Конкурентоспособность предприятия и качество продукции
(12) Конкурентоспособность - неотъемлемая составляющая эффективной деятельности авиакомпаний.
Конкурентоспособность - это многогранное и сложное понятие, определяемое большим количеством факторов. С одной стороны, ее можно рассматривать как характеристику продукта АК, а с другой, - как эффективность деятельности АК на рынке авиаперевозок. Это значит, что под конкурентоспособностью понимается способность авиаперевозчика обладать финансовой устойчивостью независимо от влияния внутренних и внешних факторов рынка.
Это характеристика АК, отражающая отличие продукции этой АК от продукции конкурентов как по степени соответствия потребностям потребителя (пассажира), так и по затратам на их удовлетворение. Эти затраты должны быть минимальными, авиаперевозчик должен быть способен компенсировать свои расходы на производство и не нести финансовых потерь. Если же АК несет финансовые убытки, выполняя свои обязательства по удовлетворению потребностей потребителя, то она является неконкурентоспособной, что характерно для большинства региональных российских АК.
Можно выделить две особенности конкурентоспособности как показателя:
1. Конкурентоспособность определяется только в результате сравнения продукта АК с продукцией конкурента, и потому является относительным показателем.
2, Для определения уровня конкурентоспособности АК необходимо не только сравнить ее продукцию с продукцией конкурентов, но и учесть затраты на ее создание.
Чтобы повысить конкурентоспособность АК, необходимо учитывать следующие факторы:
- формирование графика оптимального движения самолетов;
- своевременная корректировка расписания при изменении конъюнктуры рынка;
- гибкое согласование спроса и провозных способностей;
- учет потребительских треб-й и предпочтения в целях увеличения объема сопутствующих услуг;
-техническая политика АК, направленная на повышение качества авиаперевозок.
Два последних фактора особенно влияют на качество обслуживания пассажиров. Зарубежные АК уделяют им особое внимание. Постоянное повышение качества перевозок, культуры обслуживания является необходимым условием обеспечения конкурентоспособности АК.
Основными показателями качества являются:
- безопасность и регулярность полетов;
- временные показатели обслуживания пассажиров;
- удобство расписания движения ВС;
- сохранность багажа и груза;
- комфортность среды пребывания пассажиров;
- внимательность и доброжелательность авиаперсонала;
- объем и качество дополнительных услуг.
Т.о, можно сделать вывод, что любая АК, желающая добиться успеха, должна иметь основным своим девизом: «Пожелания клиентов всегда стоят на первом месте, они и только очи являются мерилом всех начинаний и действий авиакомпании, только от них зависят успехи в состязании с конкурентами». Авиакомпания должна обеспечивать своим клиентам точное, надежное и безопасное сообщение.
В своих целях АК должна стремиться к достижению транспортных услуг высшего качества.
Качество - комплексное интегрирующее понятие всех сторон продуктивной деятельности, направленной на удовлетворение многообразных потребностей общества и каждого человека.
Миссия, цели, задачи авиапредприятия при реализации процесса страт. планир-я.
(42) Планирование – процесс принятия реш-й, директивное определение перечня и сроков действий, исходя из определенных целей, научно обоснованных нормативов расходования этих ресурсов.
В качестве самостоятельных форм планирования выступают: стратегическое, бизнес-планирование, перспективное, текущее, оперативно-календарное.
Стратегическое планирование заключается в страт. предвидении, принятие реш-й относительно внутренней координации, распределение ресурсов м/у несколькими направлениями деят-ти в целях адаптации к внешней среде. Осущ-ся после определения целей компании, выбора целевых сегментов рынка, анализа состояния внешней среды, прогнозирования рынка авиатранспортной продукции.
Основу эфф-ной системы упр-я предпр-ем составляет страт. упр-е, подразумевающее регулярное исполнение соответств. процедур упр-я. Прежде всего в компании д.б. организован пр-сс страт. план-я.
Страт. план – набор корректируемых в зависимости от изменений внешней и внутренней среды действий и решений рук-ва, которые ведут к разработке конкреных стратегий, предназначенных для достижения целей предпр-я.
Страт- планир-е – процесс создания и поддержание страт. соответствия м/у целями компании, ее потенциальными возможностями и шансами на успех в условиях рынка, а также разработка функциональных стратегий, предназначенных для того, чтобы обеспечить реализацию сформулированной собственником и высшим руководством миссии.
В основу страт. планир-я предпр-я должна быть положена как его миссия, так и концепция обеспечения максимальной продолж-ти периода его бескризисного состояния. Предназначение предпр-я (миссия), то есть основная концепция его существования как соц.–эк. системы, формирует главные предпосылки успеха деят-ти при различных воздействиях со стороны внешней среды и определенных характеристиках внутренней природы и организации предпр-я. Продолж-ть периода существования предпр-я в рамках первоначальной миссии означает продолж-ть его бескризисного существования с определенным созданным и поддерживаемым конкурентным преимуществом.
Вместе с тем максимальная продолжительность периода бескризисного состояния обеспечивается выбором такой миссии предприятия, которая продиктована, прежде всего, мотивом достижения устойчивого роста прибыли в размерах, достаточных для постоянного наращивания стратегического потенциала предприятия и уровня его конкурентного преимущества.
Кроме того, максимальная продолжительность периода бескризисного состояния предприятия обеспечивается выбором такой миссии, которая наилучшим образом соответствует параметрам микро - и макросреды, формируемым этими параметрами ограничениям и условиям экономической деят-ти.
Неадекватная оценка влияния этих ограничений и условий создает предпосылки для возникновения кризисного состояния и банкротства предприятия.
Эффективная система упр-я (хоз. механизм) позволяет предприятию отсекать умирающие виды бизнеса, определять наиболее доходные виды деятельности, вырабатывать корректные цели, гибкие функциональные стратегии их достижения и эффективные оперативные планы по реализации стратегий.
Проведенные исследования практики стратегического планирования авиапредприятий РФ и источников, обобщающих зарубежный опыт стратегического планирования авиакомпаний, позволили классифицировать генеральные стратегии и методы их реализации на шесть типов.
Задача определения цели заключается в преобразование миссии и направлений развития в конкретные цели. Постановка цели означает формулировку таких задач, решение которых требовало бы напряженных и квалифицированных усилий.
Требования к формированию целей:
- Цели д.б. напряженными, но достижимыми.
- Поставленные руководством задачи долны включать краткосрочные и долгосрочные цели. Причем предпочтение отдается долгосрочным целям.
- В формирование целей должны участвовать все руководители. Перед каждым подразделением компании д.б. поставлены конкретные задаси, решение которых обеспечивает достижение общих целей.
Цели – это будущее компании, а стратегия – средство, способ их достижения.