Качество и конкурентоспособность продукции

Качество продукции есть совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Свойство продукции – это объективная особенность, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации или потреблении. Степень проявления каждого свойства продукции оценивается посредством характеристик, называемых показателями качества.

Качество и конкурентоспособность продукции - student2.ru Показатель качества – качественная характеристика свойств продукции, входящих в состав ее качества, рассматривая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.

В зависимости от целей оценки качества продукции существуют различные классификации показателей качества.

Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество продукции как объекта производства и потребления или эксплуатации. В свою очередь, оценочные показатели разделяют на:

· функциональные показатели характеризуют свойства, определяющие функциональную пригодность продукции удовлетворять заданные потребности. Они объединяют показатели

функциональной пригодности, надежности, эргономичности, эстетичности;

· ресурсосберегающие показатели характеризуют свойства продукции, которые определяют уровень затрачиваемых ресурсов при ее создании и применении. Группа ресурсосберегающих показателей включает подгруппы показателей технологичности и ресурсопотребления;

· природоохранные показатели качества продукции характеризуют ее свойства, связанные с воздействием на человека и окружающую среду. Они объединяются в две группы показателей - безотказностии экологичности.

Управление качеством продукции– это постоянный целеустремленный процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающие создание оптимальной продукции с точки зрения предъявляемых к ней требований и обеспечивающие максимально эффективное ее использование.

Управление качеством должно осуществляться системно, то есть на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции.

Система качества– это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции. Действие системы качества распространяется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя так называемую «петлю качества», которая включает в себя следующие стадии:

· маркетинг, поиск и изучение рынка;

· проектирование и/или разработка технических требований к продукции;

· материально техническое снабжение;

· подготовка и разработка производственных процессов;

· производство;

· контроль и испытания;

· упаковка и хранение;

· реализация и распределение продукции;

· монтаж и эксплуатация;

· техническая помощь в обслуживании;

· утилизация после использования изделия.

По характеру воздействия на этапы петли качества могут быть выделены три направления: обеспечение качества, управление качеством и улучшение качества.

Обеспечение качествапродукции представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих условия для выполнения каждого этапа петли качества таким образом, чтобы продукции удовлетворяла определенным требованиям по качеству.

Управление качеством продукции базируется на стандартах, которые составляют организационно-методическую основу систем менеджмента качества, позволяющих организовать выпуск конкурентоспособной продукции.

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

· национальные стандарты;

· правила стандартизации нормы и рекомендации в области стандартизации;

· классификации, применяемые в установленном порядке, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

· стандарты предприятий.

В зависимости от объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований выделяют: основополагающие стандарты, стандарты на продукцию (услуги), на работы и на методы контроля.

Международной организацией по стандартизации (ISO) группы стандартов по управлению качеством и обеспечению качества разработаны стандарты ISO, которые носят рекомендательный характер.

С понятием «уровень качества продукции» тесно связано понятие конкурентоспособность.

Конкурентоспособность продукции –это совокупность потребительских и стоимостных характеристик производимой продукции, позволяющая ей выдержать конкуренцию на конкретном рынке и в определенном промежутке времени.

Важнейший составляющий элемент конкурентоспособности – качество продукции, но это не идентичные понятия. Если под качеством понимается просто совокупность потребительских свойств продукции, то конкурентоспособность продукции характеризуется ее соответствием конкретной общественной потребности.

Конкурентоспособность продукции носит относительный, а не абсолютный характер: она может обнаружить себя только по отношению к другой продукции.

Оценка конкурентоспособности производится в следующей последовательности:

1) сбор данных о конкуренте;

2) формирование требований к изделию;

3) определение перечня параметров, подлежащих оценке;

4) определение показателя конкурентоспособности по экономическим параметрам;

5) расчет интегрального показателя конкурентоспособности;

6) вывод о конкурентоспособности;

7) разработка мер по повышению конкурентоспособности и оптимизации затрат.

Ресурсы предприятия

Ресурсы – источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ.

К основным видам ресурсов, используемых предприятием, относят:

материальные,

средства труда,

трудовые, в том числе интеллектуальные ресурсы,

финансовые,

информационные.

Материальные ресурсы – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта. К материальным ресурсам относят сырье, материалы, топливо, энергию, полуфабрикаты, детали и т.п. Достаточно часто к материальным ресурсам относят все ресурсы в материально-вещественной форме.

Средства труда – то, с помощью чего осуществляется производственный процесс. В качестве средств труда выступают здания, станки, машины и.т.п.

Трудовые ресурсы – это часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовный способностей, которая может принять участие в процессе труда. Трудовые ресурсы характеризуют численность трудоспособного населения.

Информационные ресурсы – совокупность данных организованных для получения достоверной информации. Они включают отдельные документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.п.

Финансовые ресурсы предприятия – это совокупность денежных средств предприятия, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по расширенному воспроизводству.

Финансовые ресурсы предприятия могут быть классифицированы по направлениям вложения и по источникам формирования. Такая классификация лежит в основе построения бухгалтерского баланса предприятия (рис. 1.2)

Итак, источники формирования финансовых ресурсов в денежном эквиваленте всегда равны имуществу предприятия. Все имущество предприятия делят на внеоборотные активы (активы, сроком службы более года) и оборотные активы (активы, которые оборачиваются достаточно быстро).

Финансовые ресурсы по источникам образования подразделяются на внутренние и внешние.


Качество и конкурентоспособность продукции - student2.ru Направления использования финансовых ресурсов = Качество и конкурентоспособность продукции - student2.ru Источники формирования финансовых ресурсов
  Качество и конкурентоспособность продукции - student2.ru Имущество предприятия (актив бухгалтерского баланса)       =   Качество и конкурентоспособность продукции - student2.ru Источники формирования имущества (пассив бухгалтерского баланса)
Внеоборотные активы   Капитал и резервы
  Оборотные активы = Долгосрочные обязательства
    Краткосрочные обязательства

Рис. 1.2. Структура бухгалтерского баланса

Важнейшими внутренними источниками финансовых ресурсов являются прибыль и амортизационные отчисления.

Внешние (привлеченные) финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на финансовых рынках и получены в результате перераспределения. Они могут формироваться за счет:

· дополнительных вкладов собственников, эмиссии и реализации акций;

· в результате продажи собственных долговых ценных бумаг (облигаций, векселей);

· привлечения кредитов и займов;

· получения отсрочек платежа за приобретаемые материалы и товары;

· получения страхового возмещения;

· безвозмездных перечислений от государства, вышестоящих организаций и т.д.

Из всей совокупности ресурсов традиционно выделяют производственные ресурсы, то есть те, которые непосредственно участвуют в производственном процессе.

Предметы труда, средства труда и работников с их способностью к труду относят к производственным ресурсам предприятия.

Экономист должен искать наиболее эффективные пути использования ресурсов предприятия

Наши рекомендации