особенностей рынка, на котором работает организация-заказчик.
Возможен вариант заочного знакомства с внешним аудитором. Скажем, аудитор ведет какую-либо научную работу, которая сопровождается публикациями материалов. Знакомясь с этими работами, руководство видит, что автор мыслит в нужным направлении, и поэтому есть смысл пригласить его как внешнего консультанта.
Нельзя исключить и вариант рекламного источника информации: почтовая и электронная рассылка, СМИ, выставки и т. д.
Говоря о достоинствах и недостатках привлечения внешнего консультанта, необходимо рассмотреть методику отбора приглашенных специалистов и понять, зачем вообще нужен внешний консультант.
Есть две основные причины, порой сводящие полезность внешнего аудита практически к нулю:
• аудитору по различным причинам не предоставляется необходимая информация (возможно, ее просто нет). Поэтому прежде чем внешний аудитор возьмется за работу, он должен совершенно четко представлять, какие из необходимых ему материалов он может получить, а какие — нет. Не исключено, что уже на стадии переговоров станет ясно, насколько глубоким будет аудит;
• недостаточная готовность руководства компании или ответственных лиц оказывать содействие внешнему аудитору в процессе проведения аудита.
Совместная работа — распространенный вариант проведения аудита персонала, когда часть работы выполняет одно из подразделений компании, а часть поручается внешнему аудитору. Совместный вариант проведения аудита обладает преимуществами как самоаудита, так и аудита. Экономятся средства благодаря тому, что одно из подразделений компании часть работы берет на себя, а профессиональный подход и опыт внешнего аудитора гарантирует качество процессов. При этом сотрудники подразделения, работающие с консультантом, получают ценные навыки проведения оценки работы с персоналом, тем самым повышая свою квалификацию. К тому же привлечение к аудиту своих сотрудников позволяет оперативнее получать внешнему аудитору необходимые данные и разработать более эффективные мероприятия по итогам аудита.
При совместной работе нужно учесть: если статус сотрудника, представляющего итоги исследования на защите отчета, невысок, то и значимость представляемых результатов будет скромной по определению. Соответственно, вероятность использования предложенных рекомендаций также будет низкой. Но даже если с мнением собственных аудиторов в компании считаются, в случае проведения совместно работы будет гораздо эффективнее, если презентацию отчета проведет внешний консультант.
Один из важнейших критериев выбора исполнителей аудита — объем выделяемых на эти цели финансовых ресурсов, так как в зависимости от их объема, которые могут быть выделены на проведение аудита, и выбирается один из вышеназванных вариантов.
Следующий критерий — степень конфиденциальности, которую требуется соблюдать при поведении аудита. Однозначно, что работа внешних аудиторов при поведении оценки работы с персоналом носит более конфиденциальный характер, чем в случае привлечения специалистов самой организации. Рядовые сотрудники, участвующие в работе, становятся обладателями большого количества деликатной информации. Пет абсолютно никакой гарантии, что в определенный момент она не станет достоянием общественности. Иногда это может привести к дестабилизации обстановки в компании, иногда — к панике. Персонал, не зная целей проведения аудита, может начать беспокоиться о последующих санкциях (изменение заработной платы, снятие с должностей, увольнение). Далеко не все из того, что выявляет проверка, следует знать рядовым сотрудникам. Руководство должно иметь дополнительный информационный ресурс, что позволит ему оперативнее и эффективнее управлять компанией.
Напротив, внешний аудитор выполнив свою работу, покидает фирму. Гарантии конфиденциальности, несомненно, выше. Конечно, возникают опасения, что информация проникнет к конкурентам, прессе и т. д. Но тут проявляется еще один «плюс» внешнего аудитора. Есть понятие аудиторской этики — профессиональный аудитор.
дорожи т своим именем. Российский рынок кадрового аудита еще не велик, и информация о некорректном поведении той или иной фирмы распространяется быстро. Тем более что в договоре прописываются санкции за нарушение конфиденциальности.
Если организация пришла к решению использовать внешнего аудита, следует остановится на критериях выбора конкретного внешнего аудитора:
• после получения технического задания аудитор готов назвать стоимость работ и готов указать клиенту на возможность экономии средств;
• на стадии переговоров аудитор помогает выделить и сформулировать наиболее актуальные проблемы, видит «узкие места» в работе компании, подсказывается методы проведения исследований;
« аудитор предоставляет о себе всю необходимую информацию профессионального характера, готов дать координаты своих бывших клиентов;
• аудитор готов к обсуждению и защите своих предложений на любых уровнях и при любом составе участников;
• аудитор вызывает доверие, производит хорошее впечатление.
