Конкурентоспособность предприятия и качество продукции

(12) Конкурентоспособность - неотъемлемая составляющая эффективной дея­тельности авиакомпаний.

Конкурентоспособность - это многогранное и сложное понятие, определяе­мое большим количеством факторов. С одной стороны, ее можно рассматри­вать как характеристику продукта АК, а с другой, - как эффективность дея­тельности АК на рынке авиаперевозок. Это значит, что под конкурентоспособ­ностью понимается способность авиаперевозчика обладать финансовой устой­чивостью независимо от влияния внутренних и внешних факторов рынка.

Это характеристика АК, отражающая отличие продукции этой АК от продукции конкурентов как по степени соответствия потребностям потребителя (пассажи­ра), так и по затратам на их удовлетворение. Эти затраты должны быть мини­мальными, авиаперевозчик должен быть способен компенсировать свои расхо­ды на производство и не нести финансовых потерь. Если же АК несет финансо­вые убытки, выполняя свои обязательства по удовлетворению потребностей по­требителя, то она является неконкурентоспособной, что характерно для боль­шинства региональных российских АК.

Можно выделить две особенности конкурентоспособности как показателя:

1. Конкурентоспособность определяется только в результате сравнения продук­та АК с продукцией конкурента, и потому является относительным показате­лем.

2, Для определения уровня конкурентоспособности АК необходимо не только сравнить ее продукцию с продукцией конкурентов, но и учесть затраты на ее создание.

Чтобы повысить конкурентоспособность АК, необходимо учитывать сле­дующие факторы:

- формирование графика оптимального движения самолетов;

- своевременная корректировка расписания при изменении конъюнктуры рынка;

- гибкое согласование спроса и провозных способностей;

- учет потребительских треб-й и предпочтения в целях увеличения объема сопутствующих услуг;

-техническая политика АК, направленная на повышение качества авиаперево­зок.

Два последних фактора особенно влияют на качество обслуживания пассажи­ров. Зарубежные АК уделяют им особое внимание. Постоянное повышение ка­чества перевозок, культуры обслуживания является необходимым условием обеспечения конкурентоспособности АК.

Основными показателями качества являются:

- безопасность и регулярность полетов;

- временные показатели обслуживания пассажиров;

- удобство расписания движения ВС;

- сохранность багажа и груза;

- комфортность среды пребывания пассажиров;

- внимательность и доброжелательность авиаперсонала;

- объем и качество дополнительных услуг.

Т.о, можно сделать вывод, что любая АК, желающая добиться ус­пеха, должна иметь основным своим девизом: «Пожелания клиентов всегда стоят на первом месте, они и только очи являются мерилом всех начинаний и действий авиакомпании, только от них зависят успехи в состязании с конку­рентами». Авиакомпания должна обеспечивать своим клиентам точное, на­дежное и безопасное сообщение.

В своих целях АК должна стремиться к достижению транспортных услуг высшего качества.

Качество - комплексное интегрирующее понятие всех сторон продуктивной деятельности, направленной на удовлетворение многообразных потребностей общества и каждого человека.

Миссия, цели, задачи авиапредприятия при реализации процесса страт. планир-я.

(42) Планирование – процесс принятия реш-й, директивное определение перечня и сроков действий, исходя из определенных целей, научно обоснованных нормативов расходования этих ресурсов.

В качестве самостоятельных форм планирования выступают: стратегическое, бизнес-планирование, перспективное, текущее, оперативно-календарное.

Стратегическое планирование заключается в страт. предвидении, принятие реш-й относительно внутренней координации, распределение ресурсов м/у несколькими направлениями деят-ти в целях адаптации к внешней среде. Осущ-ся после определения целей компании, выбора целевых сегментов рынка, анализа состояния внешней среды, прогнозирования рынка авиатранспортной продукции.

Основу эфф-ной системы упр-я предпр-ем составляет страт. упр-е, подразумевающее регулярное исполнение соответств. процедур упр-я. Прежде всего в компании д.б. организован пр-сс страт. план-я.

Страт. план – набор корректируемых в зависимости от изменений внешней и внутренней среды действий и решений рук-ва, которые ведут к разработке конкреных стратегий, предназначенных для достижения целей предпр-я.

Страт- планир-е – процесс создания и поддержание страт. соответствия м/у целями компании, ее потенциальными возможностями и шансами на успех в условиях рынка, а также разработка функциональных стратегий, предназначенных для того, чтобы обеспечить реализацию сформулированной собственником и высшим руководством миссии.

В основу страт. планир-я предпр-я должна быть положена как его миссия, так и концепция обеспечения максимальной продолж-ти периода его бескризисного состояния. Предназначение предпр-я (миссия), то есть основная концепция его существования как соц.–эк. системы, формирует главные предпосылки успеха деят-ти при различных воздействиях со стороны внешней среды и определенных характеристиках внутренней природы и организации предпр-я. Продолж-ть периода существования предпр-я в рамках первоначальной миссии означает продолж-ть его бескризисного существования с определенным созданным и поддерживаемым конкурентным преимуществом.

Вместе с тем максимальная продолжительность периода бескризисного состояния обеспечивается выбором такой миссии предприятия, которая продиктована, прежде всего, мотивом достижения устойчивого роста прибыли в размерах, достаточных для постоянного наращивания стратегического потенциала предприятия и уровня его конкурентного преимущества.

Кроме того, максимальная продолжительность периода бескризисного состояния предприятия обеспечивается выбором такой миссии, которая наилучшим образом соответствует параметрам микро - и макросреды, формируемым этими параметрами ограничениям и условиям экономической деят-ти.

Неадекватная оценка влияния этих ограничений и условий создает предпосылки для возникновения кризисного состояния и банкротства предприятия.

Эффективная система упр-я (хоз. механизм) позволяет предприятию отсекать умирающие виды бизнеса, определять наиболее доходные виды деятельности, вырабатывать корректные цели, гибкие функциональные стратегии их достижения и эффективные оперативные планы по реализации стратегий.

Проведенные исследования практики стратегического планирования авиапредприятий РФ и источников, обобщающих зарубежный опыт стратегического планирования авиакомпаний, позволили классифицировать генеральные стратегии и методы их реализации на шесть типов.

Задача определения цели заключается в преобразование миссии и направлений развития в конкретные цели. Постановка цели означает формулировку таких задач, решение которых требовало бы напряженных и квалифицированных усилий.

Требования к формированию целей:

- Цели д.б. напряженными, но достижимыми.

- Поставленные руководством задачи долны включать краткосрочные и долгосрочные цели. Причем предпочтение отдается долгосрочным целям.

- В формирование целей должны участвовать все руководители. Перед каждым подразделением компании д.б. поставлены конкретные задаси, решение которых обеспечивает достижение общих целей.

Цели – это будущее компании, а стратегия – средство, способ их достижения.

Наши рекомендации