Качество и конкурентоспособность продукции

Качество продукции есть совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Свойство продукции — это объективная особенность, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации или потреблении. Степень проявления каждого свойства продукции оценивается посредством характеристик, называемых показателями качества.

Показатель качества — качественная характеристика свойств продукции, входящих в состав ее качества, применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. В зависимости от целей оценки качества продукции существуют различные классификации показателей качества.

Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество продукции как объекта производства и потребления или эксплуатации. В свою очередь оценочные показатели подразделяют на следующие виды:

· функциональные — характеризуют свойства, которые определяют функциональную пригодность продукции удовлетворять заданные потребности. Они объединяют показатели функциональной пригодности, надежности, эргономичности, эстетичности;

· ресурсосберегающие — определяют свойства продукции, которые обусловливают уровень затрачиваемых ресурсов при ее создании и применении. Группа ресурсосберегающих показателей включает в себя подгруппы показателей технологичности и ресурсопотребления;

· природоохранные — характеризуют свойства продукции, связанные с воздействием на человека и окружающую среду. Они объединяют показатели безотказности и экологичности.

Управление качеством продукции — это постоянный целеустремленный процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающие создание оптимальной продукции с точки зрения предъявляемых к ней требований и максимально эффективное ее использование.

Управление качеством должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции.

Система качества — это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции. Действие системы качества распространяется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя так называемую «петлю качества». Она включает в себя следующие стадии:

· маркетинг, поиск и изучение рынка;

· проектирование и (или) разработка технических требований к продукции;

· материально-техническое снабжение;

· подготовка и разработка производственных процессов;

· производство;

· контроль и испытания;

· упаковка и хранение;

· реализация и распределение продукции;

· монтаж и эксплуатация;

· техническая помощь в обслуживании;

· утилизация после использования изделия.

Управление качеством продукции базируется на стандартах, которые составляют организационно-методическую основу систем менеджмента качества, позволяющих организовать выпуск конкурентоспособной продукции.

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

· национальные стандарты;

· правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

· классификации, применяемые в установленном порядке, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

· стандарты предприятий.

В зависимости от объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований выделяют: основополагающие стандарты, стандарты на продукцию (услуги), работы и методы контроля.

Международной организацией по стандартизации (ISO) разработаны группы стандартов по управлению качеством и обеспечению качества. Стандарты ISO носят рекомендательный характер.

С понятием «качество продукции» тесно связано понятие «конкурентоспособность».

Конкурентоспособность продукции — это совокупность потребительских и стоимостных характеристик производимой продукции, позволяющая ей выдержать конкуренцию на конкретном рынке и в определенном промежутке времени.

Важнейший составляющий элемент конкурентоспособности — качество продукции, но это не идентичные понятия. Если под качеством понимается просто совокупность потребительских свойств продукции, то конкурентоспособность характеризуется ее соответствием конкретной общественной потребности.

Конкурентоспособность продукции носит относительный, а не абсолютный характер: она может обнаружить себя только по отношению к другой продукции.

Оценку конкурентоспособности производят в приведенной далее последовательности:

1) сбор данных о конкуренте;

2) формирование требований к изделию;

3) определение перечня параметров, подлежащих оценке;

4) определение показателя конкурентоспособности по экономическим параметрам;

5) расчет интегрального показателя конкурентоспособности;

6) вывод о конкурентоспособности;

7) разработка мер по повышению конкурентоспособности и оптимизации затрат.

Конкурентоспособность продукции предприятия определяется результатом конкурентной борьбы во временном периоде — занятой долей рынка. Измерение возможно как в натуральных, так и в стоимостных единицах.

ТЕМА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ
НА ПРЕДПРИЯТИИ

Наши рекомендации