Однако в настоящее время отдельные крупные фирмы стали создавать внутрифирменные контрольные бригады, подобные внутрифирменным аудиторским подразделениям в области финансов. Такие бригады особенно полезны, когда служба управления персоналом децентрализована в региональный или областной офисы. С помощью внутренних аудитов организация может сохранять последовательную практику управления даже при том, что имеются несколько офисов управления персоналом в различных местах. В этом случае существование контрольной бригады способствует согласованности действий и осуществляет саморевизию или мониторинг между проведениями внешней аудиторской проверки.
Правильно организованный внутрифирменный аудит персонала позволяет своевременно обнаружить недостатки в деятельности службы управления персоналом и вовремя принять меры к их устранению. Фактически внутрифирменный аудит персонала контролирует правильность реализации кадровой политики фирмы. В связис этим должны обязательно соблюдаться основные принципы общего аудита:
• независимость аудиторов — при проведении аудиторской проверки и составлении заключения аудиторы независимы от проверяемого субъекта, собственников и руководителей;
• компетентность;
• ответственность.
В своей практической деятельности внутренние аудиторы должны руководствоваться законодательными актами государства и внутрифирменными аудиторским и стандартами.
Пример. Константин Рогов, региональный менеджер управления персоналом, понимал, что его возможности для продвижения по службе в головном офисе в Тюмени зависели от того, насколько хорошо работает персонал в его регионе. Контрольная бригада компании рассматривала выполнение плана его региона каждый июнь. При подготовке к этой ревизии Константин проводил саморевизию в апреле. После чего руководители служб управления персоналом из трех его отделений встречались, ч тобы в течение мая обнаруженные ошибки и нарушения по возможности исправить. Таким образом, когда контрольная бригада компании заканчивала собственный обзор в июне, она всегда давала высокие оценки региону Рогова за соответствие кадровой политике компании и закону.
Управленческий уровень предполагает проверку правильности применения линейными руководителями разработанной методологии управления персоналом. Поскольку линейное управление является личностным, аудит его эффективности в масштабах организации может принести мало пользы. Однако оценка согласия линейного управленческого звена со стратегической и функциональной деятельностью в области управления персоналом может повысить эффективность последней. Проверка в том числе касается вопросов согласия управленческого звена с целями, кадровой политикой и процедурами управления персоналом, соблюдения их предписаний и требований законодательства в своей работе.
В этой миссии аудитор использует информацию от:
• представителей профсоюза;
• наемных работников;
• администрации и службы управления персоналом;
• внешних источников (социальные органы, акционеры, муниципальные службы).
При выполнении аудиторских процедур в этой области повышается степень уважения линейных руководителей к функциональной деятельности службы управления персоналом. сокой оценки управления персоналом со стороны линейного менеджера, следует скорректировать деятельность службы управления персоналом.
Проверка сама по себе дает лишь необходимую информацию о состоянии дел в организации, которая реального практического значения может и не иметь. Только подготовка на ее основе программы преобразования социально-трудовых отношений и разработка алгоритмов управленческих решений по практическому ее осуществлению могут реально повлиять на эффективность деятельности предприятия.
Аудит также оценивает, насколько хорошо линейные менеджеры исполняют кадровую политику фирмы. Если менеджеры игнорируют эту политику или нарушают законы в отношении работников, аудит должен раскрыть эти ошибки так, чтобы можно было предпринять корректирующее действие. Согласие с законами особенно важно, поскольку в случае нарушения прав человека, техники безопасности, компенсаций или закона о труде, правительство переносит всю о тветственность на компанию. Рассмотрим пример из американского менеджмента.
Пример. Менеджер ресторана быстрого обслуживания нанял двух студентов вуза для выполнения вспомогательной работы на условиях почасовой оплаты. Юноши были довольны заработать но 3 долл. за час. Но отец одного из них пожаловался в правительство, что ресторан платит ниже минимальной зарплаты. В результате не только материнскую компанию признали виновной п нарушении закона о минимальной зарплате, но жапоба вызвала ревизию методов оплаты труда и сверхурочных других ресторанов фирмы. Если бы эта компания использовала внутренний аудит управления персоналом, ошибка могла бы быть исправлена прежде, чем было предпринято формальное правительственное действие.
