Эффект операционного рычага
Эффект операционного рычагапоказывает, на сколько % может быть увеличена прибыль предприятия при росте объема сбыта (выручка) на 1% (при неизменных ценах реализации и уровне постоянных затрат).
где P(%) – прирост прибыли, %; N(%) – прирост объема продукции, %.
Экономический смысл показателя операционного рычага довольно прост – он показывает степень чувствительности прибыли организации к изменению объема производства. В организации с высоким уровнем эффекта операционного рычага незначительное изменение объема производства может привести к существенному изменению прибыли.
Эффект операционного рычага можно определять как отношение маржинального дохода (разницы между объемом продукции и переменными затратами) к прибыли. СОР = МД/П (МД – маржинальный доход, П – прибыль). Значение этого показателя зависит от базового уровня объема производства, от которого идет отсчет. В частности, наибольшие значения показатель имеет в случаях, когда изменение объема производства происходит с уровней, незначительно превышающих критический объем продаж. Тогда даже незначительное изменение объема производства приводит к существенному относительному изменению прибыли. Причина подобного положения состоит в том, что базовое значение прибыли при этом близко к нулю. Пространственные сравнения уровней эффекта операционного рычага (левериджа) возможны лишь для организаций, имеющих одинаковый базовый уровень выпуска. Более высокое значение этого показателя обычно характерно для организаций с более высоким уровнем технической оснащенности. Точнее, чем выше уровень условно-постоянных расходов по отношению к уровню переменных расходов, тем выше эффект операционного рычага. Таким образом, организация (предприятие), повышающая свой технический уровень с целью снижения удельных переменных расходов, одновременно увеличивает и эффект операционного рычага.
DOL = (S-VC)/(S-VC-FC) = (EBIT+FC)/EBIT, где S - выручка от реализации; VC - переменные издержки.
На практике большим операционным рычагом обладают те компании, которые имеют большую долю основных фондов и НМА (нематериальных активов) в структуре баланса и большие управленческие расходы. И наоборот, минимальный уровень операционного рычага присущ компаниям, у которых велика доля переменных затрат.
18. Структура и содержание аналитического отчёта о прибылях и убытках
Отчет о прибылях и убытках — одна из основных форм бухгалтерской отчетности (форма № 2), которая характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и содержит данные о доходах, расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.
При составлении отчета расчет выручки и других доходов, а также расходов, производится по методу начисления, т.е. выручка начисляется тогда, когда у потребителей возникают обязательства по оплате продукции или услуг предприятия. Чаще всего это происходит в момент отгрузки потребителю продукции или предоставления услуг, и сопровождается предъявлением покупателем (заказчиком) соответствующих расчетных документов.
Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, для определения величины чистой прибыли.
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
Валовая прибыль |
Коммерческие расходы |
Управленческие расходы |
Прибыль (убыток) от продаж |
II. Прочие доходы и расходы |
Проценты к уплате |
Проценты к получению |
Доходы от участия в других организациях |
Прочие доходы |
Прочие расходы |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
Отложенные налоговые активы |
Отложенные налоговые обязательства |
Текущий налог на прибыль |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
В аналитическом ОПУ содержатся:
· анализ изменений выручки, прибыли и себестоимости;
· структура и динамика доходов и расходов по видам деятельности;
· анализ формирования чистой прибыли;
· расчет рентабельности.
Используем данную информацию для:
· оценки эффективности деятельности;
· сопоставления изменений в доходах предприятия и собственников;
· определения наиболее и наименее прибыльных направлений.