Помимо сказанного, внутрифирменный аудит персонала может улучшить имидж службы управления персоналом и ее роль в компании. Если аудиторская команда прислушивается к мнению менеджеров по управлению персоналом, комментарии специалистов этой службы справедливы и нацелены на удовлетворение потребностей персонала, то повышается уважительное отношение к службе управления персоналом. И так как это сервисный отдел, его действия могут способствовать достижению организационных целей. И качестве примера рассмотрим, что одна аудиторская команда узнала из интервью с менеджерами местных отделений фирмы.
Пример. После нескольких интервью с руководителями филиалов завода и зафиксировав их претензии, аудиторская команда обнаружила общую для них тенденцию. Большинство менеджеров полагало, что, хотя служба управления персоналом и заполняет вакансии быстро, она не обучает новичков основным требованиям фирмы перед назначением па должность. Постоянная потребность в работниках создавала режим «давления» в работе службы управления персоналом и вынуждала ее проводить поверхностное обучение, что приводило ко многим ошибкам новыми монтажниками. Менеджеры считали, что обучение должно проводиться службой управления персоналом в региональном офисе фирмы.
После прочтения отчета аудиторской команды, региональный менеджер по управлению персоналом был рад узнать, что мнение аудиторов совпало с его собственной позицией решить проблему обучения созданием однопедсльной программы обучения для монтажников с требованием последующего увеличения бюджета.
Эффективные службы управления персоналом стремятся обеспечить достижение и цели компании и потребности работника. Текучесть и абсентеизм более вероятны, когда по требности работника не удовлетворены, что в конечном счете снижает эффективность организации. Чтобы узнать, насколько удовлетворяются потребности работников, аудиторская команда собирает у них информацию относительно заработной платы, льгот, методов оценки и контроля, помощи в планировании карьеры, а также об обратной связи, получаемой работниками относительно исполнения ими своих обязанностей.
Пример. Аудиторская команда дистрибьютора автомобильных запчастей крупного автомобильного концерна получила коллективную жалобу от работников сети: они чувствовали себя изолированными от фирмы, потому что работали в розничных магазинах или на складах, расположенных по всему региону. У них было слабое чувство принадлежности к большой компании, в которой они работали. Поддерживать ослабевающую мораль и помогать работникам почувствовать, что они являются сотрудниками стремительно развивающейся компании, служба управления персоналом начала с выпуска еженедельного «Информационного бюллетеня работника». Письмо па двух страницах вложили в каждый конверт с зарплатой. Это дало стимул новым успехам как в головном офисе, так и в различных точках региона. Таким образом, эта служба использовала аудит, чтобы сделать фирму более отзывчивой к потребностям работников.
В наиболее прогрессивных организациях с этой целью регулярно проводится «обзоры отношений», т. е. выяснение мнения работников о климате в коллективе. Например, в российском отделении компании «Пепси-Кола» они носят название «Здоровье коллектива». Это позволяет организации реши тьпроблемы прежде, чем они разовью тся в большие и более сложные проблемы. Следует упомянуть еще об одном, достаточно новом направлении повышения эффективности работы СУП — это анализ гендерного равенства. С момента своего основания в 1919 г. Международная организация труда (МОТ) твердо проводит курс на реализацию основополагающих принципов и прав женщин и мужчин в сфере труда. МОТ продвигает гендерное равенство как одно из основных прав человека, как неотъемлемую часть своей программы по достойному труду и сокращению бедности. В 2007 г. МОТ опубликовала руководство по проведению гендерного ауди та, где подробно освещены вопросы планирования, подготовки и проведения гендерного аудита. В материалах, опубликованных МОТ, рассмотрены цель и задачи, целевая аудитория гендерного аудита и даны основные рекомендации для организаторов гендерного аудита.
Гендерный аудит в организации — это инструмен т и процесс, определяющий узкие места и проблемы равенства полов (гендерного равенства), рекомендующий методы решения этих проблем, фиксирующий положительный опыт в дос тижении гендерного равенства.
В табл. 3.8 и 3.9 представлены пакет документов и структура отчета гендерного аудита.
Таблица 3.8